Иван Сергеевич Аксаков [ МНЕНИЯ И ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ]
Иван Сергеевич Аксаков
позиции в рейтинге популярности авторов:
ПЕРИОД ПОСЕТИТ.
сутки 1
месяц 1
год 8

АКСАКОВ, ИВАН СЕРГЕЕВИЧ (1823-1886), русский публицист, редактор-издатель, поэт и критик, один из идеологов славянофильства. Сын С.Т.Аксакова, брат К.С.Аксакова. Родился 26 сентября (8 октября) 1823 в с.Куроедово (Надежино) Белебеевского уезда Оренбургской губ. В 1826-1838 с перерывами жил с семьей в Москве, где получил домашнее образование. После окончания петербургского Училища правоведения в 1842-1843 служил в московском 6-м (уголовном) департаменте Сената (в 1847-1848 его обер-секретарь), в память об этом периоде написана мистерия Жизнь чиновника (1843; опубл. 1861 в Лондоне), восхваляющая мужество одинокого борца с бюрократизмом и разочарование в эффективности государственной службы (которую, однако, сам Аксаков продолжал в Астрахани, Калуге, Петербурге и Ярославской губ. до своего прошения об отставке в феврале 1851).
В 1852 в Москве под редакцией Аксакова вышел первый том «Московского сборника», объединивший «старших» и «младших» славянофилов и опубликовавший, среди прочего, некролог Н.В.Гоголя. В марте 1853 рукопись второго тома, как и само издание, были запрещены из-за статьи Аксакова о ярославской «общине ремесленников» как идеальном общественном устройстве. Аксаков лишился права редактировать какое-либо издание и был подвергнут полицейскому надзору. В 1855-1856, во время Крымской войны, вступил в Серпуховскую дружину, включавшую и московское ополчение (дошла до Бессарабии, в боях не участвовала). Путешествуя по Европе, в Лондоне встречался с А.И.Герценом (который, позднее разойдясь с Аксаковым из-за поддержки им политики царского правительства в Польше, говорил об этой встрече: «Мы с ним очень, очень сошлись…»), в славянских странах выступил инициатором создания Славянских благотворительных комитетов. По возвращении в Москву Аксаков стал управляющим конторой журнала «Сельское благоустройство», а в 1858-1859, после снятия запрета на редакторскую деятельность, — фактическим редактором журнала А.И.Кошелева «Русская беседа».
С этого времени Аксаков — ведущий славянофильский публицист, принявший тезис К.С.Аксакова о «нравственном равновесии» в Древней Руси и призывавший к формированию в России «общества» — всесословной «среды», одухотворенной внепартийным «народным сознанием», упраздняющей «ненародную» дворянскую интеллигенцию — придаток государственного аппарата — и распространяющей его привилегии «на все сословия». Был издателем-редактором московских газет «Парус» (1859), «День» (1861-1865), «Москва», «Москвич» (обе 1867-1868), «Русь» (1880-1886), столь часто преследовавшихся властями и закрывавшихся, что Аксакова называли «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений». В конце 1850-х годов сблизился с московским купечеством (в т.ч. И.Ф. и Н.Ф.Мамонтовыми и известным издателем К.Т.Солдатенковым, которые материально поддерживали его издания).
В 1857-1878 Аксаков — глава Московского славянского комитета (снят с поста и выслан из Москвы после выступления на собрании Московского славянского благотворительного общества с резкой критикой позиции российских дипломатов на Берлинском конгрессе 1878, согласившихся на раздел Болгарии и передачу части ее под власть Турции, что ущемило, по мнению Аксакова, интересы России после окончания русско-турецкой войны). В 1870-1880-х годах Аксаков (увлеченный к тому времени идеями панславизма, в чем признавал себя его последователем и единомышленником Ф.М.Достоевский) был тесно связан с московскими финансовыми кругами; в 1869 — один из инициаторов создания Московского купеческого общества взаимного кредита (в 1847 председатель совета его правления). Был членом Общества любителей российской словесности; в 1872-1874 его председатель. Зять (с 1866) и почитатель Ф.И.Тютчева, автор биографического очерка Федор Иванович Тютчев (1874), где развил полемическую концепцию «пушкинского» периода русской поэзии, заканчивающегося со смертью Тютчева; сам был автором медитативной и проникнутой славянофильским пафосом лирики, публиковавшейся в московских изданиях («Москвитянин», «Московский литературный и ученый сборник на 1847 год», «Московский городской листок» и т.п.): Мы все страдаем и тоскуем, Странным чувством объята душа, Русскому поэту, Клеймо домашнего позора, Усталых сил я долго не жалел, а также стихотворного рассказа Зимняя дорога, Поэтическая вольность (1845) и неоконченной поэмы Бродяга (1846-1850), оказавшей влияние на поэму Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо.
В 1860-1880-е годы Аксаков стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К.С.Аксакова и А.С.Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Аксаков считал, что дальнейшее существование дворянского сословия после 1861 невозможно, и предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех «искусственных разделений сословий» и распространения дворянских привилегий на все сословия России. Идея самоупразднения дворянства была выдвинута Аксаковым в полемике с идеологами дворянского конституционализма. Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма. Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному разрыву между народом и властью.
Как и у первых славянофилов, в воззрениях Аксакова монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной свободы и несовершенства любых форм государственности: «Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого… государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней». В начале 1860-х годов Аксаков формулирует идею «общества». На его взгляд, в России, покончившей с крепостным правом, развивается и крепнет новая социальная сила — «общество», «народ самосознающий» — по существу, народная интеллигенция, призванная преодолеть отчуждение между государством и народом. «Общество, — утверждал Аксаков, — объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая», и для нормального ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Но уже в середине 1860-х годов, наблюдая за социальными процессами в стране, он приходит к выводу, что «общество» оказалось «бессильным», неспособным выполнить столь необходимую для России объединяющую и творческую миссию. Аксаков стремился следовать не только общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям первых славянофилов, продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание, «отрешенное от нравственного начала».
Умер Аксаков в Москве 27 января (8 февраля) 1886.

