ЛИТЕРАТУРА >>
тема: Что есть истина? - критический реализм и критический идеализм
автор темы:
Кофырин Николай
цитировать
ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?

Свою книгу с таким названием представил на семинаре Русской Христианской Гуманитарной Академии заместитель директора Института Русской Литературы (Пушкинский Дом), доктор филологических наук Владимир Алексеевич Котельников.
В книге «Что есть истина?» Литературные версии критического идеализма» (СПб.: Пушкинский Дом, 2009. – 672 с. – (Серия «Библиотека Пушкинского Дома») кардинально пересматривается традиционное представление о господстве в русской классической литературе «критического реализма» и раскрывается содержание и роль в ней иного миропонимания — критического идеализма.
Автор книги показывает, что в литературе XIX в. движение творческой мысли шло от эмпирического познания к идеальным сущностям и от них — к критическому пониманию действительности. Это совершалось во взаимодействии языка светской словесности с церковнославянским языком, а художественных образов — с этическими и эстетическими концептами сферы абсолютного, с образами высокого мифа; это происходило во встречах опыта с «вечными» идеями.

Приведу наиболее интересные мысли участников дискуссии.

Сегодня происходит обесценивание всех представлений о мире, о человеке.
Человек перестаёт быть предметом, оцениваемым с серьёзных ценностных теорий.
Человек осознаётся средним существом в биосоциальном мире.
Человек не представляет собой в своих потенциях специфическую ценность.

Критический идеализм, по мнению В.А.Колесникова, возникает на основе веры в наличие идеалов.
Люди предполагали существование идеалов. Идя дальше, они всматривались в горизонты, которые были выше жизни, на которые указывала религия, и с ними соизмеряли то, что находили в жизни.

Над всеми уровнями существования находится то, что реальная жизнь во всех своих формах не может достигнуть надеяться даже – духовные идеалы.
Вместе с тем, художники существовали и творили в материале реальной жизни.
Критический идеализм возник как движение от этой жизни наверх к идеалам в попытке как-то их понять и сформулировать, что это самое ценное из того, что человек может усмотреть в мире. И когда это понимание реальности идеалов достигается, от этих идеалов художник возвращается назад к действительности, и смотрит другими глазами – уже критически – на эту действительность с точки зрения идеала.

Возвращаясь с высот идеального к этой действительности, художник смотрит на неё критически, не забывая однако о тех основаниях (идеалах), с позиций которых эта критика действительности им ведётся.
Действительность никогда не может соответствовать идеалам, всегда есть зазор между идеальным и реальным.

Критический идеалист ориентирован на идеологию социальности цивилизации, он смотрит на реальность с высоты этих идеалов!

Я ЗАДАЛ ВОПРОС: Как бы вы назвали тот реализм, который присутствует в современной русской литературе? И реализм ли это? Как бы вы назвали реализм Пелевина?

Литературный герой становится всё более реальным, литература прорастает в жизнь, а жизнь становится всё более литературной.

Сегодня реализм идёт от жизни приподнимать эту жизнь, от эмпирического материала к идеальным сущностям.

Реализм и идеализм вместе, они неразрывно связаны между собой.

Как известно, термин «критический идеализм» ввёл Иммануил Кант.

Необходимо вспомнить «идеалистический реализм» Шеллинга.

Дело литературы в назывании имён.

Мифы – это возведение жизни в степень идеальных сущностей.

Мифы – самая благодатная почва для идеализма.

Платонизм очень сильно повлиял на русский идеализм.

Виссарион Белинский сгубил несколько направлений в русской литературе. Он совратил многих талантливых писателей в социальность.

Белинский не исторический человек. Ему было безразлично, что будет после него. «Социальность или смерть» было его лозунгом.

У Антона Павловича Чехова было мироотрицание. Он не имел что и чем утверждать.

Чехов работает на той тончайшей грани, где это переобращение реальности и идеала осуществляется как личная жизнь повседневного человека.

Идеал – ключевое слово человеческой природы. Человек без идеала невозможен.

Идеал сам по себе категория несколько подозрительная. Она претендует на то, чтобы осуществить нечто вне жизни и помимо жизни. В то время как для христианской традиции проблема заключается не в том, чтобы отойти от жизни, а в том, чтобы этот идеал осуществить в самой жизни.
Это и делает основатель христианства как воплощённый живой идеал, который с высоты своего трансцендентного величия опускается на самое дно грешного творения.
В этом и заключается величие и парадокс христианства. Это не идеал, который находится где-то там в виде внешнего объекта.
Русская литература именно эти пути идеала и прослеживает.

Материализм и христианский идеал это то, «как должно быть», это идеология.

Критический идеализм означает, что в реальности спрятан идеал.

Завершилась литература, когда был потерян идеал.

Литература писала о человеке вообще. Если мы осознаем себя как национальность, то литература получит новый импульс.

Категория «должного» – идеалистическая. Мы это не осуществим. Но если мы откажемся от идеала, то …

Я В СВОЁМ ВЫСТУПЛЕНИИ СКАЗАЛ СЛЕДУЮЩЕЕ:
Весь этот интересный экскурс в историю литературы может, на мой взгляд, помочь нам ответить на вопрос, какой будет литература через 10-15 лет.
На мой взгляд, это будет новый синтез реализма и идеализма, и даже мистицизма.

На смену критическому реализму и социалистическому реализму, приходят метафизический реализм, реализм мистический, трансреализм, сверхреализм, реализм пост-постмодернизма, в котором все взгляды, даже самые безумные, имеют право называться реальностью.

Мы все живём в придуманном нами самими мире иллюзий и обманов.
Известны слова Пушкина: "Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман..."… "И жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землёй…"

Сон – самая известная форма синтеза идеализма и реализма. Например, «Сон смешного человека» Фёдора Достоевского. Достоевский пис

Тема создана: 2010.03.07 09:13 MSK
ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ВИРТУАЛЬНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ (ФОРУМАХ), ВЫ СМОЖЕТЕ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК СТАНЕТЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ ЧИТАТЕЛЕМ
ЗАПИСАТЬСЯ В БИБЛИОТЕКУ

ЕСЛИ ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ ЧИТАТЕЛЕМ, ТО ВАМ НЕОБХОДИМО ВОЙТИ В СИСТЕМУ СО СВОИМИ УЧЕТНЫМИ ДАННЫМИ
ВХОД В БИБЛИОТЕКУ