Викентий Викентьевич Вересаев [ МНЕНИЯ И ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ]
Викентий Викентьевич Вересаев
позиции в рейтинге популярности авторов:
ПЕРИОД ПОСЕТИТ.
сутки 1
месяц 1
год 198

Викентий Викентьевич Вересаев (псевдоним; настоящая фамилия Смидович; 4 (16) января 1867, Тула — 3 июня 1945, Москва), русский советский писатель.
Родился в городе Туле в семье врача-общественника. Окончив классическую гимназию, он поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1888 получает звание кандидата исторических наук.
Потом едет в Дерпт изучать медицину. В 1894 — он врач и приступает в родном городе к медицинской деятельности. Скоро переезжает в Петербург. В годы разочарований и пессимизма примыкает к литературному кружку марксистов (Струве, Туган-Барановский, Неведомский, Маслов, Калмыкова и другие) и сотрудничает в журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь». В 1904, во время русско-японской войны, его призывают на военную службу, и он отправляется на поля далёкой Маньчжурии.
Началом литературной деятельности Вересаева следует считать конец 1885, когда он помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье». Писатель сложился на грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а рабочие — крестьянству.
Творчество писателя этого времени — переход от 1880-х гг. к 1900-м, от Чехова к Горькому. В своей автобиографии Вересаев пишет: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики… Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня… Летом 1896 вспыхнула знаменитая стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью».
[---]
Ближе к 1905 общество и литературу охватил революционный романтизм и зазвучала песнь «безумству храбрых»; Вересаев не увлёкся «возвышающим обманом», он не убоялся «тьмы низких истин». Во имя жизни он дорожит истиной и без всякого романтизма рисует те пути и дороги, которыми шла демократическая интеллигенция, связанная с прогрессивно-демократической мыслью.
Поэтому Вересаева и зовут художником-историком русской интеллигенции. Его творчество действительно отражает этап за этапом в развитии русской интеллигенции. Эти этапы отмечены даже в самом заглавии его произведений.
В 1894 была написана повесть «Без дороги». Автор даёт картину мучительных и страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей жизни, обращается за разрешением «проклятых вопросов» к старшему поколению (врач Чеканов) и ждёт ясного, твёрдого ответа, а Чеканов бросает Наташе тяжёлые, как камни, слова: «Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое миросозерцание, что оно мне даёт? Оно уже давно мертво». Чеканов не хочет признать, «что он безжизненно нем и холоден; однако обмануть себя он не в состоянии» и погибает.
За 1890-е годы происходят события: создаются марксистские кружки, появляются «Критические заметки об экономическом развитии России» Струве, выходит книга Бельтова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», вспыхивает известная стачка ткачей в Петербурге, выходит марксистское «Новое слово», потом «Начало» и «Жизнь».
В 1897 Вересаев издаёт повесть «Поветрие». Наташа уже не томится «беспокойными исканиями», «она нашла дорогу и верит в жизнь», «от неё так и веет бодростью, энергией, счастьем». Повесть зарисовывает полосу, когда молодёжь в своих кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы, — на заводы и фабрики.
К началу столетия развёртывается борьба между революционным и легальным марксизмом, между ортодоксами и ревизионистами, между «политиками» и «экономистами». В декабре 1900 начинает выходить «Искра». Организуются группы социалистов-революционеров, раздаются выстрелы Карповича и Балмашева. Выходит «Освобождение» — орган либеральной буржуазии.
Общество увлекается индивидуалистической философией Ф. Ницше, частью зачитывается кадетско-идеалистическим сборником «Проблемы идеализма». Происходит идеологическое и психологическое расслоение интеллигенции.