произведений: 69

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРА
РОМАНЫ и ПОВЕСТИ
  дата
поступления
позиция по
посещаемости
 
1 Исследование о торговле на украинских ярмарках 09.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
2 Сочинения Том 7 08.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
3 Сочинения. Том 6 08.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
4 Сочинения. Том 5 08.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
5 Сочинения. Том 4 08.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
6 Сочинения. Том 3 08.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
7 Сочинения. Том 1 08.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
8 Славянофильство и западничество. 1860 - 1886. Том 2 08.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
9 Избранные стихотворения 06.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
10 Федор Иванович Тютчев 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
11 Об отношении православия к русской народности и западных исповеданий к православию 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
12 Два государственных типа: народно-монархический и аристократическо-монархический 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
13 Стихотворения 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
14 Рассказ о «последнем Иване» 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
15 Письмо Касьянова из отечества 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
16 О письмах В. Г. Белинского к К. С. Аксакову 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
17 История одного госпиталя 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
18 Тургенев и молодые поэты 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
19 Современное состояние и задачи христианства 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
20 Доктрина и органическая жизнь 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
21 Madame Лузина 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
22 О «Записке» К. С. Аксакова, поданной императору Александру II 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
23 О рассказе Л. Н. Толстого «Чем люди живы» 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
24 По поводу «Окраин» Ю. Ф. Самарина 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
25 По поводу одного духовного концерта 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
26 О статье Ю. Ф. Самарина по поводу толков о конституции в 1862 году 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
27 Ответ г. Градовскому на его разбор «Записки» К. С. Аксакова 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
28 Идеалы «Дня» по «Современной Летописи» 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
29 Ответ на рукописную статью «Христианство и прогресс» 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
30 По поводу статьи B. C. Соловьева «О церкви и расколе» 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
31 Об издании в 1859 году газеты «Парус» 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
32 Заключительное слово «Русской Беседы» 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
33 По поводу статьи г. Антоновича «Суемудрие „Дня“» 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
34 Журналистика – выражение общественного мнения, а не какая-нибудь законодательная власть 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
35 Несколько слов о Гоголе 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
36 О кончине И. С. Тургенева 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
37 Игнорирование основ русской жизни нашими реформаторами 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
38 Возврат к народной жизни путем самосознания 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
39 Народный отпор чужестранным учреждениям 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
40 Как началось и шло развитие русского общества 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
41 Исторический ход дворянского учреждения в России 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
42 Исторические судьбы земства на Руси 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
43 «И рады бы в рай, да грехи не пускают!» 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
44 «Все существует у нас – будто бы» 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
45 Речь о Ю. Ф. Самарине 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
46 Записка о ярославских раскольниках 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
47 Застой у нас происходит оттого… 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
48 Все мы равно виноваты 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
49 И любишь Русь – и невольно спрашиваешь себя: за что ее любишь? 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
50 В чем сила народности? 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
51 Где у нас ключ недоразумений? 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
52 Где органическая сила России? 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
53 Где и что болит у нас? 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
54 В чем сила России? 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
55 В чем наше историческое назначение? 05.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
56 Еврейский вопрос 28.12.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
57 Записка о бессарабских раскольниках 27.05.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
58 Еще о лженародности 27.05.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
59 Письма И. С. Аксакова к А. Д. Блудовой 27.05.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
60 Речь о А. С. Пушкине 27.05.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
61 Из писем 27.05.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
62 Мы глупы и бедны 27.05.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
63 Речь о А. Ф. Гильфердинге, В. И. Дале и К. И. Невоструеве 27.05.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
64 Цивилизация и христианский идеал 27.05.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
65 Мы молоды, еще очень молоды 27.05.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
66 По поводу книги «Против течения» Варфоломея Кочнева 27.05.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
67 По поводу речи городского головы Чичерина 27.05.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
68 Краткая записка о странниках или бегунах 27.05.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
69 Из речи о Федоре Васильевиче Чижове 27.05.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД