Фредерик  ПОЛ
позиции в рейтинге популярности авторов:
ПЕРИОД ПОСЕТИТ.
сутки 1
месяц 1
год 212

     Американский писатель и редактор Фредерик Пол (Frederiсk Pohl) родился 26 ноября 1919 года в Нью-Йорке, рос и учился в Бруклине. Сначала - публичная школа, затем Высшая техническая школа, но не закончил ее, полностью переключившись на литературную деятельность.
     Один из ведущих представителей современной научной фантастики США. Фредерик Пол был одним из организаторов (вместе с А.Азимовым, Д.Блишем, С.Корнблатом, Р.Лаундсом, Д.Найтом и др.) группы "Футурианцев". Во время второй мировой войны служил в ВВС США, принимал участие в боевых действиях в Италии. В послевоенные десятилетия Пол работал литературным агентом и редакциях ряда журналов НФ (первый свой журнал он редактировал еще до войны), а в 1971-79 гг. редактировал НФ в издательствах "Эйс букс" (Ace Books) и "Бэнтам букс" (Bantam Books) (1973-79). Первые публикации (под разлличными псевдонимами) - "Блуждающий во льдах", "Глаз короля" и "Это юный мир" (все - 1941). Президент Ассоциации американских писателей-фантастов (1974-76). Президент ВОНФ (Всемирной организации научных фантастов) (1980-82). Был женат 5 раз, в т.ч., на Д.Меррил (третьим браком); с 1984 г. состоит в браке с Э.Халл. Живет в Палатайне (штат Иллинойс). Автобиография - "Каким было будущее" (The Way The Future Was) (1978). Ранний период собственно НФ творчества Пола связан с именем С.Корнблата, в соавторстве с ним был написан классический роман о рекламной кампании по "продаже Венеры" в близком будущем - "Торговцы космосом" (The Space Merchants) (1952 - "Планета под соусом"; 1953; рус. 1965; 1965 - "Операция "Венера"); яркий пример сатирической НФ, роман выявил диапазон возможностей Пола, впоследствии продемонстрированных в его сольных произведениях: логику, экономное сочетание "твердой" (естественнонаучной) НФ с элементами политики, психологии, социологии, экономики; в 1980-е гг. Пол написал роман-продолжение - "Война торговцев" (The Merchant's War) (1984); объединены в книгу "Корпорация "Венера" (Venus, Inc.) (1985).

[---]

     Другие НФ романы в соавторстве (ими также выпущены два реалистических романа): "В поисках неба" (Search The Sky) (1954; испр. 1985), "Гладиатор в законе" (Gladiator-at-Law) (1955; испр. 1986; рус. 1993 - "Гладиатор по закону") и "Проклятие волков" (Wolfbane) (1959; рус. 1993); совместные рассказы объединены Полом (после смерти соавтора в 1958 г.) в сборник: "Эффект удивления" (The Wonder Effect) (1962; испр. 1977 - "Критическая масса" (Critical Mass)), "Перед началом Вселенной" (Before The Universe) (1980) и "Наше лучшее: лучшее Фредерика Пола и Сирила Корнблата" (Our Best: The Best of Frederik Pohl and C.M.Kornbluth) (1987); рассказ "Встреча" (1972; "Хьюго" - 73) принес Полу (а также посмертно С.Корнблату) первую высшую премию в жанре; до того он неоднократно награждался премией "Хьюго" за редакторскую работу. На русском языке опубликован также рассказ соавторов "Мир Мириона Флауэрса" (1961; рус. 1971).
     В нач. своей сольной писательской карьеры Пол был известен преимущественно как автор добросовестно "построенных", часто сатирических НФ рассказов; ранние представлены в сб. - "Переменные токи" (Alternating Currents) (1956),
     "Дело против завтрашнего дня" (The Case Against Tomorrow) (1957),
     "Семь раз завтра" (Tomorrow Times Seven) (1959),
     "Человек, съевший весь мир" (The Man Who Ate The World) (1960),
     "В четверг поверни налево" (Turn Left At Thursday) (1961),
     "Отвратительный землянин" (The Abominable Earthman) (1963),
     "Ранний Пол" (The Early Pohl) (1976);
     Поздние - в сб.:
     "Телефонные диски и трусы" (Digits And Dastards) (1966),
     "Омнибус Фредерика Пола" (The Frederik Pohl) (1966: др. - "Набор для выживания" (Survival Kit)),
     "Миллионный день" (Day Million) (1970; рус.1991),
     "Золото на конце звездной дуги" (The Gold At the Starbow's End) (1972),
     "Лучшее Фредерика Пола" (The Best of Frederik Pohl) (1975),
     "В котловане проблем" (In The Problem Pit) (1976),
     "Планеты Три" (Planets Three) (1982),
     "Мир Мидаса" (Midas World) (1983),
     "Пол-звезды" (Pohlstars) (1984),
     "Би-Пол" (BiPohl) (1987).
