Далай-лама XIV

Его Святейшество Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо; род. 6 июля 1935) — духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Бурят-Монголии, Тывы, Калмыкии, и др. Лауреат Нобелевской премии мира (1989).
Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо, является духовным лидером тибетского народа и буддистов-ламаистов во всех странах. Буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары (Чэнрэзиг-а), Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнйзин Гьямцхо. Среди возможных переводов этих многочисленных эпитетов: «Святой», «Нежная слава», «Великомилосердный», «Защитник веры», «Океан мудрости». Тибетцы обычно называют его Ешэ Норбу — «Всеисполняющая драгоценность» или просто Кундун — «Присутствие». На западе Далай-ламу чаще всего называют «Его Святейшество».
Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 в семье среднезажиточных фермеров-монгуров в маленькой и бедной деревушке Такцер, расположенной на холме над широкой долиной на северо-востоке Тибета в провинции Амдо. Его отец Чойкьон Цэринг и мать Сонам Цомо (её имя было в дальнейшем изменено на Дики Цэринг), как и другие 20 семей деревни (включая нескольких этнических китайцев), занимались выращиванием овса, пшеницы и картофеля. При рождении он получил имя Лхамо Дхондруб. Он был пятым из девяти детей в семье. Самой старшей была его сестра Цэринг Дролма, которая была на восемнадцать лет старше Далай-ламы. Самый старший брат, Тхуптен Чжигмэд Норбу, позже был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпочхэ. В своей автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV пишет: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю.»
[---]
В 1909 Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: «Это моё, это моё!») двухлетний Лхамо Дхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника. Сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными. Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V, так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью.
Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, в октябре 1939 Лхамо Дхондруб покинул дом своих родителей и направился в Лхасу.
Далай-лама был возведён на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибета. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949—50-х годах он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с китайскими властями. После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени живёт в Дарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании.
Далай-лама обучался по традиционной тибетской системе, двумя официальными наставниками: Линг Ринпочхэ и Тричжанг Ринпочхэ. В программу обучения входили «пять больших наук» (логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия) и «пять малых» (поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность).
Другом юного Далай-ламы был также известный австрийский альпинист и писатель Генрих Харрер, проживший семь лет в Тибете после экстрадиции из Британской Индии.
Далай-лама обучался с шести до двадцати пяти лет от роду, получив высшую учёную степень гэшэ-хларамба («доктора буддийской философии»). В возрасте двадцати четырёх лет он сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сэре и Гандене. Заключительные экзамены прошли в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного фестиваля Монлам зимой 1959 года. Утром в экзаменационный день Далай-лама сдавал экзамены по логике тридцати учёным. Во второй половине дня он участвовал в философском диспуте с пятнадцатью учёными. Вечером тридцать пять учёных экзаменовали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики. Далай-лама блестяще сдал экзамены в присутствии 20 000 учёных-монахов и получил звание Доктора богословия (Гэшэ-Хларамба).
