Фриц ЛЕЙБЕР Ройтер [ МНЕНИЯ И ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ]
Фриц ЛЕЙБЕР Ройтер
позиции в рейтинге популярности авторов:
ПЕРИОД ПОСЕТИТ.
сутки 1
месяц 1
год 29

     Писатель-фантаст, классик американской фантастики, один из выдающихся представителей "Золотого Века" англоязычной НФ. Родился 24 декабря 1910 года в Чикаго (шт. Иллинойс), окончил Университетт Чикаго с дипломами психолога и физиолога; играл на сцене (как и его родители - актеры "шекспировского" театра; отец, кроме того, снимался в кино), год провел в теологической семинарии, но не окончил ее, работал ред. в науч. - поп. журнале и преподавал драму; с 1939 г. - професс. писатель. Первая публикация - "Два искомых приключения" (1939).
     Начав писать "героическую фэнтези" (изобретение самого термина критики приписывают Лейбер) по предложению университетского товарища, Лейбер с первого опубл. р-за представил читателям своих популярнейших героев - искателей приключений Фафхрда и Серого Мышелова, жителей воображаемого города Ланкмара, о которых впоследствии написал несколько десятков увлекательных ("серьезных" и юмористических) повестей и рассказов.

[---]

     Вся "сага" представлена в сборнике:
     "Мечи и дьявольщина" (Swords and Deviltry) (1970),
     "Два искомых приключения" (Two Sought Adventures) (1957; испр. доп. 1970 - "Мечи против смерти" (Swords Against Death); рус.1992 - "Клинки против смерти"),
     "Мечи в тумане" (Swords in the Mist) (1968);
     Объединены в один том - "Три меча" (The Three Swords) (1989);
     "Мечи против волшебства" (Swords Against Wizardry) (1968; рус.1992 - "Мечи против колдовства"),
     "Мечи и ледяная магия" (Swords and Ice-Magic) (1977; сокр. 1977 - "Остров Риме" (Rime Island)),
     А также роман "Мечи Ланкмара" (The Swords of Lankhmar) (1961 - "Дочь Сциллы"; доп. 1968; рус. 1992 - "Шпаги Ланкмара");
     Объединены в один том - "Повелители мечей" (Sword's Masters) (1990);
     К циклу примыкает также роман "Король и валет мечей" (The Knight and Knave of Swords) (1988);
     Выделяется короткая повесть "Зло встречается в Ланкмаре" (1970; "Хьюго" - 71; "Небьюла" - 70; рус.1992; др. - "Веселый город Ланхмар").
     На русский язык переведены также р-зы цикла:
     "Затонувшая земля" (19..; рус.1992),
     "Когда морского царя нет дома" (19..; рус.1992),
     "Печаль палача" (19..; рус.1992),
     Переводы произв. цикла составили сб. - "Клинки против смерти" (рус.1992),
     "Мечи против колдовства" (рус.1992).
     История создания цикла изложена в автобиогр. эссе "Фафхрд и я" (Fafhrd &Me)(1975 - в ант.; отд. изд.1991). От типичных произв. "героической фэнтези" сага Лейбер выгодно отличается тонкой стилизацией, разработкой характеров и "отстраненным" чувством юмора .
     Лейбер быстро завоевал репутацию мастера совр. ("урбанистической") "лит-ры ужасов" и традиционной фэнтези. Яркие примеры последней - р-зы "Дымный призрак" (1941; рус.1992), "Девушка с голодными глазами" (1949), "Человек, который дружил с электричеством" (1962; рус. 1974; 1989), "Экспресс в Бельзен" (1975); один из лучших р-зов Лейбер - "Давай-ка бросим кости" (1967; "Хьюго" - 68; "Небьюла" - 67; рус.1991 - "И покатились кости"; др. - "Побросаю-ка я кости", "И тогда Джо бросил кости") - изящная притча об игре в кости со Смертью .
     Первый роман Лейбер, "Заколдуй жену" (Conjure Wife) (1943; 1953), повествует о совр. ведьмах (дважды удачно экранизирован - "Страшная женщина" и "Гори, ведьма, гори"); а "Дама Тьмы" (Our Lady of Darkness) (1977; Всемирная премия фэнтези-78) продолжает традицию готического романа; два последних романа объединены в один том - сб. "Заколдуй жену. Дама Тьмы" (Conjure Wife. Our Lady of Darkness)(1991). "Тарзан и Долина Богов" (Tarzan and the Valley of Gods) (1966) - не совсем удачное подражание Э.Берроузу. Достижения Лейбер отмечены премиями "Гандальф" (1975) и Всемирной премией фэнтези-76 ("за общий вклад в развитие жанра").
     НФ тв-во Лейбер также принесло автору положение одного из ведущих авторов жанра (вместе с рекордным числом премий "Хьюго" и "Небьюла" - соответственно 6 и 4; премия "Великий мастер" - 81). В романе "Сгущайся, тьма!" (Gather, Darkness!) (1943; 1950) описана будущая теократическая диктатура, к-рой противостоят ученые, маскирующие свою науку под магию ; герои альтернативной истории - романа "Трижды судьба" (Destiny Times Three) (1945; 1957) - способны вмешиваться в ее ход, но в результате все существующие "версии" начинают приходить в противоречие друг с другом . Той же теме, но решенной в неожиданном стилистическом ключе, посвящен цикл о "Войне Изменений" - роман "Огромное время" (The Big Time) (1958; 1961; "Хьюго" - 62) и р-зы, часть из к-рых объединена в сб. "Паук мысли" (The Mind Spider) (1961; испр. 1976); полностью р-зы цикла составили сб. "Война Изменений" (Changewar) (1978; сокр. 1983). Загадочная "война во времени" высших космич. сил (Змеи и Пауки) предстает как мастерски поставленный театр абсурда ; действие "пьесы" ограничено комнатой в неком Убежище-санатории для воинов, расположенном вне известного пространства-времени; пиротехнический стиль и свободное владение автором (в прошлом - актером) "драматургией" выводит его действо далеко за рамки традиционной НФ . Пацифистские настроения отличают р-зы из сб. "Ночь волка" (The Night of the Wolfe) (1966).
