ТОП-50 лучших книг в жанре Иконопись
bannerbanner

Иконопись - ТОП 50 лучших книг

Отображать сначала: популярныеновыеТОП лучших книг
Исцеляющие иконы
5
Русская икона – один из основных компонентов русского культурного наследия, являющийся своеобразным зеркалом религиозной традиции, а именно русского православия. Впервые в истории книгоиздания в столь популярной форме и с энциклопедическим охватом показано все разнообразие русских икон, посвященных Спасителю и Божией Матери, от самых древних до написанных в конце XX в.
Мастера иконописи и фрески
5
В новой книге из серии «Мастера» рассказывается о развитии иконописи и фрески в разные периоды истории искусства. Наиболее подробно освещается период итальянского Возрождения – время расцвета искусства фрески. Читатели книги познакомятся с такими европейскими мастерами, писавшими иконы и фрески, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Веронезе, Эль Греко, А. Дюрер. Особый раздел книги посвящен русским иконописцам и создателям росписей – Ф. Греку, А. Рублеву, Дионисию, С. Ушакову, М. Врубелю и многим другим.
Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе
5
Почему святого Христофора изображают с песьей головой? Зачем Богородице три руки и рыбий хвост? Как на иконе оказались Пушкин, Сталин и футболисты? «Иконографический беспредел» – книга о том, как появились самые необычные сюжеты русской иконы и что они на самом деле означают. Она расскажет о шестируком Христе, православном кентавре и голубе с четырьмя головами. Вы погрузитесь в мистические образы, где человеческая жизнь представлена как лабиринт, из распятия прорастают таинственные руки, а на зрителя глядит множество глаз. Увидите жестокие сцены, в которых святые и даже сам Иисус берут в руки оружие. Поймете, как на сакральных изображениях появились ноутбуки, футбольные мячи и ядерные реакторы. Вместе с автором вы разгадаете смысл загадочных аллегорий, совершите экскурсы в богословие и мировую историю, узнаете о самых невероятных русских заговорах и поверьях, увидите редчайшие иконы, доступные до этого только специалистам. Но главное – после прочтения этой книги привычная культура и история раскроется пер…
Григорий Нисский. Создание канона
5
Данная книга содержит описание условий формирования существующих христианских религиозно-философских догматов в переходный период от Античности к Средневековью. Подробно освещается роль особо почитаемых святых – Григория Богослова, Василия Великого и Григория Нисского, вошедших в историю как «великие каппадокийцы». Выявляются основы преемственности идей античной философии в христианских канонических догматах. Книга может быть использована как учебное пособие при изучении истории философии и религиоведения.
Иконопись
5
Икона… Стоя перед ней в храме и даже в музее, человек испытывает особое чувство. Это не просто картина, живописное полотно, а священное изображение. Есть живопись, а есть иконопись. У нее другие законы, тайны написания. Икона – это больше, чем искусство: ее основное предназначение – молитвенное. О том, что такое икона, когда и почему появились священные изображения Спасителя, Матери Божией, святых, какие иконографические типы, то есть виды изображения, Спасителя и Матери Божией существуют – в краткой энциклопедической форме рассказывает эта книга. В издании представлено более 100 иллюстраций русских икон и картин на библейские темы. Для среднего школьного возраста.
Терминология русской иконописи
5
Данная книга – первый опыт строго научного лексикографического описания специальной лексики русских иконописцев. Основную часть книги занимает словарь, включающий более 700 терминов (и др.). В приложениях рассматривается история названий двух красных красок – и . Книга адресована искусствоведам, филологам, культурологам и всем интересующимся иконописью, языком, историей и культурой России.
Самые известные русские иконы
5
Русская икона – один из основных компонентов русского культурного наследия, являющийся своеобразным зеркалом русской религиозной традиции, а именно русского православия. Впервые в истории книгоиздания в столь популярной форме и с энциклопедическим охватом показано все разнообразие русских икон. Более 1500 изображений представляют русскую иконопись от ее истоков до конца XX столетия.
Шесть веков русской иконы. Новые открытия
5
Каталог выставки «Шесть веков русской иконы. Новые открытия» из частных собраний к 60-летию Музея имени Андрея Рублева.
Церковные древности Самарской земли. Каталог
5
Книга рассказывает о церковном наследии Самарской земли. Здесь есть главы, посвященные иконам и иконам в окладах, самарскому церковному декоративно-прикладному искусству, старопечатным и рукописным книгам, скульптуре.
Словарь русских иконописцев XI–XVII веков
5
Предлагаемое издание является первым полным словарем русских иконописцев эпохи средневековья. В него вошел материал всех ранее опубликованных словарей, а также сведения, почерпнутые из различных изданий и архивных фондов, с максимально широким объемом цитирования документальных источников. Впервые в словарные статьи включены сведения о сохранившихся произведениях известных авторов. Второе издание словаря значительно расширяет список имен русских иконописцев.
Энциклопедия православной иконы. Основы богословия священных изображений
5
Предлагаемое издание в доступной форме освещает основные догматические принципы почитания священных изображений в Православной Церкви, рассказывает об истории становления иконографии Спасителя, Божией Матери, ангелов, святых и церковных праздников; дает характеристику основных иконографических типов. Один из разделов книги посвящен духовным основам древнерусской иконописи и этапам ее развития, а другом читатели найдут рекомендации по устроению домашнего иконостаса. Иллюстрированная, содержащая словарь наиболее употребительных терминов книга будет полезна всем интересующимся православной иконой. Издание 2-е, исправленное и дополненное.
Русская икона
5
Икона – это особый мир, который объединяет все православные народы. Святые образы, написанные разными мастерами в разное время, выражают один смысл, который объединяет их в едином стремлении к Истине и Красоте. В иконописи нашли свое отражение традиции, нравы и быт, уходящие корнями в глубину веков. С древнейших времен изображения Христа Спасителя, Божией Матери, ангельских чинов и святых пользовались глубочайшим почитанием у верующих. Но иконопись стала вершиной не только церковного искусства. Иконы Андрея Рублева, Максима Грека, Дионисия и их учеников достойно пополнили сокровищницу мировой культуры. Развиваясь в разных исторических условиях, русская иконописная традиция обрела свои неповторимые черты. Православным иконам присущи изысканность линий, гармония колорита и тонкость письма, создающие ощущение светлого праздника в душе каждого верующего. Настоящее издание дает возможность познакомиться с уникальными русскими иконами, получить представление о разных иконописных школах: новгородской, псковской,…
Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе
5
«Иконографический беспредел» – книга о том, как появились самые необычные сюжеты православной иконы и что они на самом деле означают. Она расскажет о шестируком Христе, Богородице-русалке и голубе с четырьмя головами. Вы погрузитесь в мистические образы, где человеческая жизнь представлена как лабиринт, из распятия прорастают таинственные руки, а на зрителя глядит множество глаз. Увидите жестокие сцены, в которых святые и даже сам Иисус берут в руки оружие. Поймете, как на сакральных изображениях появились ноутбуки, футбольные мячи и ядерные реакторы. Вместе с автором вы разгадаете смысл загадочных аллегорий, совершите экскурсы в богословие и мировую историю, узнаете о самых невероятных русских заговорах и поверьях, увидите редчайшие иконы, доступные до этого только специалистам. Но главное – после прочтения этой книги привычная культура и история раскроется перед вами с совершенно новой и неизвестной стороны. Сергей Зотов – культурный антрополог, лауреат премии «Просветитель» за книгу «Страдающее Среднев…
Благословенно Воинство Небесного Царя
5
Икона «Благословенно воинство Небесного Царя», более известная широкому зрителю как «Церковь воинствующая», происходит из Успенского собора Московского Кремля. Это было самое первое произведение иконописи, поступившее в Галерею после закрытия кремлевских соборов в 1918 году. Икона отличается грандиозным размером и необычным вытянутым по горизонтали форматом (144x396). Однако не только в этом заключается ее своеобразие. Это одно из самых загадочных произведений иконописи, о смысле, значении и времени создания которого среди ученых ведутся споры, начиная с момента, когда возник интерес к древней иконописи. Немаловажную роль сыграла предпринятая в 1910 году большая реставрация Успенского собора Кремля. Она вошла в историю как первая попытка научно обоснованных реставрационных работ. Руководство реставрацией осуществляла специально созданная авторитетная комиссия во главе с князем А.А. Ширинским-Шихматовым. Уже в феврале 1914 года в журнале «София» вышла статья П.П. Муратова, посвященная первым, сделанным в х…