В 1949 году резко обострились тибетско-китайские отношения. Китайское правительство настаивало на том, что Тибет является частью Китая. Выражая точку зрения своего народа, Далай-лама писал: «С 1912 до рокового 1950 Тибет de facto был государством, независимым от любой другой державы, и наш статус по сей день остаётся тем же, что и в 1912 году». 17 ноября 1950 Народно-освободительная армия Китая вошла в Восточный Тибет, что ещё более осложнило ситуацию. 26 октября 1950 МИД Индии направил в Пекин следующую ноту: «Сейчас, когда китайское правительство предприняло вторжение в Тибет, навряд ли можно совместить с этими событиями мирные переговоры, и, естественно, часть тибетцев будет опасаться, что эти переговоры пройдут под давлением. При современном положении дел вторжение китайских войск в Тибет не может быть рассмотрено иначе как удручающее событие, не согласующееся с интересами самого Китая в налаживании мира в регионе. Так считает индийское правительство». В том же году чрезвычайная сессия Национальной ассамблеи Тибета обратилась к пятнадцатилетнему тогда Далай-ламе с просьбой принять на себя всю полноту духовной и светской власти. 17 ноября 1950 состоялось возведение Далай-ламы Тензина Гьяцо на престол духовного и светского правителя Тибета.
Cтав главой государства и правительства, в 1954 Далай-лама XIV едет в Пекин на мирные переговоры с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами, в числе которых были Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин. В 1956, посещая Индию в рамках празднования 2500-летия буддизма, он проводит ряд встреч с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и премьер-министром Китая Чжоу Эньлаем для обсуждения обострившейся политической обстановки в Тибете.
Его усилия по мирному урегулированию тибето-китайского конфликта были сведены на нет жёсткой политикой Пекина в восточном Тибете, которая повлекла за собой народные волнения. Движение сопротивления быстро распространилось и на другие части Тибета. 10 марта 1959 года в столице Тибета, Лхасе, вспыхнуло беспрецедентное по своему размаху восстание. Его участники провозглашали независимость своей страны и требовали от Китая оставить Тибет. Тибетское народное восстание было жестоко подавлено китайской армией. Далай-лама покинул Тибет и получил политическое убежище в Индии. За ним в изгнание последовало около восьмидесяти тысяч тибетцев. С 1960 года Далай-лама проживает в индийском городке Дхарамсала, который называют «маленькой Лхасой». Там находится штаб-квартира тибетского правительства в изгнании.
В 2001 году Далай-лама объявил, что если у тибетского народа будет избираемая политическая власть, институт Далай-лам может утратить свою актуальность. Он будет счастлив тогда наполовину уйти в отставку и позволить институту Далай-лам умереть вместе с ним. В 2005 в интервью газете «Хиндустан Таймс» Далай-лама уточнил свою позицию: «Если я умру в течение нескольких ближайших месяцев или до того, как мы вернёмся в Тибет, тогда придёт новый Далай-лама». Под «возвращением в Тибет» Далай-лама имеет в виду обретение Тибетом независимости или хотя бы прав автономии в составе Китая.
В 2002 году Далай-лама сложил с себя обязанности политического руководителя Тибета, и теперь главой Тибетского правительства в изгнании является премьер-министр Самдонг Ринпоче.
В 2002 году между китайскими властями и представителями Далай-ламы возобновились конфиденциальные переговоры о предоставлении большей автономии Тибету, но до сих пор никаких конкретных результатов достичь не удалось. Ввиду деликатности диалога Пекин официально не признает даже наличие таких контактов. Как заявляет правительство Тибета в изгнании, конечной целью переговорного процесса является достижение возможности для тибетцев сохранить свою культурную идентичность.
С 1956 по 1972 администрация США прямо поддерживала тибетское повстанческое движение и Далай-ламу (посредником выступал его брат). В 1959 ЦРУ оказало помощь в побеге Далай-ламы из Тибета. Из рассекреченных документов Государственного департамента США стало известно, что в 1964 Далай-лама получил субсидию в размере 180 тыс. долларов США. Более того, в 1960-х выделялось до 1,7 миллиона долларов ежегодно на поддержку вооружённых тибетских формирований. К 1962 их численность достигала 10,5 тыс. человек.
После нормализации отношений с КНР американская поддержка тибетского освободительного движения стала осуществляться косвенно, через про-тибетские организации: International Campaign for Tibet, Social and Resource Development Fund, Tibet Information Network, Tibet Institute и другие.
При финансовой поддержке США не оказало никакого политического влияния на ситуацию, позволив событиям развиваться бесконтрольно. Итогом такого отношения стал разгром тибетских повстанцев и фактическое признание американцами китайского суверенитета над Тибетом.