Этот процесс нашёл своё отображение в повести «На повороте», вышедшей в конце 1902. Варвара Васильевна не мирится с медленным и стихийным подъёмом рабочего движения, это её раздражает, хотя она и сознает: «я — ничто, если не захочу признать этого стихийного и его стихийности». Она не хочет чувствовать себя второстепенной, подчинённой силой, придатком к рабочему классу, каковым в своё время были народники по отношению к крестьянству. Правда, теоретически Варя остаётся прежней марксисткой, но мироощущение её надломилось, изменилось. Она глубоко страдает и, как человек большой, глубокой искренности и совести, кончает самоубийством, сознательно заразившись у постели больного. В Токареве психологический распад выражен сильнее, ярче. Он мечтает об изящной жене, усадьбе, уютном кабинете и «чтобы все это покрывалось широким общественным делом» и не требовало больших жертв.
В нём нет внутреннего мужества Вари, он философствует, что в учении Бернштейна «больше настоящего реалистического марксизма, чем в правоверном марксизме». Сергей — с налётом ницшеанства, он верит в пролетариат, «но он хочет прежде всего верить в себя». Он, как и Варя, гневно обрушивается на стихийность. Таня — полна энтузиазма, самоотверженности, она готова на борьбу со всем жаром своего молодого сердца. Без особого анализа отчётливо видны психологические сдвиги в рядах интеллигенции: примиряющийся Токарев, усомнившаяся Варя, уверенная Таня; чувствуется столкновение марксистской, эсеровской и ницшеанской идеологий. Бернштейн спорит с Марксом.
Русско-японская война и 1905 год нашли отражение в записках «На войне». После революции 1905 года началась переоценка ценностей. Многие из интеллигенции разочарованно отошли от революционной работы. Крайний индивидуализм, пессимизм, мистика и церковность, эротизм окрасили эти годы. В 1908, в дни торжества Санина и Передонова, выходит повесть «К жизни». Чердынцев, видный и деятельный социал-демократ, в момент распада, утратив ценность и смысл человеческого существования, страдает и ищет утешения в чувственном наслаждении, но все напрасно. Внутренняя сумятица проходит лишь в общении с природой и при связи с рабочими. Поставлен острый вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и массы, «Я» и человечества вообще.
В 1922 вышел роман «В тупике», котором показано семейство Сартановых. Иван Иванович, учёный, демократы, вообще ничего не понимает в развернувшейся исторической драме; дочь его Катя, меньшевичка, не знает, что делать. Оба — по одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и племянник Леонид — коммунисты, они — по другую сторону. Трагедия, столкновения, споры, беспомощность, тупик. Такова написанная Вересаевым художественная история русской интеллигенции за последние сорок лет.
Вересаев — историк интеллигенции, но у него есть вещи о рабочих и крестьянах, но, скорее, случайные и для его творчества не характерные. В повести «Конец Андрея Ивановича», в очерке «На мёртвой дороге» и в ряде других произведений писатель изображает рабочего.
В очерке «Лизар» рисуется власть денег над деревней. Деревне посвящено ещё несколько очерков. Особо стоят нашумевшие в своё время «Записки врача», в которых автор с величайшей искренностью анализирует нравственные мучения молодого врача и вскрывает его сомнения, затруднения и беспомощность на работе.
Большой интерес представляет работа о Достоевском, Толстом и Ницше, озаглавленная «Живая жизнь» (две части). Это теоретическое оправдание повести «К жизни»; здесь автор вместе с Толстым проповедует: «Жизнь человечества — это не тёмная яма, из которой оно выберется в отдалённом будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!..» «Не прочь от жизни, а в жизнь, — в самую глубь её, в самые недра». Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь — вот основа жизни.
За первые годы после революции 1917 вышли работы Вересаева: «В юные годы» (Воспоминания); «Пушкин в жизни»; переводы с древнегреческого: «Гомеровы гимны», «Работы и дни» Гесиода.
По манере письма Вересаев — реалист. Выдающимся художественным мастерством он не обладает, нередко публицистика вытесняет образ, а разговор заменяет действие.
Что особенно ценно в творчестве писателя, — это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения социального вопроса. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы, сколько в поисках путей жизни.

