Вячеслав Алексеевич Пьецух [ МНЕНИЯ И ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ]
Вячеслав Алексеевич Пьецух
позиции в рейтинге популярности авторов:
ПЕРИОД ПОСЕТИТ.
сутки 3
месяц 3
год 19

Вячеслав Пьецух – известный прозаик, эссеист. Окончил исторический факультет МГПИ им. В.И.Ленина. Около 10 лет работал школьным учителем. Автор книг прозы «Алфавит», «Веселые времена», «Центрально-Ермолаевская война», «Новая московская философия», «Роммат», «Циклы», «Предсказание будущего», «Я и прочие», «Государственное Дитя», «Заколдованная страна». Особая страница творчества В. Пьецуха – литературная эссеистика. Лауреат ряда литературных премий, член Русского ПЕН-центра. Живет и работает в Москве.
Вячеслав Алексеевич Пьецух родился в 1946 году в Москве в семье кадрового офицера. В 1970 году окончил исторический факультет Московского педагогического института. Около десяти лет преподавал историю в средней школе. Первый рассказ написал в 1973 году. Первая публикация появилась в альманахе «Истоки» в 1978 году.
Ушел из школы в 1982 году, когда начал печататься: не одобрило начальство. В 1983 году вышла первая книга «Алфавит». Широко печатается в ведущих журналах. В 1993–1995 гг. был главным редактором журнала «Дружба народов».
Помимо «Алфавита» в России опубликованы книги «Веселые времена» (1985), «Новая московская философия» (1987), «Предсказание будущего» (1989), «Роммат» (1990), «Я и прочие» (1990), «Циклы» (1992), «Государственное дитя» (1997). С конца 1990-х годов: увидели свет его многочисленные рассказы, несколько повестей, в том числе сатирическая повесть «История города Глупова в новые и новейшие времена» и «Город Глупов в последние десять лет», а также «Русская тема» – сборник литературно-философских эссе. Последние произведения были изданы издательством «НЦ ЭНАС». Издается за рубежом. Всего опубликовано 15 книг. Живет в Москве. Женат, имеет сына.
Вячеслав Пьецух с его ироничным интеллигентным отношением к миру, России и нам – «россиянам», уже стал любимцем литературных критиков. Признание живым классиком стоит многого – если измерять это по «гамбургскому счету». Прозу его уже растаскивают на анонимные цитаты, афоризмы и высказывания. О нем говорят и о нем пишут.
Его настоящая тема, тема творчества – загадки души русского человека, которые всегда остаются загадками. И получается, что какой бы путь к прогрессу и процветанию ни избрала Россия, он все равно окажется "особым" и послужит уроком всем, кроме нас самих. Дело здесь, видимо, в особенностях нашего национального характера... Вот этот национальный характер и исследует Вячеслав Пьецух. По-разному: и силой художественного слова и в философских размышлениях, вроде его «Русской темы» или небольшой повести «Уроки родной истории. Пособие для юношества, агностиков и вообще».
Занятие это сложное, порой невеселое. Но именно это занятие и было стержнем великой русской классической литературы. В этом поиске от беспросветной тоски и отчаяния автора (и его читателей) спасает отменное чувство юмора и... неиссякаемая вера все в тот же русский характер. Поэтому Пьецуха можно считать продолжателем Чаадаева, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Чехова. Более того, он решился на оригинальное «действо», написав целый цикл рассказов на сюжеты его великих предшественников. Сам он назвал это «плагиатом», но конечно, это не плагиат, а главная мысль, к которой может в результате прийти заинтересованный читатель: что его современники – те же люди, только «квартирный вопрос их испортил…».
Его «Русские анекдоты» возвращают анекдот в литературу, а литературу – к анекдоту (См. «Скверный анекдот» Достоевского). Пьецух убежден, что «художественные истины не постигают, а создают», и в исторической повести «Роммат» он идет не от факта к концепции, а наоборот, от художественной концепции к освещению факта. И в результате, отрицая случайность, он на самом деле немного лукавит, забавно и иронически освещая факты российской истории, а затем делая фантастическое предположение – удавшееся восстание декабристов.
