Родился 20 августа 1932 года в Казани в семье партийных работников. Отец - Аксенов Павел Васильевич (1899 г. рожд.). Мать - Гинзбург Евгения Семеновна (1904 г. рожд.), автор широко известных мемуаров о сталинских лагерях, в том числе книги "Крутой маршрут". Супруга - Аксенова Майя Афанасьевна (1930 г. рожд.). Сын - Аксенов Алексей Васильевич (1960 г. рожд.).
В конце 1930-х годов родители В. Аксенова были репрессированы. По словам писателя, свет для него распахнулся в Магадане, куда он в 16-летнем возрасте приехал к отбывавшей ссылку матери. Семидневный перелет через весь континент - это бесконечное путешествие по бескрайним просторам (днем в пути, ночью приземлялись в крупных городах: в Свердловске, Красноярске, Охотске...) - произвел на него неизгладимое впечатление: география, которую изучали в школе по учебникам и картам, теперь раскрылась перед ним наяву... Магадан, как это ни парадоксально, поразил своей свободой: в бараке у мамы вечерами собирался "салон". В компании "бывших лагерных интеллигентов" говорилось о таких вещах, о которых Василий до этого и не подозревал. Будущего писателя потрясли широта обсуждавшихся проблем, рассуждения о судьбах человечества. А близость к Аляске и Тихому океану за окном распахивала горизонты...
Первой профессией, которую освоил Василий Павлович, была профессия врача. По окончании 1-го Ленинградского медицинского института, Василий Аксенов работал терапевтом на карантинной станции Ленинградского морского порта (1956-1957). Этот период жизни - в предвкушении встречи с дальними странами, мечтах о путешествиях - он опишет позже в романе "Коллеги". Затем Василий Аксенов работал в больнице Водздравотдела в поселке Вознесение на Онежском озере (1957-1958) и в Московском областном туберкулезном диспансере (1958-1960).
[---]
Как литератор Василий Аксенов дебютировал в 1959 году. Его первый роман - "Коллеги" (1960), сразу принес ему широкую известность, впоследствии многократно переиздавался и получил воплощение на сцене и на экране. Опубликованный следом роман "Звездный билет" (1961) так очевидно закрепил успех молодого прозаика, что он решил профессионально заняться литературным трудом. Эти и последующие романы - "Апельсины из Марокко" (1962) и "Пора, мой друг, пора" (1964) упрочили за В. Аксеновым славу одного из лидеров "молодой прозы", заявившей о себе на рубеже 1950-1960-х годов.
Свой путь в искусстве В. Аксенов начал с изображения скептически настроенной по отношению к тогдашней советской действительности молодежи с характерным для нее нигилизмом, стихийным чувством свободы, интересом к западной музыке и литературе - со всем, что противостояло принятым духовным ориентирам. Исповедальный характер прозы В. Аксенова, сочувственное внимание писателя к внутреннему миру, психологии и даже сленгу молодого поколения как нельзя более соответствовали духовной жизни общества. В это время В. Аксенов становится одним из наиболее активно печатающихся и читаемых авторов журнала "Юность", в течение нескольких лет являясь членом его редколлегии.
К середине 1960-х годов усиливается философская насыщенность прозы В. Аксенова, размышляющего о причинах неудачи "оттепели", именно с нею связывавшего свои лучшие надежды. Произведения писателя, их заостренность на проблемах периода "оттепели" и прежде всего - извечном конфликте поколений, обретавшем особенно резкие формы в условиях характерного для того времени процесса отрицания тоталитарного прошлого, вызвали бурную полемику в критике, нападки цензуры. Среди изданных в СССР произведений этого периода творчества писателя - сборники рассказов "Катапульта" (1966) и "На полпути к Луне" (1967), романы "Стальная птица" (1968), "Любовь к электричеству" (1969), "Мой дедушка - памятник" (1970), "Сундучок, в котором что-то стучит" (1973), "В поисках жанра" (1977).
Обращение В. Аксенова к личности способствовало перестройке индивидуальной творческой манеры писателя, соединяющего теперь в пределах одного произведения реальное и ирреальное, обыденное и возвышенное. Особенно искусно разные планы переплетаются в запрещенном тогда цензурой романе В. Аксенова "Ожог" (1976). В нем автору удалось полномасштабно отобразить жизнь российской интеллигенции на переломе 1960-1970-х годов. Герои романа, каждый из которых одержим своей творческой идеей, находятся в состоянии трагического разлада с существующей в их стране системой: стремление укрыться от нее оказывается тщетным. Облик и поведение героев романа определяются их противостоянием порожденной этой системой толпе, которой чуждо все высокое, светлое. Выход для них писатель видит в устремлении к Богу, в духовном прозрении.
Появление в 1968 году повести "Затоваренная бочкотара" свидетельствует об изменении направления эстетических поисков писателя, выходящего теперь, по его собственным словам, к "тотальной сатире". Здесь открывается удивительная нелепость мира, в котором живут персонажи повести, названной В. Аксеновым "сюрреалистической вещью".
