SvetaVRN
Отзыв с LiveLib от 6 января 2013 г., 16:19
Cкелет в шкафу однажды оживёт.
Быть может, я почувствую тревогу,
Когда плечом он дверцу подтолкнёт
И выйдет побеседовать о многом…
Игорь СнопокЕсть у апельсинов особый сорт - горький апельсин, или померанец, который также иногда называют Citrus vulgam или Citrus bigaradia. У этого апельсина более тонкий аромат и пряный вкус с дикой горчинкой… Так и эта книга Джоанн Харрис, где причудливо переплетаются жестокая радость и сладкая боль, где у каждого героя припрятана СВОЯ ТАЙНА.
Фрамбуаз много лет скрывала свою, спрятала ее от других людей, да и от самой себя. Но прошлое и настоящее неразрывно связаны между собой, а значит, наступает момент, когда рассказать все просто необходимо. Нельзя вечно хранить в себе секреты и жить во лжи - тайна будет разрывать тебя изнутри, пока не вырвется наружу… Эта книга не детектив, почти все отгадки перед глазами читателя, осталось лишь сложить все воедино. Вместе с Фрамбуаз я прочла книгу рецептов ее матери, вернулась в прошлое и узнала всю историю Тайны от начала и до конца. А когда точка была поставлена, пришло и Освобождение…
Харрис написала об ужасном времени оккупации Второй Мировой войны глазами ребенка, ребенка живого и беззаботного, свободолюбивого и по-детски жестокого. Буаз катается на велосипеде, сбегает в кино, мечтает поймать огромную щуку и узнает каково чувство первой влюбленности… А еще она совершает поступки, которые причиняют боль другим людям и, в конце концов, приводят к страшной трагедии.
Дети ведь, как известно, жестоки. И если уж нанесут рану, то до кости; и в цель попадают куда точнее любого взрослого.
А почему пять «четвертинок»? Был апельсин. Было четыре человека. И вроде бы они его разделили между собой. Но была ПЯТАЯ ТАЙНАЯ ЧЕТВЕРТИНКА, которая помогла совершиться всему…Боль, страх, угрызения совести, отчаяние – вот что обычно преследует человека после совершенных проступков. О них страшно вспоминать, не говоря уже о том, чтобы доверить кому-то. Кажется, что самое правильное не думать о переживаниях по этому поводу, которые могут быть настолько сильными, что в одиночку с ними не справиться.
Если бы вы могли вернуться в прошлое, то что бы Вы изменили? Все мы сожалеем о чем-то, а такие книги как «Пять четвертинок апельсина» заставляют задуматься о своей жизни, помогают осознать прошлое. Чтобы было в будущем меньше тайн и сожалений…
И понял я, что верно утверждение!
Вы думаете, что уж у Вас-то его нет?
Я голову даю на отсечение,
У каждого в шкафу есть свой скелет!
Евгений Гусаченко
augustin_blade
Отзыв с LiveLib от 10 марта 2014 г., 21:28
Проходит время, и какой бы ни был человек, надо просто успокоиться, река сама принесет тебя к дому.На сегодняшний день один из самых сильных романов, прочитанных мною у Джоанн Харрис. И чем больше перерыв в чтении ее произведений, тем явственней ощущение, что ты встретил давнего друга, который так хорошо умеет рассказывать истории любого толка, что невозможно вспомнить, куда ты шел и где собирался что-то делать. Просто есть ты, Джоанн Харрис и ее книга.Дети, взрослые, фашисты, французы, времена года, тайна, ошибка, губы в помаде и праздник урожая, проститутки и кукурузные поля. Калейдоскоп ощущений, эмоций, историй и недоглядок. Роман о матери и трех детях, каждый познает цену памяти, ошибкам, роковому стечению обстоятельств. Среди прочего и вопрос на тему: а как вы относитесь к коллаборационизму?"Пять четвертинок апельсина" при всех небольших огрехах и порой немного наивно простой склейке эпизодов повествования все-таки действительно сильный и крепкий роман, который получился многогранным, пряным, суровым и печальным на правильной светлой ноте после ноты темной. Что-то из рассказанного легко представить самому из собственного опыта, например, как навязчив бывает апельсиновый запах, стоит только вкусить этого плода. Например, жестокость детей и бестолковость их в непонимании того, как легко можно допустить роковую ошибку. Что-то, слава Каину, представить сложно, ту же оккупацию и суровые нравы небольшой деревеньки, где слухи могут уничтожить твою репутацию на три колена вперед. Подростковое увлечение, жестокость соседей, альбом матери и закорузлая цедра, симпатия, которую не видишь, и погреб с вином, старость и детство, ложь во спасение и таблетки морфия, фашизм и лихорадка бессонницы, охота на щуку и холодные теплом глаза. И дом. Место, куда тебя тянет и куда ты так или иначе вернешься несмотря ни на что. Даже если тебя никто не будет встречать, если одиночество непонимания давно гложет твою душу, стоит вернуться на родную землю и попробовать выстроить всё заново. Вдруг получится. Вдруг жизнь усмехнется и подарит тебе покой. Тепло. Вдохновение и желание рассказать свою историю. Попытаться объяснить свою позицию, а прощать или казнить, тут уже думать не действующим лицам.Как итог - начинаешь читать и не оторваться, я проглотила эту книгу за пару дней, странно, что так долго откладывала ее прочтение. Словно хотела, чтобы книга настоялась, и румянец, как у яблок, вошел в силу.