ЛИТЕРАТУРА >>
тема: ЗА ЧТО ЛЮБЯТ ЛИТЕРАТУРУ
автор темы:
Кофырин Николай
цитировать
ЛЮБИТЬ ЛИТЕРАТУРУ


Французский институт в Петербурге в цикле «Любить литературу» организовал 13 февраля в библиотеке имени Маяковского встречу с французским писателем, поэтом и философом Жаном-Кристофом Байи.
Жан-Кристоф Байи прочёл и прокомментировал произведения Анри Мишо и Франсиса Понжа.
Было очень приятно послушать оригинальные мысли на великолепном французском языке.
Я вообще в восторге от французской культуры и литературы. Роман лауреата Нобелевской премии Роже Мартен дю Гара «Семья Тибо» я прочитал дважды, и он очень сильно повлиял на формирование моей личности. Я уже не говорю о Сартре, Камю, Монтене, Дюма, Гюго, Руссо, Стендале, Ларошфуко, Флобере, Роман Ролане …

Когда в прошлом году я побывал во Франции и посетил Париж, у меня возникло ощущение совершенства французской культуры, совершенства как полноты и завершённости, совершенства как исчерпанности смыслов.
Мне удалось задать несколько вопросов господину Байи, и получить оригинальные и глубокие ответы, какие может дать только французский интеллектуал.
Что значит любить литературу?
Каково назначение литературы, в чём её смысл?
Какой будет литература через 10-15 лет?

Жан-Кристоф Байи – писатель, поэт, философ. Жан-Кристоф Байи равно увлекался живописью, архитектурой, театром. Уже несколько лет он преподает в Высшей национальной школе природы и пейзажа в Блуа. Ему принадлежат такие эссе, как «Свойство языка» (1997), «Широкий обзор» (2000), «Раздробленная легенда немецкого романтизма», переизданная в 2001 году, сборник поэзии «Бассо континуо» (2000).
Его влекут страны, философии, цивилизации. Жан-Кристофа Байи тревожит и судьба языков. Язык – наследие, связь поколений, богатство и движение. Дать определение человеку или предмету – сложнейшая задача, поскольку сам предмет погребен под грудой коннотаций и ассоциаций. Именно на литературу, полагает Байи, возложена миссия освободить язык, заставить его снова заблестеть.

Сегодня все признают, что количество людей, любящих литературу, стремительно падает. И тому есть объективные причины.
Первая причина чисто экономическая. Стоимость бумажных изданий растёт, трудности распространения и реализации увеличиваются. Бумажные книги не выдерживают конкуренции с доступными каждому бесплатными электронными версиями в Интернете.

Вторая причина в том, что современным занятым людям некогда читать. Они могут либо слушать аудиокнигу, либо смотреть экранизацию. По современным меркам читать большие тексты это роскошь, занятие для духовных аристократов.

Третья причина умирания традиционной литературы в том, что видео постепенно вытесняет текст. Доверие к изображению ещё сохраняется, тогда как к печатному слову падает.
Видео явно выигрывает перед текстом, потому что это синтез текста, музыки, изображения, спецэффектов, стереоскопии и даже в недалёком будущем запаха.

Четвёртая причина в том, что Интернет сводит на нет традиционное чтение как процесс. Экран монитора предназначен скорее для считывания информации, чем для проникновенного общения с книгой.
Но также как с появлением кино не исчез театр, а с появлением телевидения не исчезло кино, не умрёт и книга с появлением Интернета.

Какой же будет литература через 10-15 лет?

Полагаю, что в будущем книги будут представлять собой сложные творения, содержащие текст, фотографии, видео, аудиозапись и компьютерные спецэффекты.
Мне кажется, пытаться вернуть читателя к традиционной форме чтения, невозможно и неверно. Нужно идти в будущее и делать книгу иной – соответствующей требованиям времени, то есть медийной.
Аудиовизуальный человек – продукт научно-технического прогресса. Его интеллектуальные возможности, вероятно, не ниже возможностей человека читающего, а в некотором смысле, несомненно, выше.

В будущем литература будет существовать в электронной форме, и с ней можно будет ознакомиться всегда и везде. А тот, кто захочет насладиться соприкосновением с бумажным изданием, сможет заказать отпечаток в типографии.

Литература как искусство написанного слова, конечно же, сохранится. Но текст станет другим.

Я вижу две тенденции в развитии литературы: первая – лаконичные видеопослания в Интернете, и вторая – большие тексты напечатанных романов, которые позволяют погрузиться в мир автора и создавать вместе с ним работой собственного воображения новые общие смыслы.

Писатель Ольга Славникова права, когда говорит, что книга уже не вызывает сочувствия, а сохраняется лишь интерес к книгам, написанным на основе реальных событий.
Оба моих романа построены на реальных событиях, а второй – «Странник»(мистерия) – так и называется «роман-Быль».

Книг издаётся много, а настоящих Книг почти нет.

Литература меняется на глазах. С одной стороны, безответственное сказочное фэнтезирование, с другой стороны, нон-фикшен – дневниковый эксгибиционизм и мазохизм.

Сегодня писатель уже не учитель жизни, а литература не квинтэссенция мудрости, – в лучшем случае «чтиво», способное отвлечь во время поездки в транспорте.

Литература перестаёт быть откровением. Книга становится носителем информации. Люди не хотят переживать чужие жизни, они хотят жить своей!

Надо быть ёмким, пронзительным и кратким, если хочешь достучаться до сердец миллионов.

Читателю в современной жизни от книги нужен релакс. Уже все забыли, что чтение книги – это труд души и ума. Никто не хочет тратить деньги, заработанные нелёгким трудом, на то, чтобы ещё трудиться. Люди хотят развлечений! Хлеба и зрелищ! И в этом трудно их упрекнуть. Так было всегда!

Как во все времена, люди ищут ответы на свои мучительные (по сути вечные) вопросы: как быть счастливым, как излечиться от болезней, как постичь свою судьбу, как выполнить своё предназначение…

Но уже не писатель, как это было раньше, поднимает читателя до своего уровня, а читатель заставляет спуститься писателя до уровня своих повседневных забот. Отсюда и мелкотемье, поверхностность, развлекательность литературы.

Сегодня литературный процесс превратился в бизнес, мало чем о

Тема создана: 2010.02.22 08:46 MSK
ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ВИРТУАЛЬНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ (ФОРУМАХ), ВЫ СМОЖЕТЕ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК СТАНЕТЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ ЧИТАТЕЛЕМ
ЗАПИСАТЬСЯ В БИБЛИОТЕКУ

ЕСЛИ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ ЧИТАТЕЛЕМ, ТО ВАМ НЕОБХОДИМО ВОЙТИ В СИСТЕМУ СО СВОИМИ УЧЕТНЫМИ ДАННЫМИ
ВХОД В БИБЛИОТЕКУ