Профессор криминалистики Гарольд Шехтер в свободное от основной работы время пишет детективы – хобби, которое весьма популярно среди работников этой сферы (в этом жанре уже представлены патологоанатом Кэти Райх, бывший следователь Александра Маринина, не пишут пока, наверное, только полицейские фотографы). Однако у Шехтера особый подход: во-первых, он предпочитает не сюжеты "на злобу дня", а истории из прошлого; во-вторых, одним из главных героев его романов выступает "отец детективного жанра" Эдгар Аллан По.
В русских переводах выпущены пока три книги цикла: "Nevermore" ,"Маска Красной смерти", "Разговорчивый покойник" ( названия заимствованы у По). В первом произведении молодой Эдгар расследует череду таинственных убийств, во втором – уже повзрослевший журналист идет по следу маньяка–расчленителя, в третьем он опять оказывается втянутым в историю, в которой снова присутствуют таинственные трупы и явное безумие преступника.
Ретро-детективы милы сердцу читателя своей атмосферой – вместо вечной гонки за преступником с использованием всех гаджетов эпохи НТР здесь размеренный ход экипажей, изящный лексикон позапрошлого века, благородные господа сыщики и мерзкие господа преступники. Гарольд Шехтер не разочаровывает читателя – стиль выдержан, манера повествования вполне согласуется с представлениями образованного человека о романтической велеречивости и любви к преувеличениям. Безукоризненно соблюдаются и "законы жанра" серийного убийства – ведь именно на этом материале Шехтер и стал профессором.
Однако если читатель поверит, что перед ним – честная реконструкция, то он сделает серьезную ошибку. Конечно, писатель стремится воссоздать картины быта городов Балтимора, Нью-Йорка и Бостона. Но это больше похоже на строительство декораций для исторической кинокартины – внешне все похоже, но только внешне.
Те же законы действуют и при изображении персонажей – Шехтер как бы демонстрирует нам свою версию биографии любимого писателя: вот он работает журналистом, вот начинает творить самостоятельно, вот его жена заболевает чахоткой. И все верно - По действительно начинал как газетчик, однако довольно быстро сделал карьеру и уже ко времени действия второго романа редактировал собственный альманах. Жена его действительно страдала чахоткой и рано умерла, оставив писателя в совершенном отчаянии… Однако Эдгар Аллан никогда не был таким романтичным "пытливым юношей", который изображен в романах. По свидетельству современников, желчный и нелюдимый литератор не пользовался репутацией отличного собеседника и часто ссорился с родственниками (в отличие от обожающего свою тетушку По из "Маски Красной смерти" Шехтера).
Впрочем, так ли уж это важно? Читателю гораздо симпатичнее образ честного и любопытного журналиста, который к тому же обладает поэтической натурой и воплощает в себе идеал "хорошего парня". По закону жанра, такому прекраснодушному герою полагается спутник – более практичный, сильный, умеющий при случае, не дрогнув, спустить курок. И такие спутники у Эдгара есть!
В первом романе рядом с журналистом появляется легендарный герой Дэви Крокетт. Эта личность настолько мифологизирована в американской фольклорно-литературной среде, что почти невозможно установить, существовал ли РЕАЛЬНЫЙ Дэвид Крокетт. Шехтер предлагает нам свою версию – старый служака, полковник, простой и честный до туповатости. Именно он советует мистеру По начать литературную карьеру – кстати, приводя и откровенно коммерческие аргументы.
В "Маске.." фигура спутника не менее экзотична – это Кит Карсон, герой Запада, который так же стал легендой Америки. Реальный Карсон был жаден и неразборчив в средствах, но зато у Шехтера это настоящий Мужчина- с- Кольтом, рыцарь без страха и какого-либо упрека. Рядом с таким молодцом никакой маньяк не страшен!
И наконец, в третьем из упомянутых романов Эдгару По сопутствуют хозяин знаменитого "цирка Барнума" Финеас Барнум и будущая писательница Луиза Мэй Элкотт ( в историю литературы вошла как автор романа "Маленькие женщины"). Конечно, эти герои уже не столь брутальны, как бравый полковник или вольный стрелок, но и город Бостон , в конце концов, не зря называют "интеллектуальной столицей Америки". Так что свою роль они играют достойно.
Словом, читателю предлагаются интеллектуальные игры с историей и литературой. Те, кто понимает в этом толк, по достоинству оценили творчество Шехтера – едва появившись на рынке, "Nevermore" стал лучшим детективом года по рейтингу "Книжного обозрения"