Тур Хейердал (норв. Thor Heyerdahl, 6 октября 1914, Ларвик, Норвегия — 18 апреля 2002, Колла-Микери, Италия) — знаменитый норвежский путешественник и учёный-aнтрополог. Автор нескольких книг.
С детских лет Хейердал интересовался зоологией. В доме, где Тур проживал в те годы, он создал небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка. Зоологии и географии Тур обучался в университете Осло (1933–1936). В то же время он самостоятельно изучал историю и культуру Полинезии, обращаясь к книгам и статьям крупнейшей тогда в мире частной библиотеки, которой обладал состоятельный виноторговец из Осло Бьярне Крепелин. Позже эта коллекция была приобретена у наследников Крепелина библиотекой университета Осло и передана в научно-исследовательский отдел музея Кон-Тики. После семи семестров обучения и консультаций у экспертов в Берлине профессора зоологии Кристина Бонневи и Яльмар Брох разработали и организовали проект, который предусматривал посещение некоторых удалённых островов Полинезии и изучение того, каким путём туда могли попасть животные, населяющие острова в наши дни. Прямо перед совместным отплытием на Маркизские острова Тур Хейердал сочетался своим первым браком с Лив, с которой он познакомился незадолго до поступления в университет (она изучала там экономику).
В 1936 году молодая пара покинула Осло и провела около года в южных морях. О событиях, происходивших с Туром Хейердалом во время стоянки на Маркизских островах, большей частью на острове Фату-Хива, рассказывает его первая книга «В поисках рая» (1938). Она была опубликована в Норвегии, но из-за разразившейся Второй мировой войны никогда не была переведена и оказалась почти забытой. Много позже, уже прославившись своими другими путешествиями и работами в иных областях, Хейердал опубликовал новый вариант книги под названием «Фату-Хива» (George Allen & Unwin, 1974).
С целью найти следы морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века, но так и не достигших Полинезии ранее начала нашего тысячелетия, Тур Хейердал отправился в Канаду, где стал знакомиться с жизнью местных индейцев. Там его застала Вторая мировая война. Как истинный патриот, он желал сражаться с врагом и, в конце концов, перебравшись, в США, завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии Хейердала и его товарищей из так называемой "I Group" подготовили к заброске в оккупированную немецкой армией Норвегию. В звании лейтенанта он отправился на американском лайнере в составе конвоя в Мурманск. В конце похода конвой подвергся атаке немецких подводных лодок, которая была отбита с помощью советских кораблей. По прибытии в Киркенес группа Хейердала должна была поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда с Лондоном. Здесь его и застало окончание войны.
[---]
Перед экспедицией Хейердал и еще пятеро путешественников — Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю и Герман Ватцингер, прибыли в Перу, где из бальсового дерева и других природных материалов построили плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики». К плаванию на «Кон-Тики» их подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты. 7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту.
«Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу плот доказал свою высокую манёвренность, а рыба скапливалась между двух бальсовых брёвен в таком количестве, что не исключено, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды. Вдохновлённые «Кон-Тики», и другие повторили на плотах это путешествие. Книга Т. Хейердала «Кон-Тики» переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1951 году премию «Оскар».
Антропологи, основываясь на лингвистических, антропологических и генетических доказательствах, продолжают считать, что Полинезия заселялась с запада на восток, а миграция началась с материковой Азии.
Однако известны и признаки контактов между Южной Америкой и Полинезией, наиболее существенный из которых — это то, что южноамериканский батат является основным пищевым продуктом почти во всей Полинезии. Опытным путём Хейердал доказал, что ни батат, ни кокос не могли достигнуть островов Полинезии «вплавь». По поводу лингвистического аргумента Хейердал приводил аналогию, согласно которой, он предпочитает полагать, что афроамериканцы произошли всё-таки из Африки, судя по цвету их кожи, а не из Англии, как можно было бы считать по их речи.
В 1955–1956 гг. Т. Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. В научный штат экспедиции были включены Арне Шёльсвольд, Карлайл Смит, Эдвин Фердон и Уильям Маллой. Хейердал вместе с профессиональными археологами провели на острове Пасхи несколько месяцев, исследуя ряд важных археологических объектов. Основными в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению знаменитых статуй моаи, а также раскопки на таких возвышенностях, как Оронго и Поике. Экспедиция опубликовала два больших тома научных отчётов («Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана»); позже Хейердал дополнил их третьим («Искусство острова Пасхи»). Эта экспедиция заложила фундамент для многих археологических изысканий, которые продолжаются на острове и поныне. Популярная книга Т. Хейердала на эту тему «Аку-Аку» стала очередным международным бестселлером.
В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» (Random House, 1989) Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова. Основываясь на местных свидетельствах и археологических исследованиях, он высказал утверждение о том, что остров в самом начале был заселён «длинноухими» из Южной Америки, а «короткоухие» прибыли туда из Полинезии лишь в середине XVI века; они могли попасть на остров независимо от других, или, возможно, были привезены как рабочие. Согласно теории Хейердала, что-то случилось на острове в период между его открытием голландским адмиралом Якобом Роггевеном в 1722 году и визитом сюда Джеймса Кука в 1774 году. Если Роггевен встретил на острове и белых, и индейцев, и полинезийцев, проживавших в относительной гармонии и благополучии, то Кук наблюдал уже гораздо меньшее население, состоявшее в основном из полинезийцев и жившее в нужде.
