Иордан
позиции в рейтинге популярности авторов:
ПЕРИОД ПОСЕТИТ.
сутки 1
месяц 1
год 1

Гот по происхождению. Иордан пишет, что он был нотарием в третьем колене, сыном Alanoviiamuthis, что позволяет предположить, что был он сыном алана. /п. 266, Getica/
И. Фридрих считает, что Иордан был нотарием Гунтигиса. В его походах 502-505 годов Иордан не участвовал (судя по тому, что в «Гетике» они не упоминаются) Следовательно, Иордан стал нотарием позже. О походах по Евфрату (536 года) Иордан тоже молчит, что позволяет предположить, что нотарием он был в промежутке между этими событиями. Таким образом, к 505 году ему было около 20 лет. Тогда родился он около 485 года. Тогда «Romana» (Романа) была закончена им в 565-566 годах. В самом начале «Гетики» он упоминает, что для написания истории готов он был вынужден прервать работу над «Романой», то есть создание «Гетики» относится к 550-551 годам. Нет данных для категорического отрицания знакомства Иордана с древними историками и географами. В его трудах есть то явные, то скрытые следы Ливия и Тацита, Страбона и Мелы, Иосифа Флавия и Диона Кассия; он пользовался географическими картами и читал Птолемея, не был чужд и более “новой” литературе, обращаясь к Дексиппу, Аммиану Марцеллину, Орозию, Иерониму, Сократу, готскому историку Аблавию и др. Иордану были знакомы “Энеида” и “Георгики” Вергилия, откуда он иногда брал цитаты, чаще же заимствовал некоторые обороты. Наконец, для последних страниц обоих произведений он отчасти использовал новейший труд своего современника Марцеллина Комита.
Гунтигис служил готскому роду Амалов и по службе имел связи с Италией и столицей остроготского королевства Равенной в частности. Иордан родился, по всей видимости, в Нижней Мезии, где его дед получил земли в награду за службу Аттиле. Там же Иордан провёл молодость и служил у Гунтигиса. Его принадлежность к малым готам, населявшим Мезию заметна в параграфе 267 «Гетики» где он особое внимание уделяет именно описанию своих соотечественников. /267 пункт/ Иордан упоминает о своём обращении, употребляя для его обозначения латинское слово Conversio. Он пишет, что после этого события у него началась новая жизнь. Для нас оказывается достаточно важен вопрос, о том, что он имел в виду под этим обращением, так как слово conversio имеет разные переводы. От того, в каком смысле оно было употреблено, зависит, где Иордан писал Гетику, а значит как и от кого мог получить книги Прокопия Кесарийского. Моммсен считает, что Иордан был монахом, писавшем во Фракии, то есть речь здесь идёт о его пострижении. Ваттенбах считает что автор и некий Иордан, упоминающийся в послании папы Виргилия от 551 г. одно и тоже лицо. Тогда получается, что Иордан был священникм, епископом Кротона, где и были написаны Гетика и Романа. В тоже время ряд оговорк Иордана пзволяет предположить, что conversio Иордана означало лишь переход из распространнённого у готов арианства к каноническому христианству.
Остаются не раскрытыми вопросы относительно его вероисповедания и духовного сана, которые могут быть особенно важны, учитывая время создания источника (раннее средневековье) и его публицистическую направленность. Дело в том, что в данных условиях «Гетика» может быть интерпретирована как пропаганда могущества своего народа патриотом-историком, либо как призыв сложить оружие со стороны иноверца, всё же обладающего определённым влиянием благодаря своему готскому происхождению.

произведений: 0