Гносеология - ТОП 50 лучших книг
В хрестоматии опубликованы отрывки из произведений зарубежных и отечественных философов, которые познакомят читателей с эволюцией философского знания, позволят понять состояние и основные тенденции развития философии от античности до Нового времени в области гносеологии, в которой рассматривается вопрос о самой возможности познания мира, обсуждаются формы, уровни, способы и методы познания. Философским текстам предшествуют краткие характеристики мыслителей. Представлены фрагменты работ таких выдающихся мыслителей, как Платон, Аристотель, Лукреций, блж. Августин, прп. Симеон Новый Богослов, Фома Аквинский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Энгельс, А.Ф. Лосев и др. Хрестоматия ориентирована на базовый курс философии, которым должны овладеть студенты. Книга может также быть полезна всем тем, кто интересуется историей философии.
Том 4 из 5. Философские эссе в продолжение базовой работы «Человек, как он есть». Продолжения на поприще гносеологии («О самом первом») и социологии («Наше») в рамках всё той же классической школы философии.
Фома Аквинский известен прежде всего как средневековый теолог. Однако в круг его интересов входили не только богословские проблемы – он был еще и философом, предложившим оригинальные решения главных вопросов бытия.
Итогом его философских исканий считается «Сумма теологии», где в доступной и краткой форме Фома Аквинский делится накопленными знаниями по онтологии, гносеологии, этике и теологическим вопросам. В ней излагается рациональная система, базирующаяся на истинах, считающихся богооткровенными.
Данное издание включает ряд вопросов, которые представляются, с одной стороны, ключевыми для понимания философии Фомы Аквинского, а с другой – сохраняющими наибольшую актуальность для современного читателя.
Текст снабжен подробными комментариями и объяснениями Константина Бандуровского.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Уделяется внимание основополагающим ценностям жизни человека, содержатся планы семинарских занятий с методическими указаниями по вопросам к темам и тестовыми заданиями для самопроверки.
Работа посвящена онтологическим и гносеологическим аспектам исследования дискурса. Дискурсом можно назвать процесс предметного мышления, коммуникации и действий, в котором мы участвуем автоматически, не являясь субъектом этого процесса. Дискурсом называют «текст в тексте», «язык в языке», т.е. деятельность, возникшую как следствие или побочный продукт другой деятельности, которая может быть созидательной, нейтральной или разрушительной для первичной, основной деятельности. Дискурс – это ментальная волна, в форме которой выражается внимание человека к какому-либо феномену его жизни, а в содержании – когнитивное отношение к этому феномену. Одновременно, это волна актуальности (популярности) феномена в социальной жизни людей и осмысление его в социальном интеллекте.
Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных и негуманитарных специальностей вузов, всех, интересующихся философскими вопросами познания.
М.М. Бахтин (1895-1975) – русский философ, чье творчество примыкает к постсимволистскому периоду культуры Серебряного века. Свое учение Бахтин представлял в качестве системы, имеющей характер не отвлеченной метафизики, но нравственной философии. Главной категорией его нравственной онтологии стало понятие «бытие-событие», к которому был приравнен «ответственный поступок» человека; гносеологическая проблема при этом решалась на основе интуиции «участного», т.е. приобщенного к бытию мышления («К философии поступка»). В целом учение Бахтина изначально мыслилось синкретическим – включающим в себя этику и эстетику, и самим ученым в последний период творчества определялось в качестве философской антропологии.
В издание включены философские сочинения М. М. Бахтина разных лет (конец 1910-х – начало 1970-х годов). Они отражают различные этапы становления бахтинской философской идеи – от нравственной «метафизики» до герменевтики. Философия человеческого существования, развиваемая мыслителем на протяжении всей жизни,…
Всем известно, что Ньютону на голову упало яблоко и он от этого «прозрел», также как и то, что Менделеев увидел таблицу химических элементов во сне... А сколько людей знает как долго и с помощью каких методик учёные работают до «прозрения», или как вообще выглядит современная научная статья и как она публикуется? Поверхностный подход к преподаванию научных дисциплин (вдалбливание фактов без преподавания философии, метода и методик) часто приводит к недостаточному разделению концепций знания и веры в умах даже вполне образованных людей, к пониженному доверию науке и к недостатку критической оценки потребляемой информации. А что уж говорить об адептах культа плоской Земли и о других «двоечниках»... Однако, является ли бессистемное преподавание научных дисциплин единственной причиной этой ситуации? Зачем нужны верования? Как они взаимодействуют со знаниями? Что следует делать по этому поводу в отношении подрастающего поколения?Эта книга пытается дать ответы на подобные вопросы.
