Сэмюэл ДИЛЭНИ Р. [ МНЕНИЯ И ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ]
Сэмюэл ДИЛЭНИ Р.
позиции в рейтинге популярности авторов:
ПЕРИОД ПОСЕТИТ.
сутки 1
месяц 1
год 94

     Сэмюэль Дилэни, американский прозаик, поэт, критик и ученый-литературовед, один из лидеров "Новой Волны" в НФ США 1960-70-х гг. Родился в 1942 году в Нью-Йорке, окончил Гор. колледж Нью-Йорка; преподавал лит-ру в колледжах; с 1987 г. - проф. Ун-та шт. Массачусетс в Эмхерсте; рано начал писать. Первая публикация - роман "Драгоценности Эптора" (The Jewels of Aptor) (1962; доп. 1968; испр. 1971). Живет в Нью-Йорке.
     Обстоятельства жизни Д. (с особым подчеркиванием его цвета кожи и бисексуальности) отражены в автобиогр. книгах - "Движение света в воде: секс и научная фантастика в Ист-Вилледж, 1957-1965" (The Motion of Light in Water: Sex and Science Fiction in the East Village, 1957-1965) (1988; "Хьюго" - 89) и "Небесный завтрак: эссе на тему зимы любви" (Heavenly Breakfast: An Essay on the Winter of Love) (1979).

[---]

