Анатоль Франс (фр. Anatole France; настоящее имя Жак Анатоль Франсуа Тибо, Jacques Anatole Francois Thibault; 16 апреля 1844, Париж — 12 октября 1924, Сен-Сир-сюр-Луар)) — известный французский романист и литературный критик. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1921 год.
Дебютировал томиком стихов в манере парнасской школы, «L’Etui de Nacre», и античной драмой в стихах, «Les Noces Corinthiennes»; затем писал маленькие рассказы, повести, психологические и общественные романы, критические очерки, газетные хроники (долго состоял постоянным хроникером в «Temps»).
Со времени процесса Дрейфуса Франс стал видным деятелем антинационалистического лагеря, принимает участие в устройстве народных университетов, читает лекции рабочим, произносит речи на народных собраниях. Франс — философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству. Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Ф.
Одна из его первых повестей, «Le Crime de Silvestre Bonnard» (русский перевод, СПб., 1899) — идиллическая сатира, в которой легкомыслию и доброте отдается предпочтение перед суровой добродетелью. В последующих повестях и рассказах Ф. с огромной эрудицией и тонким психологическим чутьем воссоздает дух разных исторических эпох. «La R otisserie de la Reine Pedauque» — сатирическая повесть во вкусе XVIII в., с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Коньяра; он благочестив, но ведет греховную жизнь и оправдывает свои «падения» тем, что они усиливают в нём дух смирения. Того же аббата Ф. выводит в «Les Opinions de Jero me Coignard». В целом ряде маленьких рассказов (сборники «Balthasar», «Le Puits de Suinte-Claire» и др.) Ф. обнаруживает яркую фантазию; его любимая тема — сопоставление языческого и христианского миросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннего Возрождения; лучшие образцы в этом роде — «Saint Satyr» и «Puits de Sainte-Claire». Франс — один из лучших французских «conteurs» по художественности языка, благородству стиля и выразительной сжатости повествования.
Повесть «Thais» (русский перевод, СПб., 1891) — история знаменитой древней куртизанки, ставшей святой — написана в том же духе снисходительности и любви к «грешникам», с тем же оттенком эпикурейства и в то же время христианской умиленности, как книги о Жероме Коньяре и мелкие рассказы. «Clio» — сборник трёх рассказов из античной и средневековой жизни; лучший из них, по образности и красочности описаний — рассказ о жизни и странствованиях Гомера. От исторических и фантастических рассказов и повестей Франс перешёл к психологическим и общественным романам из современной жизни. В «Lys Rouge», на фоне изысканно художественных описаний Флоренции и живописи примитивов, представлена чисто парижская адюльтерная драма в духе Бурже (за исключением прекрасных описаний Флоренции и картин). « Lys Rouge» — одна из наиболее слабых вещей Ф.
Затем Франс начал серию своеобразных романов под общим заглавием: «Histoire Contemporaine». В неё вошли до сих пор: «D’Orme du Mail», «Mannequin d’Osier», «L’Anneau d’Am ethyste», «Monsieur Bergeret a Paris». Это — историческая хроника с философским освещением событий. Как историк современности, Франс обнаруживает проницательность и беспристрастие учёного изыскателя наряду с тонкой иронией скептика, знающего цену человеческим чувствам и начинаниям.
Вымышленная фабула переплетается в этих романах с действительными общественными событиями, с изображением избирательной агитации, интриг провинциальной бюрократии, инцидентов процесса Дрейфуса, уличных манифестаций. Наряду с этим описываются научные изыскания и отвлечённые теории кабинетного учёного, неурядицы в его домашней жизни, измена жены, психология озадаченного и несколько близорукого в жизненных делах мыслителя. В центре событий, чередующихся в романах этой серии, стоит одно и то же лицо — учёный историк Бержере, воплощающий философский идеал автора: снисходительно-скептическое отношение к действительности, ироническую невозмутимость в суждениях о поступках окружающих лиц. Юмор Ф. заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлеченным научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая.
Повесть Ф.: «Affaire Crainquebille» — сатира на французское судопроизводство, написанная с блестящим юмором и знанием рабочего класса. В своих критических очерках (5 т. «Vie litteraire») Франс с такой же объективностью относится к современным литературным явлениям, проявляя верность и твердость художественного вкуса. Вместе с тем и прежде всего Франс — мастер слова, доводящий литературный стиль до такой художественной выразительности и красоты, которая равняет его с Флобером и другими французскими классическими прозаиками.