Анни Вуд Безант – женщина великого таланта и огромнейших организаторских способностей. Ко всему этому она была страстной натурой и своим новым и новым увлечениям отдавала весь пыл своих талантов. В результате, потратила свой талант и способности как на величественные дела, так и за зря..
Автор ее двухтомной биографии Артур Неферкот[1] пишет, что она, подобно сказочной кошке прожила 9 жизней. Первый том своего труда автор посвятил описанию ее пяти жизням до теософского периода в главах: 1.Христианская мать; 2. Атеистическая мать; 3. Подвижник науки; 4. Активный деятель социалистического движения; 5. Клешня Махатмы. В это время Безант проявила себя как выдающийся деятель в области религии, атеизма, гуманизма и прогрессивных социальных движений. Остальные четыре жизни Анни Безант прожила как один из основателей и наиболее талантливый пропагандист и руководитель всемирного религиозно-философского течения… теософии.
Анни Вуд родилась 1 октября 1847 г. в Чафам (Clapham), пригороде Лондона, в семье врача Ульяма Вуд(William Wood) и его жены Эмилии Морис (Emily Morris). Отец умер, когда Анни только-только исполнилось 5 лет. В семье не осталось никаких сбережений. Мать вынуждена было зарабатывать на свое собственное содержание уборщицей в местной школе, а свою дочь отдать в семью своей подруги, строгой кальвинистки Эллин Мэррэ (Ellen Marryat). В приемной семье девочку не только воспитывали в духе пуританизма, но и поощряли чтение художественной, назидательной, богословской и философской литературы, чему девочка предавалась всей душой.
Восемнадцатилетней она встретилась с Франком Безант (Frank Besant), молодым викарием англиканской церкви в деревне Линкольншире (Lincolnshire), братом известного в Англии писателя Вальтера Безанта (Walter Besant) и через год вышла за него замуж. За четыре года совместной жизни матушка Анни родила дочь и сына и тщательно рассмотрела изнутри практическую жизнь церкви и верующих, в том числе - и своего ригористичного и, оказалось, духовно ограниченного мужа. В результате, она перестала посещать религиозные богослужения и собрания из-за чего муж выгнал ее с дочерью Мейксел (Maxell) из дому, оставив при себе сына Дигби (Digby). Из Линкольншира Анни Безант вернулась в Лондон, где ее поджидала безрадостная жизнь брошенной жены англиканского пастыря.
Под влиянием произведений отказавшегося от церковного сана атеиста Чарльза Воиси (Charles Voysey), публичных дискуссий его единомышленников с богословами остатки религиозных верований Анни Безант развеваются прахом. Она становится атеисткой и в журнале, издаваемом свободомыслящим Томасом Скоттом, анонимно публикует свой первый памфлет. Вскоре она познакомилась с признанным главой английских свободомыслящих, известным английским философом Чарльзом Бредлоу (Charles Bradlaugh). Прослушав несколько его лекций и публичных выступления, Анни Безант поделилась с ним своими впечатлениями и затронула тему о своем трудоустройстве. По рекомендации философа она начинает читать публичные лекции и получила работу в журнале «Национальный реформатор» (The National Reformer), издаваемым Бредлоу. Вместе с этим она начала читать курс лекций для членов Национального Секулярного Общества (National Secular Society), руководителем которого был сам философ.
[---]
Анни оказалась одаренным оратором, журналистом и организатором. Вскоре Анни Безант и Чарльз Бредлоу стали общепризнанными лидерами Британского Союза Свободомыслящих (British Freethought). В 1877 году она вместе с Бредлоу опубликовала написанную свободомыслящим Чарльзом Ноультоном (Charles Knowlton) книгу «Плоды философии» (The Fruits of Philosophy), в которой пропагандировался так называемый «контроль количества семьи» и защищалось право женщины на аборт. За публикацию этой книги Анни Безант и ее шефа присудили к шестимесячному тюремному заключения, а Франк Безант подал в суд на «морально разложившуюся жену» и отобрал у нее дочь Мейксл.
Выйдя из тюрьмы, Анни Безант под своим именем опубликовала книгу «Закон популяции» (The Laws of Population), в которой еще более пристрастно пропагандировала «контроль семьи» и право женщины на аборт. В это же время Анни Безант приступила к созданию общественного движения за политическое равноправие женщин – движение суфражисток – и раз-за-разом подает в суд на предпринимателей, нарушающих равноправие женщине, повсеместно организовывает забастовки женщин и, отдельно, девушек. Как активнейшая участница общественных движений в Англии Анни Безант вместе с Бредлоу установили тесные дружеские отношения с английскими социалистами Эдвардом Эвелингом (Edward Aveling) и Бернардом Шоу (George Bernard Shaw), организаторами и руководителями фабианского общественного движения. Вскоре Анни и ее друзья стали активными участниками созданной при их участии Социалистической демократической федерации (Social Democratic Federation). В 1889 году Анни Безант с огромным преимуществом голосов была избрана и Лондонский школьный совет и была инициатором ряда прогрессивных нововведений в систему школьного образования.