В первые годы изгнания Далай-лама неоднократно обращался в Организацию Объединённых Наций с просьбой о содействии в разрешении тибетского вопроса. В результате Генеральной Ассамблеей ООН было принято три резолюции (в 1959, 1961 и 1965), призывающих Китай уважать права человека в Тибете и стремление тибетцев к самоопределению. Создав новое тибетское правительство в изгнании, Далай-лама видел первоочередную задачу в выживании тибетцев в изгнании и спасении их культуры. Для этой цели были основаны поселения тибетских беженцев, основным занятием стало сельское хозяйство.
Экономическое развитие и создание системы образования способствовало воспитанию нового поколения тибетцев, хорошо знающих свой язык, историю, религию и культуру. В 1959 был создан Тибетский институт драматических искусств, а также Центральный институт высшей тибетологии — высшее учебное заведение для тибетцев, проживающих в Индии. Для сохранения обширного собрания учений тибетского буддизма — основы тибетского образа жизни, в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей.
В 1963 Далай-лама провозгласил демократическую конституцию, основанную на буддийских принципах и Всеобщей декларации прав человека, для свободного Тибета. Сегодня тибетский парламент формируется на основе выборов. Далай-лама постоянно подчёркивает необходимость демократизации тибетской администрации и неоднократно заявлял, что после разрешения тибетского вопроса он не будет занимать какого бы то ни было политического поста.
В 1987 Далай-лама выдвинул «План мира из пяти пунктов» как первый шаг по созданию в Тибете зоны мира. План предусматривал прекращение массового переселения китайцев в Тибет, восстановление основополагающих прав человека и демократических свобод, прекращение использования Китаем территории Тибета как места для производства ядерного оружия и захоронения ядерных отходов, а также начало серьёзных переговоров о будущем Тибета.
15 июня 1988 в Страсбурге он выдвинул расширенный вариант «Плана из пяти пунктов», предложив демократическое самоуправление в Тибете «в сотрудничестве с Китайской Народной Республикой».
2 сентября 1991 года тибетское правительство в изгнании объявляет страсбургское предложение недействительным в силу закрытости и негативного настроя китайского руководства по отношению к выдвинутым в Страсбурге предложениям.
9 октября 1991, выступая в Йельском университете в США, Далай-лама сказал, что хотел бы посетить Тибет, чтобы собственноручно оценить сложившуюся политическую ситуацию. «Я очень беспокоюсь, — сказал он, — что эта взрывоопасная ситуация может повлечь за собой вспышки насилия. Я хочу сделать всё, что в моих силах, дабы это предотвратить. … Мой визит стал бы новой возможностью для достижения понимания и создания основы для выработки решения путём переговоров».
С 1967 года Далай-лама предпринял ряд путешествий по всем пяти континентам и к настоящему моменту побывал уже в 46 странах мира. Россию Далай-лама посетил уже семь раз: трижды в советский период — в 1979, 1982 и 1986 годах; позднее, в 1991 и 1992 годах он посетил традиционные буддийские республики: Бурятию и Агинский Автономный Округ, Туву и Калмыкию. В 1994 году вновь побывал в Москве, и 1996 году посетил Москву по дороге в Монголию. В 1994, находясь в Москве, он даже выступал в Госдуме. Однако чем более прочным становилось российско-китайское партнёрство, тем труднее было Далай-ламе попасть в Россию. С 2001 по 2004 Россия отказывала ему в предоставлении въездной визы. В ноябре 2004 года, после десятилетнего перерыва, Далай-лама прибыл с кратким пастырским визитом в буддийскую республику Калмыкия.
Далай-лама встречался с Папой Римским Павлом VI в Ватикане в 1973 году. На пресс-конференции в Риме в 1980 он выразил надежду на встречу с Иоанном Павлом II: «Мы живём в период колоссального кризиса, в период событий, сотрясающих мир. Невозможно обрести душевный покой, если нет гарантий безопасности и гармонии в отношениях между народами. Вот почему с верой и надеждой я жду встречи со Святейшим Отцом, дабы обменяться идеями и чувствами и выслушать его суждение о том, как можем мы открыть дверь к миру и покою в отношениях между народами».