     В хрестоматийных р-зах - "Чума Мидаса" (1954) с продолжениями - "Человек, съевший весь мир" (1956), "Туннель под миром" (1955; рус. 1965) - дана убедительная и беспощадная сатира на "об-во всеобщего потребления"; последний р-з представляет собой классический пример концептуального переворота: на сей раз устроители рекламной кампании используют в качестве "подопытных свинок" миниатюрных андроидов, наделенных сознанием погибших в катастрофе жителей города ; об опасностях подсознательно внушаемой рекламы напоминает "идеальный капитализм в отд. взятом городе" из р-за "Мудрецы из Панг-Корнерс" (1959). Др. частные стороны будущей антиутопии исследованы в р-зах: расизм - в "Дне, когда явились марсиане" (1967) ; позже переписан в роман "День, когда явились марсиане" (The Day The Martians Came) (1988); перенаселение: "лишних" людей просто убивают нанятые пр-вом Ликвидаторы , - в "Цензорах" (1955); индустрия "фантомных" удовольствий (подобно "чувствилищам" у О.Хаксли или "дрожке" из "Хищных вещей века" А. и Б.Стругацких ) - в "Занятии любовью" (1966) . Любви также посвящен р-з о далеком будущем - "Миллионный день" (1966), а путешествию во времена Римской империи (в духе М.Твена и С. де Кэмпа) - "Чрезвычайная миссия Финеаса Снодграсса" (1962; рус. 1990) .
     В 1970-80-е гг. П. реже выступал с произв. короткой формы, но среди его р-зов и повестей этого периода немало таких, к-рые входили в ант. "лучшего за год". В первую очередь это многоплановая повесть "Золото на конце звездной дуги" (1971), в к-рой от экипажа первой звездной экспедиции скрывают правду об истинной цели миссии: фактически "полет" служит прикрытием проводимого над экипажем секретного эксперимента по "интенсификации интеллекта в экстремальных условиях" ; повесть переписана в роман "Звездный взрыв" (Starburst) (1982) . В р-зе "Шаффери записан в бессмертные" (1972) герой - непризнанный "чокнутый гений" - умирает в безвестности, не зная о посмертной "славе": случайно выведенный им токсин уничтожает большую часть населения Земли; оставшиеся в живых навсегда запомнят "синдром Шаффери" . Яркий пример "антиядерной" НФ - р-з "Ферми и стужа" (1985; "Хьюго" -86; рус. сокр. 1988 - "Девятый день рождения"; полн. 1990), в к-ром дается двойственный ответ на знаменитый вопрос Энрико Ферми: если во Вселенной есть разум, почему он молчит? . А герой язвительной миниатюры "Второе пришествие" (1983) - Христос, спасенный сразу после распятия инопланетянами и помещенный ими в Галактический Зоопарк, как ценнейший "экспонат"; возвратившись на Землю и увидев, что сотворили с ней исповедующие Его учение люди, он улетает обратно - в "зоопарк, к-рый содержится лучше" . На рус. яз. также переведены:
     "Заговор губернатора" (19..; рус.1991),
     "Злодей" (19..; рус. 1990),
     "Когда время сошло с ума" (19.. - как Д.Уилли, вместе с А.Каммер (псевд. Д.Х. Докуайлера); рус.1992),
     "Конец Каррагона" (19..; рус. 1944)
     "Ловушка" (195.; рус. 1986, 1989),
     "Между звездами и океаном" (1990; рус. 1990),
     "Обитающий в теле" (1957; рус. 1971; 1971; др. - "Похититель душ", "Вот именно..."),
     "Охотники" (19..; рус. 1976; 1992)),
     "Приливы не ждут" (19..; рус. 1988),
     "Снежные люди" (1959; рус. 1985),
     "Я - это совсем другое дело" (1958; рус. 1967).
     Ранние романы П. оказались менее успешными. В "Невольничьем корабле" (Slave Ship) (1957) описан рейс субмарины, экипаж к-рой составляют люди и животные, установшие между собой вербальный контакт ; инопланетяне в "Походке пьяницы" (Drunkard's Walk) (1960) с помощью телепатии манипулируют человечеством, скрывая от него правду: люди сами обладают экстрасенсорным восприятием; др.романы - "Чума питона" (A Plague of Pythons) (1965; испр. 1984 - "Демон в черепе" (Demon in The Scull)), "Кискин век" (The Age of The Pussyfoot) (1969). В соавт. с Д.Уильямсоном написаны добротные образцы приключенческой и детской НФ:
     Это трилогия о завоевании океана - "Подводный поиск" (Undersea Quest) (1954),
     "Подводный флот" (Undersea Fleet) (1955),
     "Подводный город" (Undersea City) (1958);
     Трилогия о Звездном мальчике - "Рифы космоса" (The Reefs of Space) (1964; рус. 1990),
     "Звездный мальчик" (Starchild) (1965; рус.1990 - "Дитя звезд"),
     "Блуждающая звезда" (Rogue Star) (1969; рус.1990);
     Объединены в одном томе - "Трилогия о Звездном мальчике" (The Starchild Trilogy) (1977; рус.1990 - "Рифы космоса"; др. - "Дитя звезд (трилогия)");
     Романы "Самая далекая звезда" (The Farthest Star) (1973 - "Корабль судьбы"; 1974 - "Яйцо орга"; 1975)
     И "Стена вокруг звезды" (Wall Around A Star) (1983),
     Объединены в один том - "Сага о кукушке" (The Saga of Cuckoo) (1983);
     В последние годы П. возобновил сотрудничество с Д.Уильямсоном, начав нов. серию романом "Граница земли" (Land's End) (1988).
