Arlett
Отзыв с LiveLib от 29 января 2013 г., 11:54
Нашего Прохора родил Петр Данилыч, развратник и пьяница. Петра же Данилыча родил дед Данило, разбойник. Яблоко, сук и яблоня – все от единого корня, из одной земли, уснащенной человеческой кровью.
Отправил Петр Данилыч сына своего Прохора на Угрюм-реку, разведать коммерческий путь и перспективы для торговли. Где основные ярмарки проходят, где лучше с тунгусами пушниной меняться (после на этом обмене Прохор и добыл себе начальный капитал). На этом бурном речном пути Прохор едва голову не сложил. И сложил бы, если б не верный товарищ Ибрагим, да заступничество Синильги – мертвой шаманки. Отвела она от Прохора смерть. Вернулся Прохор домой победителем.
Прохор Громов! Звучит! От одного имени шишки с сосен сыпятся. От него тайга трещит, что уж о сердцах девичьих говорить. Перед его чарами молодецкими даже мертвая Синильга не устояла, шаманка-тунгуска. Не одну солдатскую душу сгубила она в глухом лесу, не одну голову разума лишила. А Прохор глянулся, хранила его от беды. Прохор молод да горяч, вспыхнет спичкой, а потом сердце девичье каблуками в грязь втопчет. На беду полюбила его Анфиса, первая красавица на селе Медведево. Виновница массовой любовной горячки. Накал страстей достиг высшего градуса. Не к добру. Люди в Медведеве живут горячие. Греет их долгой зимой горячая кровь, на домашних настойках да наливках броженная. А если любовь да ревность в нее подпустить, то страшная это смесь получается, опасная. Да только и летом не легче. Жарко, душно. Кипит кровь, горит душа, земля из-под ног уходит. Старая ведьма Клюка прошамкала беззубым ртом о чем другие молчали, напророчила беду.
Но погоди, милый друг, это пока присказка. Вот войдет Прохор Громов в силу, затрещат тогда лбы у народа.
Есть и среди купцов люди. Но редко. Это феномен.
Не верил Прошка. Думал, что ему под силу стать исключением. Но путь к великому богатству (а другого Прохору не надо, только великое, только на самую вершину) лежит через выбор, через испытания, через совесть. Не остаться чистеньким. Белые перчатки оставь при входе. Нет прямой дороги, есть дорога по головам. Нет просеки к этой вершине, только звериные тропы, на которых или сам погибнешь, или зверем станешь. Будем мы свидетелями метаморфозы Прохора из юнца с идеалами, с мечтами о светлом будущем, о своей роли благодетеля людей в бешеную тварь, гадину, которую так и хочется раздавить. Гордыня, самолюбие, алчность трехглавым драконом рвут Прохора на части. Лютый он хозяин на своей земле. Приснился как-то в юности Прохору сон, будто отгрыз ему медведь голову, а у него новая выросла, львиная. Сон в руку. Запомни его, Прохор.
Прохор Громов идёт по земле сильной ногой, ворочает тайгу, как травку… И пусть лучше никто не становится поперек дороги. Вот!..
Только что же это с Прохором? Совесть ли пробудилась под тяжким грузом вины или неуемная страсть к водке и кокаину шутит зло с его разумом. Слышит Громов голоса мертвых и видения начались одно другого страшнее.У Шишкова слово редкой силищи. Если ведет речь о тайге, то аж комар в ухе звенит. Описывает уход Громова во мрак безумия – перекрестишься. Пожар в лесу – искрами со страниц сыпет. Много легенд ходит о тайге. Загадочный и суровый край. С таким проводником как Шишков вы увидите его со всех сторон. С высоты птичьего полета слепят глаза солнечные блики реки, ночью разбойники и спиртоносы режут друг другу глотки, по-детски наивные и добрые тунгусы спиваются и хранят тайну о золоте, чтобы не пришел русский мужик и не перевернул всю тайгу корнем вверх. Но шило в мешке не утаишь. И вот уже растут на диких склонах заводы и золотые прииски, гибнет народ на непосильной работе. Создается капитал. Прохор получает миллионы и ест стерлядь с икрой, чиновник получает 4000 в год и чувствует себя барином, кузнец работает 12-14 часов в сутки, ест тухлое мясо и получает 32 рубля в месяц. Спустя 10 лет каторжного труда здесь, на Угрюм-реке, зародятся первые истоки революции.