Далай-лама встречался с Папой Римским Иоанном Павлом II в Ватикане в 1980, 1982, 1990, 1996 и 1999. В 1981 Далай-лама беседовал с епископом Кентерберийским Робертом Ранси и другими лидерами англиканской церкви в Лондоне. Он также встретился с лидерами исламской, римской католической и иудейской церкви и выступил на конгрессе мировых религий, где в его честь была проведена межконфессиональная служба.
«Я всегда верю, — говорил он, — что гораздо лучше, если у нас будет широкое разнообразие религий, широкое разнообразие философий, нежели одна религия или философия. Это необходимо в силу того, что у людей разные ментальные наклонности. У каждой религии есть свои уникальные идеи и методы. Изучая их, мы обогатим собственную веру».
С 1973 года, когда Далай-лама впервые посетил страны Запада, многие зарубежные институты и университеты присуждали ему награды и почётные учёные степени в знак признания его блестящих трудов по буддийской философии и активной пропаганды межрелигиозного диалога, решения международных конфликтов, вопросов, связанных с нарушением прав человека и загрязнением окружающей среды.
Вручая Далай-ламе премию имени Рауля Валленберга (совещание Конгресса США по правам человека), конгрессмен Том Лантос отметил: «Мужественная борьба Его Святейшества Далай-ламы свидетельствует о том, что он является ведущим лидером в борьбе за права человека и мир во всем мире. Его неиссякаемое стремление положить конец страданию тибетского народа посредством мирных переговоров и политики примирения требует колоссального мужества и жертвенности».
Среди многочисленных премий и наград, присужденных Далай-ламе за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека: филиппинская премия Магсейсея (известная как «Нобелевская премия Азии»); гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США); премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия); «Премия памяти» (фонд Даниэля Миттерана, Франция); «Награда за лидерство в области миротворческой деятельности» (фонд «Ядерного века», США); украинский орден «Оливковая ветвь»; награда «За мир и объединение» (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия) и Первая премия Фонда Сарториуса (Германия).
Решение норвежского Нобелевского комитета присудить Премию мира Далай-ламе вызвало одобрение всего мирового сообщества (за исключением Китая). Комитет подчеркнул, что «Далай-лама в своей борьбе за освобождение Тибета неуклонно выступает против применения насилия. Он призывает к поиску мирного решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа».
10 декабря 1989 года Далай-лама принял Нобелевскую премию от имени всех, кто подвергается гонениям, всех, кто борется за свободу и трудится во имя мира во всём мире, а также от имени тибетского народа. «Эта премия, — заявил он, — подтверждает нашу убеждённость в том, что оружием правды, мужества и решимости Тибет добьётся освобождения. Наша борьба должна быть ненасильственной и свободной от ненависти».
Далай-лама также направил слова поддержки возглавляемому студентами демократическому движению в Китае: «В июне этого года народное демократическое движение в Китае было жестоко подавлено. Но я не думаю, что демонстрации протеста не принесли плодов, ибо дух свободы вновь ворвался в сердца китайского народа, и Китай не сможет устоять перед этим духом свободы, захлестнувшим сегодня многие части мира. Мужественные студенты и их сторонники показали китайскому руководству и всему миру лицо подлинного гуманизма, присущее этой великой нации».
Далай-лама часто говорит: «Я — всего лишь простой буддийский монах, не больше, не меньше». Он ведёт жизнь буддийского монаха. В Дхарамсале он просыпается в 4 утра, медитирует, читает молитвы и выдерживает жёсткий график официальных встреч, аудиенций, религиозных учений и церемоний. Каждый свой день он завершает молитвой. Отвечая на вопрос об источнике своего вдохновения, он часто приводит своё любимое четверостишие из труда прославленного буддийского святого Шантидевы:
Далай-лама поддерживает научные эксперименты по клонированию человека (если они приносят пользу конкретному человеку), но выступает против широкого распространения такой практики. Далай-лама не исключает возможности существования сознания на компьютерной основе.