Сокровища музея Андрея Рублёва
5
Антицерковная политика и три десятилетия (1920-е–1950-е гг.) забвения национального русского искусства и культуры (церковных по своей сути и своим истокам) привели к огромным утратам в сознании славянских народов Советского Союза, к искривлениям в воспитании молодежи и юношества. На смену последним поколениям, помнившим православную Россию, сохранявшим чувства патриотизма, любви к Отечеству, веры в справедливость, пришли в жизнь поколения, мыслящие как атеисты и космополиты. Великая Отечественная война вновь заставила руководство СССР, россиян и других сограждан Советского Союза внимательно, трезвым, реальным взглядом посмотреть на своё отринутое церковное наследие и переоценить его значение. В истории первопрестольной столицы России мало кому известный день 10 декабря 1947 года можно и нужно отметить, как красный день календаря. В тот день было подписано и обнародовано Постановление совета министров СССР за N 3974 «О мероприятиях по сохранению памятников архитектуры Андроникова монастыря в г. Москве». Эт…
Сотворение мира в иконографии средневекового Запада. Опыт иконографической генеалогии
5
Изображения средневековых мастеров многие до сих пор воспринимают как творения художников – в привычном для нас смысле слова. Между тем Средневековью не известны понятия «творчество», «верность природе» или «наблюдение», которые свойственны Ренессансу и Новому времени. Искусствовед Анна Пожидаева стремится выявить логику работы западноевропейских мастеров XI–XIII веков, прежде всего миниатюристов. Какова была мера их свободы? По каким критериям они выбирали образцы для собственных иконографических схем? Как воспроизводили работы предшественников и что подразумевали под «копией»? Задаваясь такими вопросами, автор сосредотачивает внимание на западноевропейской иконографии Дней Творения, в которой смешались несколько очень разных изобразительных традиций раннего христианства. Анализ многочисленных миниатюр позволяет исследователю развить концепцию «смешанного пазла» – иконографического комплекса, сложенного несколькими поколениями средневековых мастеров. Анна Пожидаева – кандидат искусствоведения, доцент фак…
Другой Утешитель. Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева
5
Настоящая книга посвящена истории и богословию иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева. Иконография иконы рассматривается в широком контексте памятников древнего христианского искусства, а богословие образа, его вневременное благовестие, раскрывается с помощью литургических и святоотеческих творений. Автор исследования схиархимандрит Гавриил (Бунге) ― настоятель Крестовоздвиженского монастыря в городе Лугано (Швейцария), известный православный богослов. Издание адресовано широкому кругу читателей.
Русская икона
5
Икона – это особый мир, который объединяет все православные народы. Святые образы, написанные разными мастерами в разное время, выражают один смысл, который объединяет их в едином стремлении к Истине и Красоте. В иконописи нашли свое отражение традиции, нравы и быт, уходящие корнями в глубину веков. С древнейших времен изображения Христа Спасителя, Божией Матери, ангельских чинов и святых пользовались глубочайшим почитанием у верующих. Но иконопись стала вершиной не только церковного искусства. Иконы Андрея Рублева, Максима Грека, Дионисия и их учеников достойно пополнили сокровищницу мировой культуры. Развиваясь в разных исторических условиях, русская иконописная традиция обрела свои неповторимые черты. Православным иконам присущи изысканность линий, гармония колорита и тонкость письма, создающие ощущение светлого праздника в душе каждого верующего. Настоящее издание дает возможность познакомиться с уникальными русскими иконами, получить представление о разных иконописных школах: новгородской, псковской,…
Об иконописании
5
«Об иконописании» - книга, написанная могилевским архиепископом Анатолием Мартыновским, имя которого до пострига было Августин Васильевич (1793 – 1872). *** Эта книга впервые была издана в 1845 году, а переиздана повторно в 1867. Как человек, сильно увлеченный живописью, Анатолий Мартыновский с большим интересом относился к истории иконописи. Именно это увлечение и дало мощный толчок к изучению иконы как произведения искусства, а также к дальнейшему написанию и изданию книги по этому вопросу. Помимо труда «Об иконописании», его перу принадлежат также некоторые другие, менее известные: «Вера, Надежда и Любовь», «Досуги Архиепископа Анатолия». Анатолий Мартыновский был чрезвычайно прогрессивным и образованным человеком для своего времени. Как епископ, он отлично понимал свою роль и заботился о воспитании своей паствы, строил новые и украшал существующие храмы.
Радостная встреча
5
В середине 60-х годов XX века появились первые публикации об удивительном самоучке художнике-иконописце, крестьянине Григории Журавлёве из самарского села Утёвка, родившемся без рук и ног и писавшем иконы, зажав кисть в зубах. Открыл его миру Александр Станиславович Малиновский, который в те годы начал собирать материалы о своём удивительном земляке. Он успел поговорить с людьми, лично знавшими Журавлёва, и сумел отыскать его иконы. С тех пор судьба художника-иконописца во многом вела самого писателя. В поисках новых сведений он работал в архивах Москвы, Самары, посетил Троице-Сергиеву Лавру, Санкт-Петербург и его главные музеи, побывал во многих уголках России, где находил сведения о Журавлёве и иконы, которые тот написал. Так, по мере накопления материала, складывалась эта книга.
Иконописное наследие мастерской Пешехоновых
4
Представленная работа является первым опытом монографического исследования деятельности известной иконописной династии и произведений ведущей петербургской мастерской Пешехоновых. Просуществовав до конца 1880-х годов, мастерская выполнила множество ответственных заказов: иконостасы храмов Петербурга, Валаамского монастыря, кафедральных соборов многих русских городов и монастырей, Русской Духовной миссии в Иерусалиме, собора в Токио и др., а руководитель мастерской В. М. Пешехонов получил звание иконописца Высочайшего Двора. Важным фактом биографии Пешехоновых было их старообрядчество, а после 1840-х годов – единоверие, что отразилось в стилистике произведений. Проведенное исследование пешехоновских икон позволило выявить особенности пешехоновского стиля, композиции, цветового решения, техники и технологии. В столичных условиях, где на вкусы заказчиков и молящихся большое влияние оказывала Академия художеств, традиционная иконография в сочетании с академической трактовкой формы формирует своеобразие пешехо…
Другой Утешитель. Икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева
4
Настоящая книга посвящена истории и богословию иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева. Иконография иконы рассматривается в широком контексте памятников древнего христианского искусства, а богословие образа, его вневременное благовестие, раскрывается с помощью литургических и святоотеческих творений. Автор исследования схиархимандрит Гавриил (Бунге) ― настоятель Крестовоздвиженского монастыря в городе Лугано (Швейцария), известный православный богослов. Издание иллюстрировано и адресовано широкому кругу читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
О святых иконах
4
Настоящая брошюра рассказывает о том, что представляют собой иконы и для чего они нужны; объясняется разница между иконой и портретом; раскрывается значение разных символов на иконах; большое место уделено истории появления и развитию иконописного творчества в истории Церкви, а также полемике с иконоборцами и догматических основаниях иконопочитания в Православной Церкви Издание рассчитано на широкий круг православных читателей.
