Оценить:
 Рейтинг: 0

Аудиокнига Машенька. Подвиг

Во многом автобиографические романы о жизни эмигрантов и скитаниях по Европе
В книге содержатся два во многом автобиографичных романа Набокова, объединенных темой памяти прошлого. Лев Глебович Ганин, главный герой романа «Машенька», встречает в Берлинском пансионе Алексея Ивановича Алферова, который ждет скорого приезда из большевистской России своей жены Машеньки, с которой не виделся четыре года. Увидев фотографию, Ганин узнает в Машеньке свою юношескую любовь и решает её вернуть. Роман «Подвиг» – история европейских странствий еще одного русского эмигранта, Мартына Эдельвейса, пытающегося в быстроменяющихся декорациях Германии, Франции, Англии, Швейцарии и Греции устроить свою жизнь, примириться с прошлым и найти будущее.
МашенькаFirst published in 1926Copyright © 1970 by Dmitri NabokovAll rights reservedПодвигFirst published in 1931Copyright © 1971 by Dmitri NabokovAll rights reserved© А. Бабиков, редакторская заметка, примечания, 2021© А. Бондаренко, Д. Черногаев, художественное оформление, макет, 2021© ООО «Издательство Аст», 2021Издательство CORPUS

Скачать книгу

Слушать онлайн


Спасибо! Ваш отзыв был отправлен на модерацию.