Произведения автора 39

Только полные версии книг

Свет разума

электронная книга
4.67
Год написания книги 1998
Проживем ли мы один день или одно столетие, главный вопрос остается неизменным: что придает нашей жизни смысл? Бесконечное соревнование с теми, кто умнее, красивее или успешнее, может породить...
электронная книга
0
Год написания книги 2017
Далай-лама разъясняет основы высшего учения тибетского буддизма Великое совершенство (дзогчен), комментируя наставление одного из величайших учителей в истории Патрула Ринпоче. Его Святейшество...

Великие учителя современности

аудиокнига
0
Год написания книги 2019
Эта книга – результат многолетнего кропотливого труда Далай-ламы XIV и его ученицы, буддийской монахини Тубтен Чодрон. Работа посвящена практическому описанию этапов пути и пробуждения, а также...
электронная книга
0
Год написания книги 2018
Книга написана с целью рассеять ошибочные представления о «чужих» буддийских традициях; показать, что все учения восходят к самому Будде. Его Святейшество Далай-лама и его ученица, буддийская...
электронная книга
0
Год написания книги 2017
Это первый из семи томов серии «Библиотека мудрости и сострадания», написанной Его Святейшеством Далай-ламой совместно с одной из его главных учениц, монахиней Тубтен Чодрон. Книга содержит...
аудиокнига
0
Год написания книги 2020
В переводе и озвучке буддийского монаха, досточтимого Лобсанга Тенпы. Это первый из семи томов серии «Библиотека мудрости и сострадания», написанной Его Святейшеством Далай-ламой совместно с одной...

Наука и духовность

аудиокнига
4.67
Год написания книги 2010
Выступление на Международной конференции «Наука, духовность, образование». Институт тибетологии Намгьял. 20 декабря 2010. Сикким, Индия.
аудиокнига
4.67
Год написания книги 2011
Выступление на 16-й конференции Евразийской академии нейрохирургии. 18 февраля 2011. Мумбаи, Индия.
аудиокнига
4.5
Год написания книги 2006
Выступление на конференции института «Ум и жизнь». 17 сентября 2006.

О природе ума

аудиокнига
4.5
Год написания книги 2009
Публичная лекция в Калифорнийском университете. 24 апреля 2009. Санта-Барбара, США.
аудиокнига
4.5
Год написания книги 2009
Публичная лекция в Калифорнийском университете. 24 апреля 2009. Санта-Барбара, США.

Беседы о мире

аудиокнига
4.67
Год написания книги 2018
Выступление на западной лужайке перед Капитолием. 9 июля 2011. Вашингтон, США.
аудиокнига
4.5
Год написания книги 2011
Публичная лекция на Площади свободы. 17 августа 2011. Таллин, Эстония.
аудиокнига
4.67
Год написания книги 2010
Атлантический университет. 4 февраля 2010. Флорида, США.

Межрелигиозный диалог

аудиокнига
4.67
Год написания книги 2011
Встреча с кардиналом Дональдом У. Вюрлом. 14 июля 2011. Вашингтон, США.
аудиокнига
4.67
Год написания книги 2018
Исламский университет Джамия Миллия Исламия.
аудиокнига
4.5
Год написания книги 2018
Мемориальный музей-библиотека Неру. Нью-Дели, Индия.
аудиокнига
4.67
Год написания книги 2018
Конференция по монашеской дисциплине (Винае). Сарнатх, Индия.
аудиокнига
4.5
Год написания книги 2018
Лекция в Делийском университете. 9 августа 2010. Нью-Дели, Индия.

