kagury
Отзыв с LiveLib от 9 ноября 2022 г., 22:31
Дело происходит в Москве. В Нескучном саду убивают фрейлин, причем явно не ради грабежа или какой непристойности. А потому совсем неясно – зачем и кто?Рассказывать содержание детектива – дело последнее, так что лишь скажу, что мотивы убийцы упакованы в весьма и весьма неожиданную обертку, и добраться до сути оказывается очень непросто. Расследование движется неторопливо, так что читатель не несется по страницам вскачь, но зато в полной мере успевает насладиться старой Москвой, с ее трактирами, картежниками, рынками, извозчиками (там такой извозчик!), особняками, всяческим мастеровым людом (и мужик-кузнец до чего хорош!) и устаревшими словечками. Она чудо, как хороша. Прочный, спокойный, уютный мир, порой с любопытными мелочами. Например, мне было неизвестно, что раньше в ресторанах варили похлебку из остатков недоеденных мясных кушаний, которую потом за копейку миска (или вроде того – очень дешево) продавали с черного крыльца любым желающим. Ресторан утилизировал таким образом отходы, а бедняки получали дешевую горячую и сытную еду.Причем, довольно вкусную. Мармеладов не брезгует.Естественно, напрашивается вопрос – не очередной ли это Акунин. Нет. Лекала тут совсем иные. Мармеладов подчеркнуто русский человек, не пытается следовать европейским или же азиатским канонам чести, и тем хорош. В данной книге автор явно намекает на его прошлое (двойное убийство и последовавшую за тем каторгу) и переосмысление бытия. Но избыточной достоевщины за этим не стоит, лишь некая констатация факта, объясняющая набор навыков главного героя.Меня порадовало, что у Стасса Бабицкого еще много детективов (и они прекрасно начитаны), так что есть куда углубиться темными осенними вечерами.
NikolNikodimovna
Отзыв с LiveLib от 20 мая 2022 г., 23:10
Не секрет, что после чтения серьезной, тяжелой книги хочется переключиться на что-то менее серьезное, легковесное. Но как быть, если книга от которой ожидаешь беззаботного времяпрепровождения разочаровала? Теперь я нашла для себя выход - и после очень сложных, и после слишком примитивных буду обращаться к произведениям Стасса Бабицкого.
С этой книгой я познакомилась в аудиоверсии (чтец Амир Рашидов, считаю, великолепно справился с озвучиванием), и очень рада, что случайный поиск выдал именно эту повесть. В произведениях, стилизованных под 19-й век, мне нравится вежливая речь персонажей, даже жаргон "дна" не так режет слух, как разглагольствования иных современников. Нравится неспешность того времени. Даже когда ГГ готов "трое суток шагать, трое суток не спать" автор так описывает происходящее, что нет ощущения заполошности и излишней суетливости (чем грешат некоторые авторы).
Перед читателями/слушателями проходит череда персонажей, каждый из которых уникален. Правда, представители высшего света обрисованы более похожими, нежели представители среднего сословия. Видимо, это связано с тем, что жертвами преступления оказались члены весьма своеобразного сообщества. Зато среди тех, кто зарабатывает хлеб насущный своим трудом хочу выделить нигилистку Лукерью, поскольку это дитя своего века. а никакая не попаданка из 21-ого. Порой так и подмывало с высоты прожитых лет сказать: "Девочка, умерь свой пыл! Выступая за права женщин, не путай права и обязанности".
Сам сыщик-любитель Мармеладов - фигура очень неоднозначная. Бывший преступник, проведший сколько-то лет на каторге, но искренне раскаявшийся. И поэтому так рьяно стремится найти тех в ком "василиск не усмирен". Есть, есть некоторое морализаторство в изречениях Мармеладова, но, к счастью, не в таких количествах, какими изобилуют произведения многих писателей 19-ого века. Особенно пронзительно звучит его признание Анне о том, с чем сложнее всего совладать после содеянного.
Даже извозчик Ефимка, хитрованистый мужичок, коему уделено не так-то уж много места, не затерялся среди действующих лиц.
А как вкусно описываются трапезы!.. Неудивительно, что облизываешься, мысленно озирая стол помещика, но похлебка для нищих в таверне для возчиков... а ведь и ее захотелось отведать.
С биографией автора я еще не познакомилась, поэтому не знаю, профессиональный он историк или нет, но в мир, воссозданный им на страницах, веришь безоговорочно.