Владимир Фёдорович Одоевский [ МНЕНИЯ И ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ]
Владимир Фёдорович Одоевский
позиции в рейтинге популярности авторов:
ПЕРИОД ПОСЕТИТ.
сутки 2
месяц 2
год 14

Владимир Фёдорович Одоевский (1 (13) августа 1803, Москва — 27 февраля (11 марта) 1869, там же), князь — русский писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки. Один из главных пропагандистов немецкого идеализма в России. Был последним представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей. Его отец Фёдор Сергеевич происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 году в Орде и причисленного к лику святых.
Обычно жизнь и творчество Одоевского делится на три периода, границы между которыми более или менее совпадают с его переездами из Москвы в Петербург и обратно. Первый период относится к жизни в Москве, в маленькой квартире в Газетном переулке. Одоевский тогда учился в Московском университетском благородном пансионе (1816—1822). Там на его квартире собирался кружок «Общество любомудров», созданный под влиянием шеллингианских идей преподававших в пансионе профессоров Московского университета М. Г. Павлова и Д. М. Велланского. Среди постоянных членов этого кружка были А. И. Кошелев, Д. В. Веневитинов, И. В. и П. В. Киреевские, В. К. Кюхельбекер. Регулярно посещали заседания А. С. Хомяков, М. П. Погодин и В. Г. Белинский. Расцвет деятельности кружка пришелся на 1823—1825 гг. и завершился его ликвидацией после восстания декабристов. В те же годы Одоевский пробует свои силы на литературном поприще: вместе с Кюхельбекером издает альманах «Мнемозина» и пишет роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», оставшийся не завершенным. В 1826 году он женился, поступил на службу в ведомство иностранных исповеданий и переехал в Санкт-Петербург.
[---]
Для второго периода в творчестве Одоевского характерно увлечение мистическими учениями, прежде всего мистической философией Сен-Мартена, средневековой натуральной магией и алхимией. Он активно занимается литературным творчеством. Пишет романтические и дидактические повести, сказки, публицистические статьи, сотрудничает с пушкинским «Современником», «Вестником Европы» несколькими энциклопедиями. Редактировал «Журнал Министерства Внутренних дел». В 1846 году был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея.
К этому же времени относится и лучшее, по общему признанию, из его произведений — сборник философских эссе и рассказов под общим названием «Русские ночи» (1844), данных в форме философской беседы между несколькими молодыми людьми. Сюда вплетены, например, рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени», описывающие фантастические последствия, к которым приводит реализация закона Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии, а произведений природы — в арифметической, и теории Бентама, кладущую в основание всех человеческих действий исключительно начало полезного, как цель и как движущую силу. Лишённая внутреннего содержания, замкнутая в лицемерную условность светская жизнь находит себе живую и яркую оценку в «Насмешке Мертвеца» и в особенности в патетических страницах «Бала» и описании ужаса перед смертью испытываемого собравшейся на бале публикой.
Примерно к этому же времени относится подготовка трёхтомника собрания сочинений, также увидевшего свет в 1844 г. и остающегося до сих пор не переизданным.
Тогда же в 1840-е гг. Одоевский постепенно меняет своё мировоззрение: он разочаровывается в мистицизме, признает ценности новоевропейского естествознания и начинает активно пропагандировать идеалы народного просвещения. Наибольшую активность он развивает на этом поприще уже после возвращения в Москву в 1861 г., куда он приезжает вместе с Румянцевским музеем и во главе его. Одновременно он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти.
По воспоминаниям современников, интерес к музыке у Одоевского проснулся ещё в ранней юности. Даже в его маленькой квартирке в Газетном переулке размещалось небольшое кабинетное фортепиано. Особенно его привлекала музыкальная теория и, прежде всего, теория темперации. Неприменимость равномерно темперированной хроматической гаммы, используемой в классической музыке, для воспроизведения применявшихся в народной музыкальной практике музыкальных ладов стала очевидной ему, когда он записывал с голоса народные напевы. Это открытие, сделанное, вероятно, в конце 1840-х гг. в значительной степени определило направление его дальнейших изысканий и доказало ему действенность методов экспериментальной науки нового времени.
От народной музыки Одоевский перешёл к исследованию древних церковных ладов. Он понял, что и здесь традиция не укладывается в рамки, задаваемые равномерной темперацией, и стал изучать возможности энгармонических музыкальных инструментов. Результаты этих исследований нашли своё отражение в серии статей («Русская и так называемая общая музыка», «Об исконной великорусской песне», речь к открытию Московской консерватории «Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки», «Музыкальная грамота или основания музыки для немузыкантов», «Музыка с точки зрения акустики»). Отчасти Одоевский смог воплотить их в созданный им «энгармоническом клавицине».
Этот инструмент был заказан у мастера немецкого происхождения А. Кампе, проживавшего в Москве и содержавшего в Газетном переулке фортепианную фабрику, перешедшую в конце века к его дочери, в замужестве Смоляниновой. В архиве сохранилась расписка от 11 февраля 1864 г. о выплате 300 рублей серебром за изготовление инструмента. Хотя Одоевский называл его «клавицином», это было стандартное молоточковое фортепиано, с тем лишь отличием, что каждая его чёрная клавиша делилась надвое, кроме того у него было по одной чёрной клавише там, где обычно их нет — между си и до и между ми и фа.