     Талант Лейбер-сатирика продемонстрирован в романах - "Серебряные яйцеглавы" (The Silver Eggheads) (1958; доп. 1962; рус. 1971) и "Призрак бродит по Техасу" (A Specter Is Haunting Texas) (1969; рус.1992). В первом мишенью выбрана издательская индустрия , во втором - "балканизированные" США после третьей мировой войны, а точнее, Техас, к-рому удалось захватить власть над всем Сев. - Амер. континентом ; загнивающий, аморальный мир далекого будущего сатирически изображен также в раннем романе "Зеленое тысячелетие" (The Green Millennium) (1953) и ряде р-зов - "Приходящая привлекательность" (1958) и др. Сюжетно насыщенный роман "Скиталец" (The Wanderer) (1964; "Хьюго" - 65; рус. 1993 - "Странник") - одно из лучших в НФ произв. о глобальной катастрофе (в данном случае вызванной неожиданным появлением в Солнечной системе загадочного инопланетного артефакта).
     Р-зы и повести Лейбер составили сб. - "Тени под глазами" (Shadows with Eyes) (1962),
     "Корабли к звездам" (Ships to the Stars) (1964),
     "Ведро воздуха" (A Pail of Air) (1964),
     "Тайные песни" (The Secret Songs) (1968),
     "Ночные чудовища" (Night Monsters) (1969; доп. 1974),
     "Лучшее Фрица Лейбера" (The Best of Fritz Leiber) (1974),
     "Книга Фрица Лейбера" (The Book of Fritz Leiber) (1974),
     "Вторая книга Фрица Лейбера" (The Second Book of Fritz Leiber) (1975),
     "Миры Фрица Лейбера" (The Worlds of Fritz Leiber) (1976),
     "Герои и ужасы" (Heroes and Horrors) (1978),
     "Базар диковин" (Bazaar of the Bizzare) (1978),
     "Корабль теней" (Ship of Shadows) (1979),
     "Свет призрака" (The Ghost Light) (1984; "Локус" - 85),
     "Хроники Лейбера: пятьдесят лет Фрица Лейбера" (The Leiber Chronicles: Fifty Years of Fritz Leiber) (1990 - под ред. М.Гринберга). Компьютер становится гроссмейстером в одной из лучших "шахматных" историй НФ - "Сумасшедший дом на 64-х клетках" (1962) ; в ироничном р-зе "Бедный супермен" (1951) "ответы" всемирного Электронного Мозга печатает на пишущей машинке запыхавшийся человек, спрятанный в потайной комнате . Подлинный смысл "любви" приходит к героям р-за "Корабль отплывает в полночь" (1950) только после контакта с инопланетянином ; героиня р-за "Красотка с пятью мужьями" (1951) живет в полигамном мире и втайне страдает по моногамии, приравненной к гос. преступлениям ; а героиня р-за "Марианна" (1960; рус. 1985) переживает концептуальный переворот, обнаружив, что окружающий мир - это ловкая иллюзия. В р-зе "Ведро воздуха" (1951; рус. 1985) описаны злоключения семьи последних выживших на Земле, "выброшенной" со своей орбиты в результате глобальной катастрофы ; мир после катастрофы - место действия р-зов "Луна зеленая" (1952) и "Великий путь" (1957) . Выделяются также: "человечный" р-з "Пространство-время для Спрингерса" (1958), в к-ром обретший разум супер-котенок жертвует собой ради человеческого детеныша ; во мн. автобиогр. р-з "Корабль теней" (1969; "Хьюго" -70), герой к-рого - полуслепой алкоголик (автор сам долгие годы лечился от алкоголизма), и "Хватай цеппелин!" (1975; "Хьюго" -76; "Небьюла" - 75) .
     На русском языке также переведены:
     "А я пойду дальше" (19..; рус.1992),
     "Бум-пампампам-бим-бам-бом" (19..; рус.1992),
     "Гамбит Посвященного" (19..; рус.1992),
     "Грядет пора развлечений" (19..; рус.1991),
     "Демон из тыквы" (19..; рус.1992),
     "Здравомыслие" (19..; рус.1992),
     "Мошенничество" (19..; рус.1991), "Наследство" (19..; рус.1991),
     "Ночь, когда он заплакал" (19..; рус.1991),
     "Приманка" (19..; рус.1992),
     "Требуется неприятель" (19..; рус.1992).
     Другие сочинения:
     Сб. "Черные агенты ночи" (Night's Black Agents) (1947; сокр. 1961 - "Рассказы из Черных агентов ночи" (Tales from Night's Black Agents); доп. 1978).
     "Грешники" (The Sinful Ones) (1950 - "Все вы одни"; доп. 1953).
     Сборник "Все вы одни" (You're All Alone) (1972).
     Лит.:
Jeff Frane "Fritz Leiber" (1980).
Tom Staicar "Fritz Leiber" (1983).
Bruce Byfield "Witches of the Mind: A Critical Study of Fritz Leiber" (1991).

произведений: 0