Андрей Рублёв, инок
4
1410 год. Только что над Русью пронеслась очередная татарская гроза – разорительное нашествие темника Едигея. К тому же никак не успокоятся суздальско-нижегородские князья, лишенные своих владений: наводят на русские города татар, мстят. Зреет и распря в московском княжеском роду между великим князем Василием I и его братом, удельным звенигородским владетелем Юрием Дмитриевичем. И даже неоязыческая оппозиция в гибнущей Византийской империи решает использовать Русь в своих политических интересах, которые отнюдь не совпадают с планами Москвы по собиранию русских земель. Среди этих сумятиц, заговоров, интриг и кровавых бед в городах Московского княжества работают прославленные иконописцы – монах Андрей Рублёв и Феофан Гречин. А перед московским и звенигородским князьями стоит задача – возродить сожженный татарами монастырь Сергия Радонежского, 30 лет назад благословившего Русь на борьбу с ордынцами. По княжескому заказу иконник Андрей после многих испытаний и духовных подвигов создает для Сергиевой обители с…
Между Христом и Антихристом. «Поклонение волхвов» Иеронима Босха
4
Со времен Средневековья до нас дошли тысячи изображений евангельской сцены, где три волхва приносят дары новорожденному Иисусу. Среди рельефов из слоновой кости, книжных миниатюр, мозаик, фресок, алтарных панелей и витражей выделяется один образ, который давно интригует историков, – триптих «Поклонение волхвов», написанный Иеронимом Босхом. В нем множество иконографических «аномалий». Что за бородатый человек стоит в дверях хижины? Его красный плащ накинут на голое тело, на голове тюрбан, обвитый терниями, а лодыжка заключена в стеклянный сосуд, сквозь который виднеется кровоточащая рана. Почему на одеждах чернокожего волхва и его слуги написаны сирены и рыбы, пожирающие друг друга? На Западе трех «королей», пришедших в Вифлеем, почитали как святых, а эти детали плохо вяжутся с праведностью. Чтобы расшифровать послание Босха, историк-медиевист Михаил Майзульс обращается к средневековой демонологии, антииудейской полемике, астрологическим теориям и апокалиптическим мифам о последних временах и Антихристе. …
Иконное наследие Орловского края XVIII–XIX веков
4
Монография посвящена иконному наследию Орловского края XVIII–XIX вв. Это памятники поздней русской иконописной традиции из церковных, музейных и частных собраний бывшей Орловской губернии (регион Верней Оки, междуречья Оки и Дона и восточного Подесенья). Выявление стилистических групп и особенностей их формирования, иконографии малоизвестных произведений («Богоматерь Балыкинская Орловская», «Богоматерь Взыскание погибших Болховская», «Богоматерь Оранта Елецкая», «Святой Тихон Карачевский» и другие) проводятся впервые. В научный обиход вводятся ранее неизвестные памятники местного иконописания и коллекционирования (новгородский, ростовский, костромской деисусные чины, принадлежавшие местным старообрядцам-филипповцам). Результаты исследования имеют прикладное значение для искусствоведения. Перечень местных иконописцев может быть использован для готовящегося издания «Словаря русских иконописцев XVIII–XX вв.». Каталог утраченных местных икон, составленный на основе документальных источников, может использоват…
Основы иконописного рисунка
4
Учебное пособие предназначено для иконописцев и реставраторов. В нем последовательно рассматриваются все особенности изображения фигуры и лика на иконе. Иконописный рисунок – это самостоятельный графический язык, разработанный Православной Церковью на протяжении многих столетий для изображения Господа Иисуса Христа, ангелов и святых, а также сюжетов Евангельской и Библейской истории. Внимание учащихся направляется на особенности иконописного рисунка, отличающие язык иконописи от академического рисования, обучение которому входит в стандарт художественной подготовки. Как и любое пособие по рисунку и живописи, оно требует живого участия преподавателя и самостоятельной работы учащихся по освоению навыков иконописного рисунка.
Об иконописании
4
«Об иконописании» - книга, написанная могилевским архиепископом Анатолием Мартыновским, имя которого до пострига было Августин Васильевич (1793 – 1872). *** Эта книга впервые была издана в 1845 году, а переиздана повторно в 1867. Как человек, сильно увлеченный живописью, Анатолий Мартыновский с большим интересом относился к истории иконописи. Именно это увлечение и дало мощный толчок к изучению иконы как произведения искусства, а также к дальнейшему написанию и изданию книги по этому вопросу. Помимо труда «Об иконописании», его перу принадлежат также некоторые другие, менее известные: «Вера, Надежда и Любовь», «Досуги Архиепископа Анатолия». Анатолий Мартыновский был чрезвычайно прогрессивным и образованным человеком для своего времени. Как епископ, он отлично понимал свою роль и заботился о воспитании своей паствы, строил новые и украшал существующие храмы.