     Последний роман соавт. - "Певцы времени" (The Singers of Time) (1991) .
     На рус. яз. переведена также повесть соавт. "Сын Кунга" (19..; рус.1992).
     В соавт. с Л.Дель Реем (под общим псевд. Эдсон Мак-Кан) выпущен роман "Предпочтительный риск" (Preferred Risk) (1955).
     Во 2-й пол. 1970-х гг., освободившись от ред. обязанностей, П. неожиданно ярко заявил о себе как о сильном и оригинальном романисте. Психол. драме киборга, специально "сконструированного" для выполнения тяжелой работы на Марсе , посвящен роман "Человек с плюсом" (Man Plus) (1976; "Небьюла" - 76). В повести "Торговцы Венерой" (1971) впервые содержится упоминание о галактической сверхцивилизации "хичи", к-рой посвящена самая успешная серия П., состоящая из романов - "Врата" (Gateway) (1977; "Хьюго" - 78; "Небьюла" - 77; "Локус" - 78; Мемориальная премия им. Джона Кэмпбелла-78; рус. 1993), "За голубым горизонтом событий" (Beyond The Blue Event Horizon) (1980; рус. 1993 - "За синим горизонтом событий"), "Свидание с хичи" (Heechee Rendezvous) (1984); доп. материал содержится в сб. - "Анналы хичи" (The Annals of The Heechee) (1987), "Путешествие во Врата" (The Gateway Trip) (1990). Гигантский астероид-"космопорт" на орбите между Венерой и Солнцем, покинутый строителями, оказывается "функционирующим", и добровольцы на свой страх и риск начинают совершать путешествия в неизв. направлении и в неведомое время ; чаще игра в "русскую рулетку" заканчивается гибелью смельчаков, но редкие счастливцы возвращаются на Землю с науч. "уловом", оправдывающим любой риск; сами хичи появляются на сцене только в последних книгах серии. В целом это яркий пример интеллектуальной "космической оперы" с тщательно проработанным фоном (тех. и соц.) и усиленной филос. проблемой контакта с Неведомым; интересные сравнения напрашиваются с вышедшими позже "Тысячелетием" Г.Бира и переводом на англ. яз. "Пикника на обочине" А. и Б.Стругацких (деятельность смертников-сталкеров, ситуация поиска и исследования "вслепую" - методом проб и ошибок - инопланетных артефактов).
     В последних произв. П. активнее вторгается в сферу политики. Подзаголовок романа "Джем: создание утопии" (Jem: The Making of A Utopia) (1979; Нац. премия книги-80; рус. 1993 - "Джем") надо понимать иронически: описывая контакт представителей трех земных политич. блоков (экспортеры продуктов питания, экспортеры нефти и "нар. республики") с аборигенами на планете Джем, автор больше склонен к критике антиутопии. Политич. конфронтации близкого будущего посвящены романы - "Холодная война" (The Cool War) (1981), "Встает Черная Звезда" (Black Star Rising) (1985), "Страх" (Terror) (1986) . "Дрожь" (Syzygy) (1981) - роман о глобальной катастрофе в 1982 г., вызванной "парадом планет", и о психол. реакции на нее разл. соц. групп . Цикл новелл о близком будущем Нью-Йорка вышел под одной обложкой как "Годы города" (The Years of The City) (1984; Мемориальная премия им. Джона Кэмпбелла-85), став одной из самых "лит." книг П. Также интересны повести "Остановка на Долгом Году" (Stopping at Slowyear) (1991) и "Числом превосходя живущих" (Outnumbering the Living) (1990), показывающая одиночество смертных в мире, где большинство людей достигло бессмертия. Последние его романы - "Пришествие квантовых котов" (The Coming of The Quantum Cats) (1986) , "Нарабедла, лимитед" (Narabedla, Ltd.) (1988), "Возвращение домой" (Homegoing) (1989) - нов. вариант "космич. Маугли" , "Мир на границе времени" (The World At The End of Time) (1990), "Копи Оорта" (Mining the Oort)(1992) - представляются менее удачными. Нац. бестселлером стал реалистический роман П. "Чернобыль" (Chernobyl) (1987), основанный на добросовестно собранном документальном материале (но все же не свободный от элементов "развесистой клюквы"). В 1992 г. П. был награжден премией "Великий Мастер".
     Проблемам кинофантастики посвящена монография П. "Научная фантастика: исследования в области кино" (Science Fiction: Studies in Film) (1982), написанная в соав. с сыном, Фредериком Полом IV-м.
     В соавт. с А.Азимовым П. написал науч. - поп. книгу "Наша злая Земля" (Our Angry Earth)(1991) .

произведений: 0