ПАПЮС (настоящее имя — Жерар Анкосс) (1865—1916) — французский оккультист и врач. Доктор медицины (1894) Парижского университета за диссертацию по "философской анатомии". В молодости П. провел много времени в Парижской Национальной Библиотеке за изучением Каббалы (см.), Таро (см.), магии (см.), алхимии (см.) и работ Элифаса Леви (см.). Псевдоним "П.", который Анкосс взял впоследствии, был заимствован из "Нуктемерона Аполлония Тианского" Элифаса Леви (опубликованного как приложение к его книге "Догматы и ритуалы высшей магии") и означал "врач". В октябре 1887 П. вступил во Французское Теософическое Общество, однако вскоре покинул его, так как был недоволен тем, что Теософическое Общество сосредоточило все свое внимание на восточном оккультизме (см.). П. также был членом Герметического Братства Света.
В 1888 П. вместе со своим другом Л.Шамуэлем начали издавать ежемесячный журнал "Инициация", выходивший до 1914. Своим "духовным учителем" П. называл таинственного мага и целителя известного как "Мэтр Филипп" (Philippe Nizier) (1849—1905), совместно с которым он одно время владел лечебницей. Но первым настоящим учителем П. в интеллектуальных вопросах оккультизма был маркиз Дж.А.Сент-Ив дАльвейдер (1842—1910). Последний унаследовал архив одного из основателей французского оккультизма, Ант.Ф. де Оливе (1762—1825), и вероятно, именно Сент-Ив представил П. маркизу Ст.Гюайту (1860—1898). В 1888 П., Сент-Ив и Гюайт, объединившись с Дж.Пеладаном и О.Виртом, основали Каббалистический Орден Розы-Креста. После смерти Гюайта в 1897 (от передозировки наркотиков), П. стал последним руководителем Каббалистического Ордена Розы-Креста.
В 1891 П. создал Орден Мартинистов. Он был основан на двух угасших масонских обрядах: Обряде Избранных Священников Мартинеса Паскалиса, или Паскуалиса (1700—1774); Восстановленном Обряде Святого Мартина Луи Клода Сен-Мартена (1743—1803), ученика Паскуалиса, писавшего под псевдонимом "Неизвестный Философ". В Ордене Мартинистов было три степени посвящения. П. утверждал, что ему достались оригиналы произведений Паскуалиса, а полномочия Обряда Святого Мартина были даны ему его другом Г.В.Делаагом. Сам Делааг утверждал, что его дед по матери был введен в Орден непосредственно Сен-Мартеном, в 1887 он даже попытался восстановить Орден самостоятельно. В 1893 П. был одним из первых посвящен в епископы Гностической церкви ("Eglise Gnostique") Франции Ю.Дуанелем, который основал ее в 1890 с целью восстановить религию катаров. В 1895 Дуанель сложил полномочия Примаса Гностической церкви Франции, оставив управление Церковью синоду из трех его прежних епископов, одним из которых был П. 23 марта 1895 П. вступил в Храм Ахатор Ордена Золотой Зари в Париже. Одновременно П. открыл клинику на улице Родена и имел процветающую практику.
П. трижды — в 1901, 1905 и 1906 — посещал Россию с лекциями по магии и оккультизму. Известно также, что он консультировал царя Николая Второго и царицу Александру как врач и оккультный советник. В октябре 1905 П. предположительно вызывал дух Александра Третьего, отца царя Николая, который предсказал, что царь потерпит крушение от рук революционеров. Говорят, П. пообещал царю магически отсрочить исполнение пророчества Александра, по крайней мере, до своей смерти (его заявление оказалось вполне точным, Николай потерял свой трон через 141 день после смерти П.). В последующей после отъезда переписке П. неоднократно предупреждал царскую семью против влияния Г.Распутина. П. никогда не принадлежал к регулярному масонству Великого Востока. Напротив, он критиковал его за то, что оно (в отличие от Тайного Христианства Гностической церкви, Каббалистического Ордена Розы-Креста и Ордена Мартинистов) отменило для своих членов обязательную веру в Верховное существо и стало атеистическим. 12 июля 1899, стремясь соединить свой Орден с оккультным масонством, П. был инициирован в лишь масонский обряд Мемфиса и Мицраима, не признаваемый "регулярным масонством". В 1907 П. и Л.-С.Фугерон (оба — епископы Гностической церкви Дуанеля) совместно с Ж.Брико (который состоял в Ордене Мартинистов) основали Католическую гностическую церковь ("Eglise catholique Gnostique"), которая включила в себя некоторые обряды Римско-католической церкви. Год спустя она была переименована во Вселенскую гностическую церковь.
24 июня 1908 П. организовал в Париже конгресс масонов и спиритуалистов, получивший название "Международной масонской конференции". На ней П. получил от Т.Ройсса (Мерлин Перегринус, 1855—1923) патент на учреждение в Париже "Высшего Великого Генерального Совета Объединенных обрядов Древнего и Общедоступного масонства для Великого Востока Франции и зависимых от него стран". Очевидно тогда же Ройсс даровал П. "X°" (административный градус) для Франции. В свою очередь П. посвятил Ройсса в епископы Католической гностической церкви. В 1913, после смерти известного масона Дж.Яркера, П. был избран его преемником в должности Великого Иерофанта (международного главы) Древних и Общедоступных обрядов Мемфиса и Мицраима. Когда началась Первая мировая война, П. вступил во французский армейский медицинский корпус. Как пишет его сын Филипп Анкосс, "будучи главным врачом фронтового госпиталя, он, не считаясь ни с чем, отдавал все свои силы на лечение как французских, так и немецких раненых. Переутомившись и серьезно заболев, он вернулся в Париж, где через несколько месяцев был сражен безжалостной хворью". П. умер от туберкулеза 25 октября 1916.
П. прославился как автор более 400 статей и 25 книг по магии, Каббале и Таро. Известно, что из всех оккультных авторов конца 19 — начала 20 в. П. самый "издаваемый". На русском языке многократно выходили "Практическая магия", "Магия и Гипнотизм", "Первоначальные сведения по оккультизму", "Наука о числах", "Каббала или Наука о Боге", "Генезис и развитие масонских символов" и т.д. П. считался видной фигурой в различных оккультных организациях и парижских спиритуалистических и литературных кругах конца 19 — начала 20 ст. Любопытную характеристику П. дал его современник, другой известный французский маг и оккультист Ж.Буа: "Хороший работник, превосходный организатор, он взрывал свою борозду плугом энциклопедизма — к несчастью, слишком поспешного. Он оставил огромные книги, наполненные всяким хламом, в них отовсюду набраны цитаты и рисунки, перепутаны тексты ... Это была густая похлебка для людей, изголодавшихся по чудесному: их вкус не придирчив, — только бы насытиться. Но несправедливо требовать от него художественности, в то время как он обладает всеми качествами хорошего, методического компилятора".