Кроме таланта оратора, журналиста и организатора Ани Безант проявила свое великое творческое трудолюбие и плодовитость. Одну за другой, еженедельно, она публикует статьи по проблемам свободомыслия и критики религии; издает ряд своих исследований и книг. Она систематически выступает в печатных и устных дискуссиях с теистами, с богословами, с церковными иерархами. Ко всему этому она написала научный труд, за который Лондонский университет присудил ей ученую степень доктора наук.
В 1887 году она опубликовала свой всемирно известный атеистический очерк «Почему я не верую в Бога» (Why I Do Not Believe in God), который в англоязычных странах до сих пор называется: «Кредо атеизма». Кстати, в силу разных причин, в том числе по воле автора, полный текст этого очерка после его первого выхода не публиковался более 90 лет. Его текст был вторично воспроизведен только в «Антологии атеизма и рационализма» в 1980 году (An Anthology of Atheism and Rationalism? By Gordon Stein. Prometeus Books)[2].
В пике своей общественно-политической, литературной и атеистической деятельности Анни Безант заказали написать отзыв на книгу Елены Блаватской «Тайное учение» (The Secret Doctrine). Содержание книги, новизна прочитанного, стиль ее изложения и «доказательств» взволновали ее. Блаватская в это время находилась в Лондоне. Анни во что бы то ни стало решила встретиться с основательницей Теософии – новомодного тогда учения. Блаватская сразу же покорила легко возбудимую женщину своей харизмой, или, как тогда говорили, «заворожила своим магнетизмом». Анни на всех привычных для неё участках продолжала по инерции успешно работать, но про себя и для себя занялась чтением теософских произведений Блаватской. Скоро она завела дружбу с основательницей Теософии и для проверки ее учения поехала в Индию.[3] Здесь она занялась изучением «Бхагават Гиты» и других священных книг Индуизма, ради чего, прежде всего, и приехала в Индию. Но чтение чтением, а реальная социально-политическая обстановке в стране пребывания не могла оставить безучастной бурную и отзывчивую натуру Анни Безант. Нищета, бесправие в Индии – по сравнению с Англией - были поразительны. Было также поразительным единство всех слоев индийского народа в борьбе за «Гоумрул»[4]. При активнейшем участии Анни Безант в 1916 году создается Всеиндийская лига гоумруля (The Indian Home Rule League), президентом которой ее единодушно избирают. В 1917 году на основе Лиги гоумруля создается политическая партия «Индийский национальный конгресс» (The Indian National Congress), председателем которого стала Анни Безант. Президент Гоумрула и председатель Индийского Национального Конгресса действовала в полном единодушии с Махатмой Ганди – общепризнанным лидером национального движения. По индийской культурной и языковой традиции Анни Безант называли «Клешней Махатма Ганди».
Приехавшая за теософской мудростью великая англичанка попутно в 1898 году учреждает Центральный индийский колледж в Бенаресе. В то же время она не забывала Англии, куда постоянно посылала свои статьи по вопросам социалистического движения, всячески поддерживает суфражисток. В связи с началом второй мировой войны 1914 года английские власти Индии «интернировали», поместили в закрытый военный лагерь, свою землячку.
В конце 1889 году Анни Безант открыто объявляет о своей приверженности Теософии, вместе в Блаватской и ее ближайшим другом полковником Генри Олкоттом становится во главе всего теософского движения. Перебравшись на постоянное место жительства в Индию, она занялась распространением Теософии среди индусов.
В 1891 году умирает Елена Блаватская, и теософское общество раскалывается на две группы: одну их них возглавляет Олкотт, а вторую – Безант. После смерти Олкотта (1907) обе группы теософов объединяются и во главе на 26 лет неизменным общепризнанным лидером становится Анни Безант. В это время ею написаны, совместно со своим ближайшим помощником и другом Чарльзом Вебстер Лидбитером (Charles Webster Leadbeater), наиболее читабельные статьи и книги по теософии.
В 20-годах прошлого столетия Анни Безант вместе со своим индийским протеже Джидду Кришнамурти (Jiddu Krishnamurti), которого обольстительная теософка объявила новым Мессией и воплощенным Буддой, совершает поездку по США и Англии.[5] К ней возвращаются сын и дочь с семьями.
Умерла Анни Безант 20 сентября 1933 года в Индии и похоронена на берегу моря в городе Адьяре.
Самое большое благоприятное влияние на общественную духовную жизнь человечества и, прежде всего народов Англии и Индии, Анни Безант оказала своей общественной деятельностью как участник ряда демократических движений и как свободомыслящая и атеист. Пример ее блестящих атеистических мыслей посетители нашего сайта имели возможность увидеть на примере ее статьи «Почему я не верую в бога».
К сожалению, в странах бывшего Советского Союза Анну Безант знают и читают, - прежде всего, а то и исключительно, - как автора теософских произведений. При удобном случае мы опубликуем и прокомментируем несколько ее основных теософских статей. А сейчас предоставим посетителям нашего сайта возможность самим познакомится с имеющимися в достаточном количестве ее материалов в Интернете.