Хейердал выдвинул предположение, что на острове произошло восстание «короткоухих» против правивших «длинноухих». «Длинноухие» выкопали оборонительный ров в восточной части острова и заполнили его горючими материалами. В ходе восстания, предполагает Хейердал, «длинноухие» подожгли ров и отошли за него, однако «короткоухие» нашли обходной путь, зашли сзади и сбросили всех «длинноухих», кроме двух человек, в огонь.
В 1969 и 1970 гг. Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан с берегов Марокко в Африке. Первая лодка, названная «Ра», сделанная по рисункам и макетам Древнего Египта, была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из камыша, добытого на озере Тана в Эфиопии, и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться носом в воду и разломился на части. Корабль был оставлен. На следующий год другая лодка, «Ра-II», доработаная с учетом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также отправилась в плавание из Марокко, увенчавшееся на этот раз полным успехом. Лодка достигла Барбадоса, продемонстрировав тем самым, что мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя при этом Канарское течение. Несмотря на то что целью плавния «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из легкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценен как свидетельство того, что египетские мореплаватели могли совершать путешествия, намеренно или случайно, в Новый Свет ещё в доисторические времена.
Об этих экспедициях была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.
Помимо основных аспектов экспедиции, Хейердал намеренно подобрал экипаж, в которм было представлено большое разнообразие рас, национальностей, религий и политических мировоззрений, с тем чтобы продемонстрировать, что по меньшей мере на таком маленьком плавучем островке люди могут сотрудничать между собой и жить в мире. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединённых Наций.
В 1977 г. Т. Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку, «Тигрис», задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. «Тигрис» был построен в Ираке и отправился в плавание с международным экипажем на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. По прошествии примерно пяти месяцев плавания «Тигрис», сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути 3 апреля 1978 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога.
Тур Хейердал обследовал также курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане (1983–1984). Там он обнаружил фундаменты и дворы, ориентированные на восток, а также скульптуры бородатых мореплавателей с продолговатыми ушными мочками («длинноухих»). И те, и другие археологические находки согласовываются с теорией о цивилизации мореходов, происходивших из современной Шри-Ланки, которая заселила Мальдивы и оказала влияние или даже основала древнюю культуру Южной Америки и острова Пасхи. Открытия Хейердала детально изложены в его книге «Мальдивская загадка».
В 1991 году Хейердал исследовал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе и объявил, что они не могут быть просто горами булыжников, а действительно являются пирамидами. Он также выступил с мнением об астрономической ориентации пирамид. Хейердал выдвинул теорию, по которой Канарские острова в древности были перевалочным пунктом на пути между Америкой и Средиземноморьем.
О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого». Хейердалом были начаты раскопки в Азове, городе неподалёку от Азовского моря. Он разыскивал следы цивилизации, которые могли бы соответствовать текстам Снорри Стурлусона в Саге об Инглингах, где говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, названое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, обосновавшись в конце концов в Швеции. Там, согласно Снорри, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу (см. также «Дом Инглингов», «Мифические короли Швеции»). Хейердал воспринял историю Снорри как буквальную правду. Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику и обвинения в псевдонаучности со стороны историков, археологов и лингвистов. Они обвинили Хейердала в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в его работе. Основные доводы в этой книге основаны на сходстве имён в норвежской мифологии и географических назвний черноморского региона, например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция. Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя спустя 1000 лет после того, как там, по утверждению Хейердала, поселились асы. Резкая полемика, окружавшая проект «В поисках Одина», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, тогда как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.
Хейердал утверждал, что удины, этническое меньшинство в Азербайджане, были потомками скандинавов. Он ездил в Азербайджан несколько раз в последние два десятилетия своей жизни и посещал церковь Киш. Его теория оносительно Одина отвергалась серьёзными историками, археологами и лингвистами, но была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.
Хейердал являлся активистом зелёной политики. Он был награждён многочисленными медалями и премиями. Он был также удостоен 11 почётных степеней университетов Америки и Европы.
В последующие годы Тур Хейердал был занят многими экспедициями и археологическими проектами. Однако он остался наиболее известен своими морскими путешествиями на лодках и особенным вниманием к вопросам культурного диффузионизма. Хейердал умер в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга. На родине ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме открыт музей.
Экспедиции Хейердала были яркими, а его героические путешествия на хрупких лодках поражали людское воображение. Несмотря на то что большинство его работ вызывает полемику в научных кругах, Хейердал, бесспорно, поднял общественный интерес к древней истории и достижениям различных культур и народов во всём мире. Он также показал, что дальние путешествия через океан были технически возможными даже по старинным чертежам. По сути дела, он был великим практиком экспериментальной археологии. Книги Хейердала служили источником вдохновения для нескольких поколений читателей. Он вводил читателей всех возрастов в мир археологии и этнографии, делая их привлекательными через свои красочные путешествия. Этот норвежский искатель приключений часто ломал рамки обыденного сознания, не прибегая ни к каким оправданиям по этому поводу. «Границы? – спрашивает он. – Никогда их не видел, но слышал, что они существуют в умах большинства людей».
В 1954 году Уильям Уиллис переплыл в одиночку из Перу на Американское Самоа на небольшом плоту, названном «Семь сестрёнок».
В 1954 и 1959 гг. Эдуард Ингриш (Чехословакия) повторил экспедицию «Кон-Тики» на плотах «Кантута».
В 2006 году внук Хейердала Улав Хейердал повторил путь «Кон-Тики» в составе экипажа из 6 человек. Экспедиция называлась «Тангароа» и была организована в честь Тура Хейердала, а также с целью проведения наблюдений за состоянием окружающей среды в Тихом океане. Об этом путешествии снимается фильм.