Этот инструмент хранится ныне в Музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве.
Кроме неутомимой деятельности по собиранию, сохранению и реставрации русского музыкального наследия, — прежде всего в том, что касается православной церковной музыки, Одоевский не жалел сил и на некоторых иных поприщах. Одной из выдающихся сторон его литературной деятельности была забота о просвещении народа, в способности и добрые духовные свойства которого он страстно верил. Долгие годы он состоял редактором «Сельского Обозрения», издававшегося министерством внутренних дел; вместе с другом своим, А. П. Заблоцким-Десятовским, выпустил в свет книжки «Сельского чтения», в 20 тысячах экземпляров, под заглавиями: «Что крестьянин Наум твердил детям и по поводу картофеля», «Что такое чертеж земли и на что это пригодно» (история, значение и способы межевания) и т. д.; написал для народного чтения ряд «Грамоток дедушки Иринея» — о газе, железных дорогах, порохе, повальных болезнях, о том, «что вокруг человека и что в нём самом», — и, наконец, издал «Пёстрые сказки Иринея Гамозейки», написанные языком, которым восхищался знаток русской речи Даль, находивший, что некоторым из придуманных Одоевским поговорок и пословиц может быть приписано чисто народное происхождение (например «дружно не грузно, а врозь хоть брось»; «две головни и в чистом поле дымятся, а одна и на шестке гаснет»…). Его хлопотам обязаны были своим разрешением «Отечественные записки».
Приветствуя облегчение цензурных правил в 1865 г., Одоевский настойчиво высказывался против взятой из наполеоновской Франции системы предостережений и ратовал за отмену безусловного воспрещения ввоза в Россию враждебных ей книг.
Преобразования Александра II, обновившие русскую жизнь, встретили в Одоевском восторженное сочувствие. Он предлагал считать в России новый год с 19 февраля и всегда, в кругу друзей, торжественно праздновал «великий первый день „свободного труда“, как он сам выразился в стихотворении, написанном после чтения манифеста об упразднении крепостного права. Когда в 1865 г. в газете „Весть“ была помещена статья, в которой проводился, под предлогом упорядочения нашего государственного устройства, проект дарования дворянству таких особых преимуществ, которые, в сущности, были бы восстановлением крепостного права, только в другой форме, — князь Одоевский написал горячий протест, в котором, от имени многих его подписавших, говорил, что задача дворянства состоит в следующем: 1) приложить все силы ума и души к устранению остальных последствий крепостного состояния, ныне с Божией помощью уничтоженного, но бывшего постоянным источником бедствий для России и позором для всего её дворянства; 2) принять добросовестное и ревностное участие в деятельности новых земских учреждений и нового судопроизводства, и в деятельности этой почерпать ту опытность и знание дел земских и судебных, без которых всякое учреждение осталось бы бесплодным, за недостатком исполнителей; 3) не поставлять себе целью себялюбивое охранение одних своих сословных интересов, не искать розни с другими сословиями перед судом и законом, но дружно и совокупно со всеми верноподданными трудиться для славы Государя и пользы всего отечества и 4) пользуясь высшим образованием и большим достатком, употреблять имеющиеся средства для распространения полезных знаний во всех слоях народа, с целью усвоить ему успехи наук и искусств, насколько это возможно для дворянства».
С чрезвычайным вниманием следил Одоевский за начатой в 1866 г. тюремной реформой и за введением работ в местах заключения, ещё в «Русских ночах» указав на вредную сторону исправительно-карательных систем, основанных на безусловном уединении и молчании. Обновленный суд нашёл в нём горячего поборника. «Суд присяжных, — писал он, — не тем хорош, что судит справедливее и независимее судей чиновников. Очень может статься, что умный чиновник рассудит дело толковее и решит справедливее, нежели присяжный неюрист… Суд присяжных важен тем, что наводит на осуществление идеи правосудия таких людей, которые и не подозревали необходимости такого осуществления; он воспитывает совесть. Все, что есть прекрасного и высокого в английских законах, судах, полиции, нравах — все это выработалось судом присяжных, то есть возможностью для каждого быть когда-нибудь бесконтрольным судией своего ближнего, но судьей во всеуслышание, под критикой общественного мнения. Никогда общественная правдивость не выработается там, где судья — чиновник, могущий ожидать за решение награды или наказания от министерской канцелярии» («Русский Архив», 1874, № 7.).
Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих, получившая впоследствии наименование Максимилиановской; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге. В осуществлении задуманных им способов прийти на помощь страждущим и «малым сим» Одоевский встречал поддержку со стороны великой княгини Елены Павловны, к тесному кружку которой он принадлежал. Главная его работа и заслуга в этом отношении состояла в образовании, в 1846 г., Общества посещения бедных в Петербурге, деятельности которого впоследствии он всячески содействовал.
В СПб. консерватории хранится пожертвованный Одоевским большой орган «Себастьянон».
По смерти он не оставил ни детей, ни какого-либо состояния. В болезни его поддерживала верная и заботливая жена С. Ланская.