В книге впервые в истории философии рассматривается вопрос об основе выделения понятийных элементов. Автор доказывает, что судьба философии и науки зависит от понятийного выделения, и показывает скрытые пружины этой зависимости.
«В самой основе философии лежит гносеологическое условие, подталкивающее философскую деятельность к экстравертности, чтобы избежать внутреннего паралича интравертного самоанализа, как в случае данного исследования. Другими словами, философии приходится совершать прогрессивное понятийное развертывание, чтобы не блуждать в поисках однозначного значения собственного выделенного, которое, подобно сокровищу у подножия радуги, все время отклоняется от точной фиксации».
Книга адресована всем, кого волнуют вопросы понятийного выделения и оформления предмета своего интереса.
Книга предназначена для преподавателей высшего и среднего звена учреждений образования, а также для всех участвующих в деле воспитания и образования. В работе анализируются вопросы сущности образования и гуманности, которые автор исследует с философской точки зрения, предлагая движение мысли от исследования традиционного гуманитарного познания как интенции смысла и цели – к единственно возможной с точки зрения общечеловеческих гуманистических ценностей «антропологической мере» экзистенциального бытия в процессе образования. В качестве Приложения к основной работе, в аспекте практической реализации теоретических принципов – диалога между православной и светской философией образования, столь актуального в современном мире, – предлагается критико-аналитическое исследование «Василий Васильевич Зеньковский и современная педагогика».
Уделяется внимание основополагающим ценностям жизни человека, содержатся планы семинарских занятий с методическими указаниями по вопросам к темам и тестовыми заданиями для самопроверки.
Уделяется внимание основополагающим ценностям жизни человека, содержатся планы семинарских занятий с методическими указаниями по вопросам к темам и тестовыми заданиями для самопроверки.
Уделяется внимание основополагающим ценностям жизни человека, содержатся планы семинарских занятий с методическими указаниями по вопросам к темам и тестовыми заданиями для самопроверки.
Рассматриваются основные понятия и принципы праксеологии религии. Обсуждаются типы религиозных организаций, система сакрализации базовых ценностей, роль религиозных идеалов в основании культуры, сущность духовного образования, проблема смысла жизни человека. В конце дается приложение: краткая история западноевропейской философии религии XVII–XIX вв. и словарь основных терминов.
В монографии представлена концепция гносеологического ряда. Она формируется на базе исследования достижения истины в индивидуальном и коллективном познании.
Выявлено, что становление гносеологического ряда характерно для естественнонаучного и социального познания, для индивидуального и коллективного. Это позволяет сделать вывод о том, что все человеческое познание развивается путем формирования гносеологических рядов, а такое их формирование представляет собою одну из его закономерностей. Важным концептуальным элементом является анализ механизма познавательной деятельности, формирующего элементы гносеологического ряда, выявляются факторы, приводящие к ошибкам и заблуждениям. Предлагая классификацию последних, автор представляет пути и средства преодоления их негативного действия в человеческом познании.
Издание рекомендуется специалистам в области философии и истории науки, студентам и преподавателям философских специальностей, всем, кто интересуется теоретическими и практическими проблемами эпистемологии…
В этой части речь пойдет о некоем выделенном мышлении, о том мышлении, которое пытается стать чем-то особо действительным, конкретным и единственным, неким особым инструментом взаимодействия с происходящим. Речь также пойдет о том мышлении, которое связанно с определенными попытками обнаружить фундаментальные основания и пределы позитивной науки и другого выделенного знания. В предложенной части будут рассмотрены вопросы возможности воссоздания с помощью такого мышления какой-то окончательной «теории всего» или некоей последней теории о мире, о человеке и обо всем том, что скрыто и не наблюдаемо в обыденной действительности в качестве чего-то остановленного. Язык и слова в работе применяются специфическим образом, что требует определенной подготовки для понимания и раскрытия сути текста. Публикуется в авторской редакции. Текст не обладает никакими особыми эзотерическими свойствами...
Книга-размышление о философском аспекте феномена смерти. Смерть рассматривается в позиций христианства и философии.
Учебное пособие содержит материал, соответствующий основным разделам базового вузовского курса философии. Пособие подготовлено в соответствии с квалификационными требованиями актуального Федерального государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия».
