Лев Николаевич Гумилёв (1912—1992) — русский учёный, историк-этнолог (доктор исторических и географических наук), поэт, переводчик с фарси. Основоположник пассионарной теории этногенеза.
Родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. Сын поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой (см. родословную).
В детстве воспитывался у бабушки в имении Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии.
С 1917 до 1929 жил в г. Бежецке. С 1930 г. в Ленинграде. В 1930—1934 гг. работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму. С 1934 учится на историческом факультете Ленинградского университета. В 1935 г. исключён из университета и арестован, но через некоторое время освобождён. В 1937 г. восстановлен в ЛГУ.
В начале 1938 года арестован, будучи студентом ЛГУ, и осуждён на пять лет. Срок отбывал в Норильлаге, работая техником-геологом в медно-никелевой шахте, по отбытии срока оставлен в Норильске без права выезда. Осенью 1944 года добровольно вступил в Советскую армию, воевал рядовым в 1386 зенитно-артиллерийском полку (зенап), входившем в 31-ю зенитно-артиллерийскую дивизию (зенад) на Первом Белорусском фронте, закончив войну в Берлине[1].
В 1945 году демобилизован, восстановлен в ЛГУ, который окончил в начале 1946 г. и поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, откуда исключён с мотивировкой «в связи с несоответствием филологической подготовки избранной специальности».
28 декабря 1948 года защитил в ЛГУ диссертацию кандидата исторических наук, принят научным сотрудником в Музей этнографии народов СССР.
[---]
7 ноября 1949 года арестован, осуждён Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал сначала в лагере особого назначения в Чурбай-Нура около Караганды, затем в лагере у Междуреченска в Кемеровской области, в Саянах. В 1956 г. реабилитирован по причине отсутствия состава преступления.
C 1956 г. работал библиотекарем в Эрмитаже. В 1961 г. защитил докторскую диссертацию по истории («Древние тюрки»). А в 1974 г. докторскую диссертацию по географии («Этногенез и биосфера Земли») До выхода на пенсию в 1986 работал в Научно-исследовательском институте географии при Ленинградском государственном университете.
Умер 15 июня 1992 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.
В августе 2005 года в Казани «в связи с днями Санкт-Петербурга и празднованием тысячелетия города Казань» Льву Гумилёву был поставлен памятник. По личной инициативе президента Казахстана Н. Назарбаева в столице Астане именем Гумилева назван один из ведущих ВУЗов страны, Евразийский Национальный Университет им. Л.Н.Гумилёва.
Лев Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников. Используя эти методы, наряду с традиционными, он исследовал историю многих народов Евразии. Кроме того, предложил оригинальную пассионарную теорию этногенеза, с помощью которой пытался объяснить закономерности исторического процесса.
В собственно исследованиях Л.Н. Гумилёву также принадлежит множество оригинальных идей. Например, масштабы монголо-татарского ига он считал сильно преувеличенными. По его мнению, для русско-монгольских отношений был характерен, скорее, симбиоз, а серьёзные столкновения были связаны, в основном, с ордынскими мусульманами, более радикальными, чем остальные монголы. Китай у него предстаёт не мирным оплотом цивилизации, борющимся с захватчиками, а хищным агрессором. То же самое он говорит о Европе: критика европоцентризма занимает в его трудах большое место. Древних (до XIV в.) и современных русских он считает разными этносами. Подобные идеи встречались у многих учёных (например, у С.М. Соловьёва), но у Гумилёва они оформлены наиболее чётко.
Работы Гумилёва, в первую очередь, те, где развивалась пассионарная теория этногенеза, не нашли поддержки со стороны исторической науки и вызвали критические отзывы ряда историков (включая: Я. С. Лурье, А. П. Новосельцев, средневековый номадист С. А. Плетнёва, академик Б. А. Рыбаков, Л. С. Клейн и другие), которые обвиняли Гумилева в произвольном обращении с фактами, вплоть до измышления последних, нарушении основ научной методологии и даже в лженаучности [2]. Говоря о весьма критической статье академика Б. А. Рыбакова, предъявившей Гумилёву эти обвинения, польский медиевист А. Поппе выражал удивление, что специалист взялся всерьёз, как научное сочинение, критиковать труд Гумилёва, который сам Поппе назвал «перфектологическим (трактующим о прошлом) романом» [3].
Главные труды Л.Н.Гумилёва
* Легенда и действительность в древней истории Тибета
* История народа Хунну (1960)
* Открытие Хазарии (1966)
* Древние тюрки (1967)
* Поиски вымышленного царства (1970)
* Хунну в Китае (1974)
* Этногенез и биосфера Земли (1979)
* Древняя Русь и Великая степь (1989)
* Тысячелетие вокруг Каспия (1990)
* От Руси к России (1992)
* Конец и вновь начало (1992)
* Чёрная легенда
* Синхрония. Опыт описания исторического времени
* Из истории Евразии. 1993