произведений: 79

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРА
РОМАНЫ и ПОВЕСТИ
  дата
поступления
позиция по
посещаемости
 
1 Сочинения. Том 1 08.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
2 Письмо в Москву к В.К. Кюхельбекеру 08.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
3 По щучьему велению и другие сказки 08.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
4 Городок в табакерке (сборник) 08.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
5 Мороз Иванович. Необойденный дом. Аудиоспектакли 07.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
6 Косморама. Рассказы 07.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
7 Городок в табакерке 07.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
8 Городок в табакерке. 14 сказок 07.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
9 Лекции господина Пуфа, доктора энциклопедии и других наук о кухонном искусстве 06.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
10 Сказки дедушки Иринея 30.11.2016 1   (+1) ПЕРЕХОД
11 Та же сказка, только на изворот 30.11.2016 1   (+1) ПЕРЕХОД
12 Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту 30.11.2016 3   (+3) ПЕРЕХОД
13 Сказка о мёртвом теле… 30.11.2016 2   (+2) ПЕРЕХОД
14 Письмо С. С. Уварову 30.11.2016 1   (+1) ПЕРЕХОД
15 Пёстрые сказки с красным словцом 30.11.2016 1   (+1) ПЕРЕХОД
16 Русские ночи, или О необходимости новой науки и нового искусства 30.11.2016 1   (+1) ПЕРЕХОД
17 Перехваченные письма 30.11.2016 1   (+1) ПЕРЕХОД
18 Ответ на критику 30.11.2016 2   (+2) ПЕРЕХОД
19 Жизнь и похождения одного из здешних обывателей в стеклянной банке, или Новый Жоко 30.11.2016 1   (+1) ПЕРЕХОД
20 Заветная книга 30.11.2016 1   (+1) ПЕРЕХОД
21 Opere Del Cavaliere Giambattista Paranesi 30.11.2016 1   (+1) ПЕРЕХОД
22 Винченцо и Цецилия 30.11.2016 1   (+1) ПЕРЕХОД
23 Русские письма 17.08.2011 2   (+2) ПЕРЕХОД
24 Элементы народные 17.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
25 Наука инстинкта. Ответ Рожалину 17.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
26 Последнее самоубийство 17.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
27 Последний квартет Бетховена 17.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
28 Психологические заметки 17.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
29 Себастиян Бах 17.08.2011 2   (+2) ПЕРЕХОД
30 Смерть и жизнь 17.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
31 Бал 16.08.2011 2   (+2) ПЕРЕХОД
32 Бригадир 16.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
33 Город без имени 16.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
34 Импровизатор 16.08.2011 3   (+3) ПЕРЕХОД
35 Мститель 16.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
36 Насмешка мертвеца 16.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
37 Свидетель 15.08.2011 3   (+3) ПЕРЕХОД
38 Петербургские письма 15.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
39 Живописец 15.08.2011 3   (+3) ПЕРЕХОД
40 Зачем существуют в Москве бульвары 15.08.2011 4   (+4) ПЕРЕХОД
41 История о петухе, кошке и лягушке 15.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
42 Княжна Зизи 15.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
43 Мартингал 15.08.2011 2   (+2) ПЕРЕХОД
44 Новый год 15.08.2011 2   (+2) ПЕРЕХОД
45 Орлахская крестьянка 15.08.2011 2   (+2) ПЕРЕХОД
46 Живой мертвец 15.08.2011 5   (+5) ПЕРЕХОД
47 Черная перчатка 15.08.2011 3   (+3) ПЕРЕХОД
48 Привидение 15.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
49 Деревянный гость, или Сказка об очнувшейся кукле и господине Кивакеле 15.08.2011 2   (+2) ПЕРЕХОД
50 Езда по московским улицам 15.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
51 Заметки о Москве 15.08.2011 2   (+2) ПЕРЕХОД
52 Княжна Мими 15.08.2011 4   (+4) ПЕРЕХОД
53 Петербургские письма 15.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
54 Imbroglio 15.08.2011 2   (+2) ПЕРЕХОД
55 Ворожеи и гадальщики 15.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
56 Необойденный дом 14.09.2010 2   (+2) ПЕРЕХОД
57 Косморама 14.09.2010 1   (+1) ПЕРЕХОД
58 Игоша 14.09.2010 1   (+1) ПЕРЕХОД
59 Два дни в жизни земного шара 14.09.2010 1   (+1) ПЕРЕХОД
60 Сильфида 13.09.2010 1   (+1) ПЕРЕХОД
61 Саламандра 13.09.2010 1   (+1) ПЕРЕХОД
многоавторская серия: из архива Гостелерадиофонда
  дата
поступления
позиция по
посещаемости
 