Вячеслав Пьецух считает, что «вероятно, Россия нужна и самоценна как раз в таком виде, в каком она и существует: отчасти в безобразном, отчасти беспрецедентном, отчасти... прекрасном. При царе, при самых сочных черноземах и неисчерпаемых природных богатствах Россия имела самый низкий уровень жизни в Европе. При большевиках, при самых тучных черноземах и неисчерпаемых природных богатствах Россия имела самый низкий уровень жизни в Европе. При демократах, при самых тучных черноземах...» К себе же он относится, и по праву, так: «…тихо делаю свое дело. Подозреваю, что, возможно, один из лучших современных писателей в России, но не из тех, кого обязаны знать, меня могут не знать по определению, я – писатель нудный, въедливый, в общем, малоинтересный». Эту «неинтересность» критики, любящие вешать ярлычки и находить полочки, уже окрестили «ироничным авангардом» и отмечают, что в его книгах есть «что-то, что затрагивает душу читателя». А на самом деле Пьецух считает себя традиционалистом, исповедующим известные ценности и известную методу литературного труда. Он уверен в себе, самодостаточен. Ему не нужны телевидение, поддерживающая его «групповщина», мелькание в тусовках. Писательство – дело отшельническое. «Живи один…» – это провозглашал еще Пушкин, но не каждому удается подняться над суетностью. Пьецуху это удалось, от того-то так привлекательна его проза. Душевной свободой, интеллигентностью, покоем, гармонией и любовью.
Интонация Пьецуха действительно замечательная. Тихая, внимательная к слову (не случайно он пишет работу «Забытые слова», главными героями которого становятся слова, вышедшие сегодня «из употребления»: честь, совесть и другие) и к деталям, вдумчивая, сторонящаяся поверхностных оценок и, самое главное, уважительная к человеку. Часто едкая и острая, как и у его гениального предшественника Салтыкова-Щедрина.
Это уважение к человеку, его уму и знаниям, его человеческим качествам, внимание и интеллектуальная честность, весь его «традиционализм» и делают Вячеслава Пьецуха настоящим продолжателем традиций русской литературной классики.
«Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» В результате всех политических пертурбаций Россия словно вернулась на путь, оставленный ею еще век назад. Но оставила она в стороне тогда не только самодержавие, власть капитала, но и многие человеческие ценности, вроде гуманизма, ставшего в одночасье «буржуазным». Или «мелкобуржуазным» – по настроению тех, кто этот гуманизм ругал.
Сегодня Вячеслав Пьецух своими книгами открыто и честно провозглашает возвращение русской литературы на гуманистические рубежи, сделавшие ее во второй половине XIX века всемирным явлением.
И если это удастся, если состоится это возвращение великой русской литературы, то благодарны за это мы должны быть многим людям, среди которых Вячеславу Пьецуху принадлежит одно из ведущих мест. За что ему и честь.

произведений: 10

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРА
РОМАНЫ и ПОВЕСТИ
  дата
поступления
позиция по
посещаемости
 
1 Искусство существования (сборник) 06.11.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
2 Суть дела (сборник) 06.11.2013 1   (+1) ПЕРЕХОД
3 Левая сторона 01.03.2009 1   (+1) ПЕРЕХОД
4 Деревенские дневники 20.03.2008 1   (+1) ПЕРЕХОД
5 Русская тема О нашей жизни и литературе 14.03.2008 1   (+1) ПЕРЕХОД
6 Жизнь замечательных людей (сборник) 10.03.2008 1   (+1) ПЕРЕХОД
7 Плагиат. Повести и рассказы 08.03.2008 1   (+1) ПЕРЕХОД
8 Дурни и сумасшедшие. Неусвоенные уроки родной истории 07.03.2008 1   (+1) ПЕРЕХОД
9 Догадки (сборник) 06.03.2008 1   (+1) ПЕРЕХОД
Сборник «Жизнь замечательных людей»
  дата
поступления
позиция по
посещаемости
 
1 Жизнь замечательных людей 10.03.2008 1   (+1) ПЕРЕХОД