Пособие предназначено для студентов музыкальных вузов и может быть использовано для самостоятельной работы.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
В настоящем учебном пособии анализируются основные положения современной гносеологии. Уясняется статус теории познания в системе философии, ее связи с различными разделами философского знания, другими науками о познании и мышлении, указывается на необходимость междисциплинарного подхода к исследованию гносеологической проблематики. Рассматриваются взгляды отечественных и зарубежных исследователей на сущность познавательной деятельности, ее предпосылки, структуру, условия адекватности познания. Пособие снабжено методическим материалом для самостоятельной работы студентов: вопросами для самопроверки, тестами, проектными заданиями по каждому разделу. Адресовано студентам, обучающимся по направлению 47.03.01, а также бакалаврам всех специальностей, изучающих философию. Публикуется в авторской редакции.
Фома Аквинский известен прежде всего как средневековый теолог. Однако в круг его интересов входили не только богословские проблемы – он был еще и философом, предложившим оригинальные решения главных вопросов бытия.
Итогом его философских исканий считается «Сумма теологии», где в доступной и краткой форме Фома Аквинский делится накопленными знаниями по онтологии, гносеологии, этике и теологическим вопросам. В ней излагается рациональная система, базирующаяся на истинах, считающихся богооткровенными.
Данное издание включает ряд вопросов, которые представляются, с одной стороны, ключевыми для понимания философии Фомы Аквинского, а с другой – сохраняющими наибольшую актуальность для современного читателя.
Текст снабжен подробными комментариями и объяснениями Константина Бандуровского.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
В статье рассматриваются особенности неоднородных знаний, отражающиеся на построении моделей в области искусственного интеллекта, и предлагается описание механизма локации по их структуре. Предложенный подход в дальнейшем позволит смоделировать работу соответствующего механизма логического вывода на программном уровне.
Начало в № 1 (49) 2014 г.
В статье предложена формализация научного направления «Представление знаний в компьютерных системах», т. е. предcтавлена конкретная формулировка основных характеристик этого научного направления. Такая формализация может и должна стать активатором осознанных и целенаправленных исследований по созданию полновесного теоретического базиса для решения задачи представления знаний. Дата публикации статьи становится днем признания (днем достижения «совершеннолетия») этого научного направления.
Книга-размышление о философском аспекте феномена смерти. Смерть рассматривается в позиций христианства и философии.
Рассматриваются основные понятия и принципы гносеологии религии. Обсуждаются проблемы религиозной истины, знания и веры, религиозного опыта, взаимодействия науки и религии. Анализируется язык религии.
Для студентов и аспирантов вузов, изучающих религиоведение, философию и культурологию, а также для широкого круга читателей, интересующихся философско-религиозными вопросами.
В статье продемонстрированы существование и возможность выявления объективно обособленных операций обработки знаний, объективно инициируемой типизации таких операций (формирования видов обработки знаний), а также объективной упорядоченности множества видов обработки знаний. Продемонстрирована возможность выявления характеристик формы гносеологической модели, а также показано, что конкретный набор характеристик формы гносеологической модели, реализованный в моделях знаний, определяет соотнесение этих моделей к конкретному объективно выделяемому классу.
В статье рассматриваются особенности неоднородных знаний, отражающиеся на построении моделей в области искусственного интеллекта, и предлагается описание механизма локации по их структуре. Предложенный подход в дальнейшем позволит смоделировать работу соответствующего механизма логического вывода на программном уровне.
Книга историка русской философии и теоретика литературы Н.К. Бонецкой о творчестве М.М. Бахтина – плод многолетних исследований, проводившихся в перестроечную эпоху. Авторский подход отмечен характерным для того времени духом свободы – независимости, в частности, и от бахтинского авторитета. Н.К. Бонецкая видит корпус бахтинских текстов в качестве единого целого; через все главы ее труда проходит убежденность в существовании единой философской идеи Бахтина, модусами которой являются категории диалога и карнавала, ставшие общими культурологическими понятиями. Бахтин под пером Н. К. Бонецкой выступает как создатель универсального учения о человеческом существовании, примечательного тем, что философский и литературоведческий его «разделы» не теряют в нем собственной специфики. В книге подняты многочисленные важнейшие проблемы бахтиноведения. При этом бахтинская философия рассматривается автором в контекстах как русской, так и европейской мысли.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.