Современная иконопись
4
Современная иконопись переживает период активного возрождения. Восстанавливаются православные традиции, в том числе традиции церковных искусств, как в России, так и за рубежом растет число иконописцев, иконописных школ и мастерских. В настоящее время современная иконопись общепризнана и востребована во всем мире. Эта книга, созданная на базе школы искусствоведения Российской академии художеств, знакомит читателей с наиболее яркими представителями современной иконописи, как широко известными, так и долгое время работавшими для узкого круга ценителей. Всех их отличает умение сочетать в своем творчестве индивидуальность стиля, высокое техническое мастерство и традиционный символический язык древней религиозной живописи.
Реставрация произведений станковой темперной живописи
4
В издании основное внимание уделяется подробному описанию и разъяснению именно практических приeмов и методов, применяющихся при работе над памятником. Подробно объясняются правила ведения реставрационной документации, требования к еe оформлению. Специальный раздел более широко, чем в других пособиях, предназначенных для студентов, освещает простейшие методы превентивной консервации металлических окладов. Реставрация металла – отдельная, сложная и самостоятельная специальность, и данное пособие не претендует на освоение даже начальных методов, а лишь позволяет предотвратить дальнейшее разрушение для передачи памятника в руки профессионала.
Об иконописании
4
«Об иконописании» - книга, написанная могилевским архиепископом Анатолием Мартыновским, имя которого до пострига было Августин Васильевич (1793 – 1872). *** Эта книга впервые была издана в 1845 году, а переиздана повторно в 1867. Как человек, сильно увлеченный живописью, Анатолий Мартыновский с большим интересом относился к истории иконописи. Именно это увлечение и дало мощный толчок к изучению иконы как произведения искусства, а также к дальнейшему написанию и изданию книги по этому вопросу. Помимо труда «Об иконописании», его перу принадлежат также некоторые другие, менее известные: «Вера, Надежда и Любовь», «Досуги Архиепископа Анатолия». Анатолий Мартыновский был чрезвычайно прогрессивным и образованным человеком для своего времени. Как епископ, он отлично понимал свою роль и заботился о воспитании своей паствы, строил новые и украшал существующие храмы.
Иисус Христос. Рождество, Пасха, Троица в русской живописи и иконописи
4
Краткое иллюстрированное изложение Нового Завета Священного Писания, проиллюстрированное иконами и произведениями русских художников. При подготовке издания были использованы изображения русских икон, а так же произведения русских художников: В.М. Васнецова, В.Л. Боровиковского, Г.Г. Гагарина, В.И. Отмара, А.А. Иванова, И.Н. Крамского, Н.П. Шаховского, Н.А. Бруни, К.П. Брюллова, А.Е. Егорова, М.В. Нестерова.
Избранное. Том 2
4
А. С. Малиновский, о чем бы ни писал, всегда остается лириком, верно преданным своему родному краю, людям, которые его воспитали. Сборник "Избранное" печатается в двух томах: документальная повесть "Радостная встреча", сборник "Под открытым небом", А.С. Малиновский говорил: «Я пытаюсь теперь многое заново осмыслить для себя. Но, признаюсь, часто не нахожу ответа. И говорю об этом с горечью. Но я, кажется, вижу спасительную соломинку, за которую, схватившись, человек может обрести душевное равновесие. Это созидание, физическое и духовное. Это, кажется, понимают многие... Время сейчас пришло такое, что хватит уже разбрасывать камни. Пора собирать их».