— Река бедовая, свирепая… Уж бог создал ее так, — спокойно говорит Фарков. - Она все равно, как человечья жизнь: поди пойми ее. Поэтому называется: Угрюм-река. Точь-в-точь как жизнь людская.
Шишков родился и жил в кровавое для России время - 1873 – 1945 годы. Всего два месяца не дожил до Победы. Много работал, много ездил по России. «Угрюм-реку» считал делом своей жизни. Получилась историческая сага, приключенческий, любовный, детективный, авантюрный роман. Экономический эпос российскому капитализму и началу революционного движения. Однако, есть в нем место и притче, и даже анекдоту. Понимаете, это нечто грандиозное.
Tarakosha
Отзыв с LiveLib от 18 октября 2018 г., 20:30
Каждый раз, когда собственный взгляд на прочитанное резко отличается от большинства, не устаешь удивляться как один и тот-же текст по-разному нами воспринимается.
Роман позиционируется как масштабное эпическое полотно, в котором нашли отражение судьбы не только главного героя Прохора Громова, принадлежавшего к буржуазному слою, но и выходцев из других социальных слоев, будь то рабочие, пролетариат или интеллигенция, занимающая промежуточное место между ними.И на первый взгляд, и на второй, и даже на третий, все составляющие саги вроде как присутствуют. В центре повествования история неординарной колоссальной личности Прохора Громова, обладающего умом, деловой хваткой, имеющего массу идей и желание претворить их в жизнь, стремящегося так организовать собственное дело, целью которого станет завоевание огромного края.
Но на пути у него оказывается слишком много препятствий, вернее соблазнов, могущих погубить его самого и все его начинания. И по сути, основная часть произведения и посвящена с одной стороны, претворению в жизнь самых невероятных планов и стремлений, а с другой, в связи с этим, борьбой с искушениями и постепенной деградацией героя как личности, чему немало способствовало множество жизненных обстоятельств, когда сила и желание сопротивления им оказалась чрезвычайно мала. Тут есть место и детективу, и, конечно, любовной драме-драме с пылкими признаниями, отвергнутыми, страдающими, разлученными, предательству, а уж социально-психологической драмы по максимуму. От накала страстей и их обилия порой зубы сводит...Действительно ли главный герой оказался таким ничтожным человеком, распоследним негодяем и преступником или то было желание автора показать нам низменного капиталиста, измывающегося над рабочими, не гнушающимся никакими средствами при выкачивании из них максимальной прибыли ? Вопрос вроде как открытый, когда каждый читающий отвечает на него по своему.
В противовес ему, конечно-же, показан прекраснодушный социалист Протасов, пекущийся не столько о прибыли, сколько о благе пролетариата. При этом не гнушающийся заводить шашни с женами начальников. Вся вторая половина книги для меня стала чудовищной агиткой, написанной в самом худшем варианте соцреализма, да к тому-же до краёв наполненная водой, когда все содержание идет по принципу из пустого в порожнее. При таком объеме текста (900 страниц) ни один персонаж не вызывает сочувствия, ненависти, вообще каких-либо чувств, потому что не покидает ощущение их пляски под дудку автора, желающего показать загнивающий строй капитализма. От бесконечного нагнетания страстей и непрерывного опускания гг все ниже градус читательского неверия только возрастал во мне, превращаясь в негатив по отношению ко всему роману и тому лучшему, что было в первой его трети.И в довершение о языке романа, который так усердно нахваливает большинство. Мне не понравилось ничего, никаких изысков в нем не увидела, кроме разве постоянного муссирования и акцентирования внимания на всем мерзком противном или просто неприятном: то гнилые зубы и запах изо рта, то кислый запах пота и гнилого мяса в комнате, то черви и личинки, то слюни во рту и все в таком духе...Премерзко, отвратно, противно, неприятно..Чтение романа по сути превратилось в пытку, когда надо переплыть таки ту злополучную Угрюм-реку и не утонуть..., оставив позади всю накипь и разочарование...