     Бурно стартовав в конце 1960-х гг., Д. быстро выдвинулся в первые ряды нов. поколения амер. НФ (вместе с Р.Зелазни, У.Ле Гуин, Р.Силвербергом и др.) и по сей день остается одним из самых ярких и "лит." авторов "мягкой" (гуманитарной) НФ, поэтом-интеллектуалом, чье пронизанное мифол. и культурологическими аллюзиями тв-во вызывает неизменный восторг у критиков - структуралистов и постмодернистов . Уже в ранних романах Д. - "Баллада о Бете-2" (The Ballad of Beta 2) (1965; испр. 1977; рус.1992; 1992), "Имперская звезда" (Empire Star) (1966; испр. 1977); вместе с тремя р-зами переизд. в сб. - "Дальние звезды" (Distant Stars) (1981); а также трилогии - "Пленники огня" (Captives of the Flame) (1963; испр. 1968 - "Вне мертвого города" (Out of the Dead City)), "Башни Торона" (The Towers of Toron) (1964; испр. 1968), "Город тысячи солнц" (The City of a Thousand Suns) (1965; испр. 1969); объединены в одном томе - сб. "Падение башен" (The Fall of the Towers) (1970; рус.1992); - присутствует любимый сюжетный мотив автора: поиск (часто в форме необыкновенного путешествия или нов. версии старых мифов) героем своего "я", смысла существования, истинного языка общения, веры или творческого вдохновения. Герой "Баллады о Бете-2" - студент-антрополог - исследует язык и содержание фольклорной песни, оставшейся от культуры, представители к-рой некогда покинули Землю на "звездном ковчеге" .
     Подлинный успех пришел к Д. за сравнительно короткий промежуток времени 1966-69 гг., когда вышли гл. произв. писателя. Героиня романа "Вавилон-17" (Babel-17) (1966; испр. 1969; "Небьюла" - 66; рус.1991), как и "Имперской звезды", - поэтесса, занятая расшифровкой перехваченного радиопослания инопланетян, причем "реконструкция" стоящей за посланием реальности в значительной степени зависит от субъективных эмоций и переживаний героини . Богатая мифол. "начинка" "Сечения Эйнштейна" (The Einstein Intersection) (1967; "Небьюла" - 67; рус. 1993 - "Пересечение Эйнштейна") просматривается даже сквозь сюжет-камуфляж: инопланетяне принимают телесный облик окончательно исчезнувших людей Земли (остается неясным, по какой причине), а для более полного "духовного слияния" с доставшимися им в наследство материальными артефактами навсегда ушедшей культуры унаследовали и ее мифы, традиции и предрассудки; среди героев-"аватар" - Ринго Старр, Билли Кид, Иисус Христос и др., а гл. персонаж - негр-музыкант - олицетворяет собой одновременно Орфея и Тесея . Точно так же огонь вспыхнувшей звезды в романе "Новая" (Nova) (1968; рус.1991 - "Нова") - сюжетно достаточно тривиальной "космической оперы" - символизирует и огонь Прометея и сияние чаши Грааля .
     Нов. этап тв-ва Д. начался с выхода объемного и во мн. противоречивого романа "Далгрен" (Dhalgren) (1975; испр. 1977), ставшего бестселлером (этому способствовало восприятие романа значительной частью читателей как шокирующего и стилистически виртуозного романа "основного потока" - mainstream, а не как НФ). Герой, подобно мн. персонажам Д., - подросток-маргинал с зачатками худож. таланта и склонностью к насилию; его неожиданное появление в городе Беллона, оплоте беззакония, преступности и прочих пороков (хотя над городом и встают две луны, облик США близкого будущего легко узнаваем), борьба с соперниками, сексуальные приключения и работа над собственным романом под названием "Далгрен" составляют сюжет, хотя фактически таковым является бесконечный поток сознания героя - выразителя настроений совр. молодежной контркультуры . Напротив, роман "Тритон" (Triton) (1976) написан в более традиционной манере, представляя "веер" будущих утопий на обжитых планетах Солнечной системы, отличающихся в осн. по сексуальному признаку - "гомотопия", "гетеротопия" и т.д.
     Среди др. произв. Д. последнего периода выделяется роман "Звезды в карманах, как песчинки" (Stars in My Pockets Like Grains of Sand) (1984) - глубокая и тонкая любовная история, разворачивающаяся на галактическом фоне ; обещанное продолжение "Блеск и нищета тел, городов" (The Splendor and Misery of Bodies, of Cities) так и не появилось.
     Все традиционные для Д. темы и образы присутствуют и в цикле о мифической "доисторич." стране, написанном в жанре "интеллигентной фэнтези":
     Сб. - "Истории Неверйона" (Tales of Nеveryon) (1979; испр. 1988),
     "Неверйона" (Neveryona) (1983; испр. 1989),
     "Полет из Неверйоны" (Flight from Neveryona) (1985; испр. 1989),
     "Мост последнего желания" (The Bridge of Lost Desire) (1987; испр. 1989 - "Возвращение в Неверйон" (Return to Neveryon)).
     Особняком стоит "умеренно-порнографический" роман с элементами фантастики - "Приливы похоти" (The Tides of Lust) (1973) . Немногочисленные р-зы и повести Д. составили сб. "Текучее стекло" (Driftglass) (1971); выделяются р-зы - "Ай, и Гоморра..." (1967; "Небьюла" -67), "Время как ожерелье из полудрагоценных камней" (1969; "Хьюго" - 70; "Небьюла" - 69; рус.1991 - "Время как спираль из полудрагоценных камней"), "Звездный карьер" (1967).
     Параллельно с собственно писательской деятельностью Д. активно занимается НФ критикой, завоевав репутацию оригинального и высококультурного исследователя-структуралиста, чья гл. сфера интересов - язык НФ . Его статьи (часто подчеркнуто полемические и шокирующие) составили сб.: "Челюсть на драгоценных камнях: заметки о языке научной фантастики" (The Jewel-Hinged Jaw: Notes on the Language of Science Fiction) (1977), "Вино на борту звездолета: еще заметки о языке научной фантастики" (Starboard Wine: More Notes on the Language of Science Fiction) (1984), "Затруднительное положение Мессины" (The Straits of Messina) (1989); монография "Американский берег: медитации по поводу научно-фантастического рассказа Томаса Диша "Ангулем" (American Shore: Meditations on a Tale of Science Fiction by Thomas Disch - Angouleme) (1978) целиком посвящена подробному анализу р-за Т.Диша. За свою лит. - критическую деятельность Д. был удостоен премии Ассоциации "Исследователи научной фантастики" "Пилигрим" за 1985 г.

произведений: 0