Tarakosha
Отзыв с LiveLib от 6 ноября 2020 г., 20:31
Рецензия на первый сборник автобиографического шеститомника писателя, рассказывающего о его молодости, пришедшейся на тот период, когда происходили судьбоносные события в жизни страны и мира, о людях, встреченных им на жизненном пути, окружавшим его и, может, где-то повлиявшим на него.Данный сборник продолжает начатое повествование практически с того самого места, где был прерван предыдущий и открывает его Время больших ожиданий. Для меня эта часть стала самой интересной и насыщенной во всей книге. Писателю тут отлично удалось передать атмосферу становления нового строя в условиях абсолютной и тотальной разрухи в стране, голода и холода, дерзновенную уверенность молодости в собственных силах и возможностях.
Благодаря этому и вопреки окружающей обстановке чувствуется неумолимый оптимизм молодых, какими были в то время сам писатель и его окружение, в котором мы снова встречаем М. Булгакова , с которым К. Паустовский был еще знаком по школе в Киеве, впервые вместе с автором знакомимся с И. Бабелем , Р. Фраерманом , Э. Багрицким , а также еще никому не известным И. Ильфом .
Все они в то время проживали в шумной и колоритной Одессе, творили, знакомились, общались. Её собственный неповторимый дух и то время у автора получились очень точно схвачены и переданы, что ты сам ощущаешь себя частью того мира, нового, голодного, но полного самых светлых надежд и действительно больших ожиданий.Судя по первым книгам автобиографической прозы писателя уже можно сделать вывод, что ему долго не сиделось на одном месте, но именно благодаря этому обстоятельству удалось прожить интересную и насыщенную разнообразными событиями жизнь, познакомиться с массой увлекательных людей, которые со временем стали как и он известными и любимыми многими писателями. После Одессы автор перемещается в Крым и Абхазию, а затем и в Грузию, чему посвящена его пятая часть Бросок на юг . Помимо местного благоухания и колорита, писателю тут пришлось пережить много неприятных минут, подхватив малярию, которая и в дальнейшем будет часто сказываться на его самочувствии. Книга скитаний становится завершающей частью сборника автобиографической прозы, в которой в очередной раз меняется место писательской дислокации. Москва, Ленинград, Каспийское море, события на котором позже нашли свое отражение в повести Кара Бугаз . Сборник и его последние строки словно обрываются на полуслове, нет ощущения финальной точки. С одной стороны, это понятно, потому как земную жизнь пройдя до половины, у писателя еще многое и многое было впереди, с другой же хотелось продолжения воспоминаний, хотя на всем протяжении чувствуется, что автор намеренно избегает острых углов, местами употребляет в речи слова, свойственные духу того времени, но выглядящие здесь лживо и неуместно, как необходимая дань в стремлении показать просто жизнь вне политики.
Местами его воспоминания превращаются просто в простое перечисление имен, событий и дат, без каких-либо собственных мыслей и рассуждений о происходящем, увиденном, о встреченных людях. Понятно, что он не мог, а может, и не хотел высказывать собственных суждений, но от этого порой рассказываемое теряло индивидуальность, становилось похоже на газетные сводки. Это, пожалуй, единственный, но значительный минус этой книги вкупе с тем, что концовка его предполагает продолжение, которого, увы, нет....