Изменение творческой позиции В. Аксенова свидетельствовало не только о собственно художественных поисках писателя, отказывавшегося теперь в своих произведениях от принципа правдоподобия, предпочитая ему изображение "иллюзии действительности"; сами эти изменения были вызваны крепнущим у него убеждением в том, что "действительность так абсурдна, что, употребляя метод абсурдизации и сюрреализма, писатель не вносит абсурда в свою литературу, а, наоборот, этим методом он как бы пытается гармонизировать разваливающуюся действительность...".
С этого времени критика в адрес В. Аксенова и его произведений становится все более резкой. Нападки вызывала даже форма, к которой обращался теперь писатель, воспринимаемая как несоветская и ненародная: так была оценена, в частности, поставленная в театре "Современник" пьеса В. Аксенова "Всегда в продаже", свидетельствующая о переходе ее автора на авангардистские позиции в искусстве. Положение В. Аксенова еще более осложнилось, когда в 1977-1978 годы его произведения начали появляться за рубежом (прежде всего в США). Тогда же, в 1979 году, В. Аксенов вместе с А. Битовым, Вик. Ерофеевым, Ф. Искандером, Е. Поповым, Б. Ахмадулиной выступил составителем и автором альманаха "Метрополь", объединившего писателей, отмежевавшихся от социалистического реализма. Так и не изданный в советской подцензурной печати, альманах был издан в США. В СССР он немедленно был подвергнут критике властей, усмотревших в нем попытку вывести литературу из-под контроля государственной идеологии. В 1979 году В. Аксенов был исключен из Союза писателей и Союза кинематографистов СССР. 22 июля 1980 года он уехал в США и вскоре был лишен советского гражданства.
В Вашингтоне выходят написанные В. Аксеновым в России, но впервые публикуемые лишь после приезда писателя в Америку романы "Золотая наша Железка" (1973, 1980), "Ожог" (1976, 1980), "Остров Крым" (1979, 1981), сборник рассказов "Право на остров" (1981). В США издаются новые романы В. Аксенова: "Бумажный пейзаж" (1982) "Скажи изюм" (1985), "В поисках грустного бэби" (1986), трилогия "Московская сага" (1989, 1991, 1993), сборник рассказов "Негатив положительного героя" (1995), "Новый сладостный стиль" (1997), "Кесарево свечение" (2000). Произведения, написанные им в эмиграции (и более всего - "Московская сага"), убеждают в том, что жизнь родной страны, происходящее в ней продолжает оставаться в центре внимания писателя.
После возвращения В. Аксенову гражданства в 1990 году он часто приезжает в Россию, где вновь начинают печататься (в том числе в журнале "Юность") его произведения (помимо уже упомянутых - "Мой дедушка - памятник", 1991; "Рандеву", 1992), выходит собрание его сочинений. В 1993-1994 годах в России была опубликована его "Московская сага", по которой в настоящее время режиссер Д. Барщевский снимает многосерийный художественный фильм (художник этой картины - А. Аксенов, сын писателя). В июне 1993 года в Самаре состоялись первые Аксеновские чтения.
Помимо уже упомянутых произведений, перу В. Аксенова принадлежат повесть "Круглые сутки нон-стоп", рассказы "Сюрпризы", "Перемена образа жизни", "Завтраки сорок третьего года", "Папа, сложи", "Второй отрыв Палмер", "Гикки и Бэби Кассандра", "Рассказ о баскетбольной команде, играющей в баскетбол", "Любителям баскетбола", "Победа", "Простак в мире джаза", "Миллион разлук", "Романтик Китоусов, академик Великий-Салазкин и таинственная Маргарита", "Вне сезона" и др. Роман "Желток яйца" ("Yolk of the Egg") был написан В. Аксеновым на английском языке.
В. Аксенов - автор целого ряда произведений для драматического театра (пьесы "Всегда в продаже", 1965; "Твой убийца", 1966; "Четыре темперамента", 1968; "Аристофаниана с лягушками", 1968; "Цапля", 1980; "Горе, горе, гореть", 1998; "Аврора Горенина", 1999; "Ах, Артур Шопенгауэр", 2000) и киносценариев (фильмы "Когда разводят мосты", 1961; "Мой младший брат", 1962; "Мраморный дом", 1973; "Центровой", 1976; "Пока безумствует мечта", 1980).
В США В. Аксенову присвоено почетное звание Doctor of Humane Letters. Он является членом Пен-клуба и Американской авторской лиги. С 1981 года В. Аксенов - профессор русской литературы в различных университетах США: Институте Кеннана (1981-1982), Университете Дж. Вашингтона (1982-1983), Гаучерском университете (1983-1988), Университете Джорджа Мэйсона (с 1988 года и по настоящее время). В 1980-1988 годы В. Аксенов в качестве журналиста активно сотрудничал с радиостанцией "Голос Америки". Автор многочисленных журнальных статей и рецензий на английском языке.
В. Аксенов интересуется историей, особенно XVIII века, историей парусного флота. Со студенческой поры увлекается джазом. Среди спортивных пристрастий - джоггинг, баскетбол.
Живет и работает в Вашингтоне (США).