Встречи со студентами

аудиокнига
4.5
Год написания книги 2011
Колледж Св. Иосифа. 30 января 2011, Бангалор, Индия.
аудиокнига
4.67
Год написания книги 2010
Выступление перед студентами Сиккима. 21 декабря 2010, Сикким, Индия.

Встречи с буддистами из России

аудиокнига
4.67
Год написания книги 2018

РОМАНЫ и ПОВЕСТИ

аудиокнига
0
Год написания книги 2021
Фонд «Сохраним Тибет» под духовным руководством Тэло Тулку Ринпоче предлагает вашему вниманию книгу Его Святейшества Далай-ламы XIV «О трех основах пути. Комментарий к произведению Чже Цонкапы»....
аудиокнига
0
Год написания книги 1998
Может ли книга духовного лидера стать бестселлером, учебником жизни для всех людей, независимо от вероисповедания? Да, может, и лучшее доказательство этому – «Искусство быть счастливым» Далай-ламы...
электронная книга
0
Год написания книги 2008
Одна из самых читаемых книг Его Святейшества Далай-ламы. В ней великий учитель простыми и искренними словами расскажет читателям о том, в чем он видит истинную природу счастья и смысл жизни каждого...
аудиокнига
0
Год написания книги 2021
Эта книга – редкая возможность стать свидетелем удивительной встречи величайших духовных лидеров современности Далай-ламы и архиепископа Кейптаунского Десмонда Туту и найти ответ на один из насущных...
электронная книга
0
Год написания книги 2013
В книге «Исцеление от гнева» Далай-лама рассказывает, как практика терпения и терпимости поможет преодолеть гнев и ненависть. Эта книга – комментарий на «Путь...
электронная книга
0
Год написания книги 2018
Based on the Dalai Lama’s talks in London this ebook addresses the current difficulties facing humanity including: racial hatred, gender and environmental protection.Modern life is so full of...
электронная книга
0
Год написания книги 2018
This book contains the essential guide to some of the central Buddhist teachings based on the recent UK lectures by his holiness.This volume includes:-‘The Four Noble truths’, one of the most central...
электронная книга
0
Год написания книги 2018
With characteristic humour and a down-to-earth approach to the Buddhist path, the Dalai Lama offers us an inspirational way to transform our hearts and minds and create the happiness we seek. He...
электронная книга
0
Год написания книги 2018
A wonderful collection of inspirational thoughts on life, death and rebirth, giving the reader an intimate personal portrait of His Holiness the Dalai Lama in his own words. This ebook shows us how...
электронная книга
0
Год написания книги 2018
A little book for those in search of words to calm and inspire. In this gift book His Holiness the Dalai Lama imparts his message: the importance of love, compassion and forgiveness.His Holiness the...
электронная книга
0
Год написания книги 2018
A little book to help inspire and transform heart and mind. Teachings such as meditations on generating compassion and calm are the core of this little book that will appeal to the growing number of...
электронная книга
0
Год написания книги 2018
A little book for those in search of words to calm and inspire. In this mini ebook His Holiness the Dalai Lama teaches us how to deal with suffering.The Dalai Lama's Book of Awakening contains His...
электронная книга
0
Год написания книги 2019
The Library of Tibet.The second volume in the prestigious Library of Tibet series.Building on, but independent from the first volume in the series (The Way to Freedom) Awakening the Mind, Lightening...
электронная книга
4.67
Год написания книги 2016
В апреле 2015 года два самых радостных человека на свете – лауреаты Нобелевской премии Далай-лама и архиепископ Кейптаунский Десмонд Туту – встретились в Дхарамсале, чтобы отметить восьмидесятый день...
электронная книга
4.6
Год написания книги 2016
В апреле 2015 года два самых радостных человека на свете – лауреаты Нобелевской премии Далай-лама и архиепископ Кейптаунский Десмонд Туту – встретились в Дхарамсале, чтобы отметить восьмидесятый день...