Отзывы

TatiNe
Отзыв с LiveLib от 22 октября 2018 г., 00:19
Люблю раннего Набокова. Это когда он еще не занимался графоманством и просто хорошо писал. Хотя и его более поздние вещи мне тоже нравятся, но ранний Набоков - это хороший стиль, твердая рука, романтический настрой, молодость и невинность, "правильные герои".
Машеньку я перечитала второй раз, первый раз - это было еще в университете. Очень понравилось. Хотела написать рецензию сразу же по прочтению, но закрутилась и не исполнила. А теперь вот что писать. Замечательный роман о русских людях не по своей воле очутившихся в эмиграции. Как прекрасно что герой вплоть до окончания романа сохранил свои самые лучшие воспоминания о поре юности, о первой любви, о жизни в деревне. И как я за него порадовалась что все хорошее у него навсегда запечатлелось в памяти и подчас иллюзии - намного лучше голой правды и не нужно этого бояться. Последний шаг мог быть сделан, но лучше ли было после этого Машеньке и Ганскому?А вот второй роман Подвиг я прочла в первый раз и тоже очень понравилось. И Мартын, и его замечательный друг Дарвин, и преподаватель Мун, и промежуточные персонажи, все все понравилось. Сейчас не смогу толком написать ничего кроме выше сказанного, так как прочла роман более пяти месяцев назад. Эмоции поутихли, а ощущение того что окунулась в очередной образец хорошей литературы с головой - осталось!
skie
Отзыв с LiveLib от 8 марта 2011 г., 02:06
"Главным действующим лицом романов... является память"
Тонкие нити памяти пронизывают "Машеньку", путешествуют по Европе в "Подвиге"
Два таких разных рассказа, и оба вызывающие такие смутные чувства. Немного непривычно было читать Набокова после "Лолиты" и "Камеры обскура". После таких европейско-американских книг перейти к такой русской литературе. Хотя действия происходят всё так же в Европе, однако ж окружены они таки русским духом.
"Машенька" по сравнению с "Подвигом" казалась такой легкой, такой тоскливой. И прощание с ней было тяжелым, как и всякое прощание с человеком. Просто сесть в поезд и уехать. Как же это наверно приятно. Однако ж, перед этим надо отпустить. Отпустить всех тех, кого мы стараемся удержать, всех тех кто ранит только тем, что всплывает в памяти.
Приступив же к "Подвигу" было как-то сложно переходить от страницы к странице, и мне казалось, что зря я взялась за этот рассказ, что тем самым отобью всякую нарастающую любовь к Набокову. И однако ж такой конец. Но до конца было далеко. А в начале был Крым. И прелесть какая же. Я читала и видела всё о чем писал автор. И прям захотелось тут же сорваться и поехать домой(потому что именно в Крыму мой дом) и наблюдать всю ту красоту, о которой пишет автор.
А потом череда событий, людей, стран. И казалось таким бессмысленным все это. Так же как и бессмысленной иногда кажется отчаявшемуся землянину жизнь. И в конце..
Ах. Лишь вздохи, и восхищенные глаза.
И отчаянье, накопившееся в процессе прочтения. Отчаяние от того, что все быстротечно. От того, что мы имеем лишь свою память. Память о давно ушедшем.
Catarrina
Отзыв с LiveLib от 20 июля 2017 г., 17:38
Два полуавтобиографичных романа, совсем небольшие по объему, объединены темой эмиграции. Герои покинули Россию после Октябрьской революции, переехали в европейские страны и живут в каком-то тоскливом и смятенном состоянии духа, проживая груз своего прошлого. Мне постоянно приходило в голову: этим людям совершенно не интересно, что происходило на тот момент в родной стране, как она менялась. Они погружены или в свои текущие бытовые проблемы, или воспоминания.В «Машеньке» много Берлина и много хандры, неустроенности, неприкаенности. Люди, окружающие Ганина, никому не нужны и одиноки. Их место проживания – жутковатый дом рядом с железной дорогой, настолько близкой, что, когда трясутся стены и пол, кажется, что поезда «проходят» сквозь их комнаты. Не удивительно пристрастие к спиртному в таком окружении, атмосфере тоски и неприятия, да и сами персонажи производят отталкивающее впечатление. Мы смотрим глазами Ганина, а на его взгляд муж Машеньки омерзителен и унизителен, другой сосед – больной старик, обманывающий себя надеждой уехать в Париж и мыслями, что там его ждут, жалок, подобно остальным жильцам дома. Ганин находит отдушину в своих воспоминаниях о Машеньке, своей первой влюбленности, о своих метаниях: от любви до забвения, как искал встречи, убегал, заводил новые любовные связи, потом новое письмо, и вновь старые чувства. Интересное предположение, когда образ Машеньки сопоставляют с покинутой страной, с прожитой жизнью там и тогда. В таком случае конечный отъезд Ганина из Берлина неизбежен, прошлого уже нет и его не вернуть.
Грустная книга, вгоняющая немного в депрессивное настроение.В «Подвиге» Мартын мечется с путаными чувствами уже между Швейцарией, Англией, Францией и все тем же Берлином. Опять тоска, неопределенность, бесцельная праздная жизнь. Четкое ощущение, что у главного героя нет своего места, родного, домашнего, куда можно вернуться и набраться сил, или где, покопавшись в себе, понять, а куда же дальше. Как оторванный от дерева листок, его мотает с места на место.
Интересный персонаж - Дарвин: устойчивый, невозмутимый, твердо стоящий на ногах, возникающий в разные периоды в жизни Мартына и остающийся неизменной устойчивой глыбой. Побудет рядом с ним Мартын и опять его несет дальше. Открытый конец для описания такой судьбы кажется неизбежным. Хотя в конце книги мучительно соображаешь, а какой же итог представлял автор для своего героя.Замечательный образный язык книг Набокова нельзя не отметить, это то, что притягивает к нему и призывает читать автора еще больше. Если обращаться к произведениям об эмигрантах, кажется, будешь сталкиваться с общей темой – переломным периодом, в них нет завершенности. Герои обоих романов оставили значительный кусок своей жизни где-то далеко в прошлом, пребывают в подвешенном состоянии, способным длиться разный промежуток времени: от нескольких дней до нескольких лет. Так что неизвестность дальнейшей дороги героев в конце книги оправдана и ожидаема.
Другая бередящая мысль от прочитанного: как же по-разному сложились судьбы тех, кто уехал тогда, и тех, кто остался.
VioletSnusm
Отзыв с LiveLib от 13 июня 2011 г., 19:54
Ну вообще-то скучно... Дремала над книгой, тщетно надеясь на какую-нибудь изысканную внезапность ( что в моих отношениях с Набоковым уже не раз случалось ). В результате липковатый полусон сменился грустью, грустью такой, что морщишься. Что было приятно, так это то, как необычайно тонко, достоверно и потрясающе описан процесс воспоминаний. Дорогих, хрустальных, самых ценных, лёгких, как кружево. Слова автора порождали где-то в груди тепловатую струйку собственной ностальгии... Воспоминания, призраки прошлого - главная тема книги. И Машенька - всего лишь их символ, оплот того прекрасно-безвозвратного...Бывают такие мгновения, когда все становится чудовищным, бездонно-глубоким, когда кажется так страшно жить и еще страшнее умереть. И вдруг, пока мчишься так по ночному городу, сквозь слезы глядя на огни и ловя в них дивное ослепительное воспоминание счастья, — женское лицо, всплывшее опять после многих лет житейского забвенья, - вдруг, пока мчишься и безумствуешь так, вежливо остановит тебя прохожий и спросит, как пройти на такую-то улицу - голосом обыкновенным, но которого уже никогда больше не услышишь.
booky_wife
Отзыв с LiveLib от 20 марта 2020 г., 09:35
Возможно, мне нужно будет к этой книге еще вернуться, потому что, признаюсь сразу, после "Лолиты" меня ждало разочарование. Нет, не то чтобы прям всё плохо, но как-то не то, чего я ожидала.Может, дело в персонажах "Машеньки", которые раздражали целиком и полностью. Может, в каком-то набросочном формате самих повестей, как мне показалось: вроде всё только началось, и ничего особо не произошло, а уже закончилось. И что это было?Книгу читала еще в прошлом июне, и сейчас, 9 месяцев спустя, уже даже и не помню толком сюжет. Остались только смутные впечатления, что было что-то не то и не так. Скорее всего, просто ожидания не совпали с реальностью. Но с учетом того, что это моё всего лишь второе знакомство с Набоковым, я делаю скидку на свою неопытность и полагаю, что в будущем смогу изменить свое мнение.

Другой формат