Стивен Ван Дайн (S.S. Van Dine) – псевдоним Вилларда (Уилларда) Хантингтона Райта (Willard Huntington Wright), США, 1888-1939 гг.
Виллард Хантингтон Райт – американский журналист, издатель, искусствовед, писатель. Автор ряда статей «Британской энциклопедии» о театре и изобразительном искусстве и... один из основоположников «золотого века детектива» (1920-1940 гг.).
Виллард Райт родился в Чарлоттсвиле, штат Вирджиния. Окончил Гарвардский университет. Работал редактором и критиком в газетах Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Сан-Франциско. Написал несколько книг по живописи, литературе и музыке. Известность они ему не принесли, и Райт публикует роман «Многообещающий», посвящённый непризнанным талантам.
Из-за продолжительной болезни Райт оставил профессиональную деятельность и обратился к сочинению детективов.
В 1926 году вышло «Дело об убийстве Бенсона» при публикации этого произведения писатель выбрал псевдоним Стивен Ван Дайн (по фамилии бабушки). Роман 1927 года «Дело об убийстве канарейки» стал бестселлером. После успеха своего нового творчества Ван Дайн продолжил научную работу (издал антологию «Великие детективные рассказы», написал «20 правил для пишущих детективы»)...
Постоянный герой Ван Дайна - сыщик-любитель Фило Вэнс, сноб, эрудит и поклонник изящных искусств.
Райт настаивал на игровом характере детектива, полагая излишней роскошью и утонченность стиля, и любовный интерес, и социальную направленность. По его убеждению, повседневность могла присутствовать в детективных сюжетах лишь постольку, поскольку придавала им определённое жизнеподобие. Как и Дороти Сейерс и Р.О. Фримен, Райт полагал, что детектив утратит свою специфику и очарование, если станет касаться проблем, занимающих воображение читателей «серьёзной» прозы.
Одной из интереснейших вещей для всех любителей детективного жанра являются разработанные Ван Дайном «Двадцать правил для пишущих детективы»...
Эти «Правила...» со временем стали одним из известнейших «кодексов», описывающих основные требования к литературному произведению, которое претендует называться «детективом».
Слово автору:
«…создаются детективные романы по строго определенным законам - пускай неписаным, но тем не менее обязательным. Каждый уважаемый, и уважающий себя сочинитель детективов неукоснительно соблюдает их. Итак, ниже сформулировано своего рода кредо детективщика, основанное отчасти на практическом опыте всех больших мастеров детективного жанра, а отчасти на подсказках голоса совести честного писателя».
Эти «Правила...» настолько интересны, что приведём их здесь в кратком изложении:
– Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.
– В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.
– Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.
– Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.
– К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.
– В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.
– Обязательное преступление в детективе - убийство.
– В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.
– В истории может действовать лишь один детектив – читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.
– Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.
– Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.
– Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.
– Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.
– Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.
– Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.
– В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.
– Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.
– Запрещено объяснять тайну несчастным случаем или самоубийством.
– Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.
– Автору детективов следует избегать всяческих шаблонных решений, идей.
В тоже время, по мнению некоторых критиков, к сожалению, Ван Дайн слишком слепо и неукоснительно следовал букве своих «Правил...», в результате чего его собственные романы о Фило Вэнсе довольно однообразны и скучны. Фило Вэнс получился у него гротескным отражением других известных героев-сыщиков, особенно Огюста Дюпена (Э.А. По), и оттого выглядит либо нелепым без комизма, либо, как ни странно, недалеким. Дух игры как развлечения потерялся, остался лишь сухой остаток несложных логических задачек со слишком растянутыми условиями.
Но даже если этот и так, вполне вероятно, что это раздражение и послужило побудительным толчком к развитию детективного жанра, появлению стиля «action» и «полицейского романа»...
Кроме серии о Вансе, Ван Дайн написал несколько внесерийных произведений и сценарии. Некоторые его романы были экранизированы. К сожалению, известность и богатство не принесли писателю удачи – он впал в алкогольную зависимость и в 1939 году умер в Нью-Йорке.