1 Индийские сказки. «Золотая антилопа», «О четырех глухих» 08.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
многоавторская серия: Аудиобиблиотека школьника
  дата
поступления
позиция по
посещаемости
 
1 Русские ночи 08.07.2017 1   (+1) ПЕРЕХОД
многоавторская серия: Хрестоматии для начальной школы
  дата
поступления
позиция по
посещаемости
 
1 Городок в табакерке 03.11.2016 1   (+1) ПЕРЕХОД
многоавторская серия: Большая хрестоматия для начальной школы
  дата
поступления
позиция по
посещаемости
 
1 Городок в табакерке 03.11.2016 1   (+1) ПЕРЕХОД
многоавторская серия: Русская литература XIX века
  дата
поступления
позиция по
посещаемости
 
1 Городок в табакерке 03.11.2016 1   (+1) ПЕРЕХОД
многоавторская серия: Школьная библиотека (Детская литература)
  дата
поступления
позиция по
посещаемости
 
1 Городок в табакерке (сборник) 02.06.2014 2   (+2) ПЕРЕХОД
Сказки дедушки Иринея
  дата
поступления
позиция по
посещаемости
 
1 Мороз Иванович 16.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
2 Бедный Гнедко 16.08.2011 54   (+54) ПЕРЕХОД
3 Анекдоты о муравьях 16.08.2011 2   (+2) ПЕРЕХОД
4 Два дерева 16.08.2011 2   (+2) ПЕРЕХОД
5 Житель Афонской горы 16.08.2011 4   (+4) ПЕРЕХОД
6 О четырех глухих 16.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
7 Серебряный рубль 16.08.2011 53   (+53) ПЕРЕХОД
8 Разбитый кувшин 16.08.2011 44   (+44) ПЕРЕХОД
9 Отрывки из журнала Маши 16.08.2011 3   (+3) ПЕРЕХОД
10 Сиротинка 16.08.2011 2   (+2) ПЕРЕХОД
11 Червячок 16.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
12 Столяр 16.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
13 Городок в табакерке 16.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД
14 Шарманщик 16.08.2011 1   (+1) ПЕРЕХОД