произведений: 69

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРА
РОМАНЫ и ПОВЕСТИ
  дата
поступления
позиция по
посещаемости
 
1 Рассказы 09.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
2 Рассказы 09.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
3 Живая жизнь. Том 1 08.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
4 Рассказы 07.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
5 Избранное 07.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
6 Живая жизнь 06.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
7 Пушкин в жизни 05.01.2017 4   (+4) ПЕРЕХОД
8 Товарищи 05.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
9 Состязание 05.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
10 Сестры 05.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
11 На эстраде 05.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
12 На мёртвой дороге 05.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
13 На повороте 05.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
14 Мать 05.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
15 Московский Литературно-художественный кружок 05.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
16 Лизар 05.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
17 Марья Петровна 05.01.2017 4   (+4) ПЕРЕХОД
18 К спеху 05.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
19 К жизни 05.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
20 Исанка 05.01.2017 3   (+3) ПЕРЕХОД
21 Из книги «Записи для себя» 05.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
22 Записки врача 05.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
23 Звезда 05.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
24 Загадка 05.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
25 Два конца 01.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
26 Зеленая лошадь 01.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
27 Юбилей 01.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
28 Концерт 01.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
29 Неопубликованная глава 01.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
30 Воспоминания 01.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
31 В тупике 01.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
32 Ванька 01.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
33 В степи 01.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
34 В мышеловке 01.01.2017 3   (+3) ПЕРЕХОД
35 В сухом тумане 01.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
36 Болезнь Марины 01.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
37 В глуши 01.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
38 Без дороги 01.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
39 Об одном доме 09.08.2013 3   (+3) ПЕРЕХОД
40 Выдуманные рассказы (сборник) 09.08.2013 2   (+2) ПЕРЕХОД
41 Ребята 09.08.2013 2   (+2) ПЕРЕХОД
42 Что нужно для того, чтобы быть писателем? 09.08.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
43 Поветрие 09.08.2013 3   (+3) ПЕРЕХОД
44 Проездом 09.08.2013 3   (+3) ПЕРЕХОД
45 На высоте 09.08.2013 2   (+2) ПЕРЕХОД
46 На японской войне 09.08.2013 2   (+2) ПЕРЕХОД
47 Пушкин в жизни. Спутники Пушкина (сборник) 04.03.2013 2   (+2) ПЕРЕХОД
48 Записки врача 23.06.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
49 Невыдуманные рассказы о прошлом 23.06.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
50 Прекрасная Елена 02.08.2007 2   (+2) ПЕРЕХОД
Невыдуманные рассказы о прошлом
  дата
поступления
позиция по
посещаемости
 
1 Юра 06.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
2 Супруги 06.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
3 Фельдшер Кичунов 06.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
4 Степан Сергеич 06.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
5 Легенда 06.01.2017 3   (+3) ПЕРЕХОД
6 Мимоходом 06.01.2017 3   (+3) ПЕРЕХОД
7 Иван Иванович 06.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
8 Друзья в масках 06.01.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
9 Всю жизнь отдала 06.01.2017 4   (+4) ПЕРЕХОД
10 Анна Владимировна 06.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
11 Враги 05.01.2017 2   (+2) ПЕРЕХОД
12 На пожарище 09.08.2013 2   (+2) ПЕРЕХОД
13 Euthymia 09.08.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
14 Два побега 09.08.2013 2   (+2) ПЕРЕХОД
15 Случай на Хитровом рынке 09.08.2013 49   (+49) ПЕРЕХОД
Живая жизнь
  дата
поступления
позиция по
посещаемости
 
1 Да здравствует весь мир! 05.01.2017 4   (+4) ПЕРЕХОД
2 Аполлон и Дионис 05.01.2017 3   (+3) ПЕРЕХОД
3 Художник жизни 05.01.2017 3   (+3) ПЕРЕХОД
4 Человек проклят 05.01.2017 4   (+4) ПЕРЕХОД