Иконографический беспредел. Необычное в православной иконе
4
Почему святого Христофора изображают с песьей головой? Зачем Богородице три руки и рыбий хвост? Как на иконе оказались Пушкин, Сталин и футболисты? «Иконографический беспредел» – книга о том, как появились самые необычные сюжеты русской иконы и что они на самом деле означают. Она расскажет о шестируком Христе, православном кентавре и голубе с четырьмя головами. Вы погрузитесь в мистические образы, где человеческая жизнь представлена как лабиринт, из распятия прорастают таинственные руки, а на зрителя глядит множество глаз. Увидите жестокие сцены, в которых святые и даже сам Иисус берут в руки оружие. Поймете, как на сакральных изображениях появились ноутбуки, футбольные мячи и ядерные реакторы. Вместе с автором вы разгадаете смысл загадочных аллегорий, совершите экскурсы в богословие и мировую историю, узнаете о самых невероятных русских заговорах и поверьях, увидите редчайшие иконы, доступные до этого только специалистам. Но главное – после прочтения этой книги привычная культура и история раскроется пер…
Икона Пострижение в великую схиму. Уникальный памятник русской иконописи XVI века
3
Книга посвящена изучению хранящейся в частном собрании уникальной иконы третьей четверти XVI века «Пострижение в великую схиму». Подробно анализируется иконография и стилистика образа, дополняющего группу богословско-дидактических икон, созданных в эпоху царя Иоанна Грозного. Издание включает материалы реставрационных исследований живописи. Предназначено для широкого круга читателей – искусствоведов, историков, реставраторов, иконописцев и всех, интересующихся историей русской культуры и церковного искусства.
Русские иконы
3
Русская икона – один из основных компонентов русского культурного наследия. Она является своеобразным зеркалом русской религиозной традиции – православия, принятого от Византии и впитавшего многое от исконного язычества. Икона является и предметом культа, необходимым посредником в молитвенном общении с Богом и одновременно образцом художественного творчества. Несмотря на то что икона пишется в соответствии с устоявшимся каноном, она всегда несет в себе отпечаток личности мастера (как правило, безвестного) и культурной среды, в которой она создавалась. Настоящее издание является попыткой познакомить читателя со всем разнообразием русских икон.
Первые русские храмы в Иерусалиме. Троицкий собор и церковь мученицы Александры. История создания. Художественное убранство
3
Иерусалим и Святая Земля занимают особое место в духовной культуре и истории России. Зримые свидетельства земной жизни Иисуса Христа, называемые иногда «пятым Евангелием», всегда были дороги сердцу христианина, стремившегося увидеть и прикоснуться к животворящим святыням. Иерусалим и Гроб Господень воспринимались как духовное средоточие мира, привлекая паломников различных христианских конфессий. Поклонение святым местам неразрывно связано с молитвой и участием в церковных Таинствах, поэтому для каждой Церкви так важно было иметь здесь своих представителей, совершающих богослужение на родном языке. Православная Иерусалимская Церковь существовала в Святой Земле с первых веков христианства.
Техники и технологии в сакральном искусстве. Христианский мир. От древности к современности
3
Состояние сохранности древних памятников религиозного искусства, к настоящему времени отнюдь не удовлетворительное, настоятельно требует привлечения для их реставрации современных методов материально-технического исследования по всем уровням, начиная от основы и кончая красочным слоем. Актуальными являются и проблемы, назревшие в церковном искусстве наших дней, где, наряду с успешной реконструкцией древнейших техник живописи (мозаика, энкаустик), порой бесконтрольно применяются новейшие материалы и технологии, сомнительные с точки зрения дальнейшей жизни памятников. Поискам ответов на эти вопросы посвящен настоящий сборник, авторы которого, не претендуя на исчерпанность темы, предлагают свои решения.
Иконопочитание. Путь ко спасению или идолопоклонство? Три беседы
3
Представьте себе человека, ранее владевшего несколькими языками, который в силу каких-то неведомых причин решил сократить свой словарный запас до тридцати слов, и уверенного в том, что этого ему вполне достаточно для общения со всем миром. Деградация налицо. Полностью отрицая Иконопочитание, противники священных изображений отсекают от себя и источник Откровения Божиего, и средство молитвенного общения. Поэтому можно сказать, что почитание Святых икон не просто одно из догматических требований церковной жизни это веха на многотрудном пути спасения. В настоящее время, несмотря на доступность серьезных изданий по богословию иконы и апологетике иконопочитания, среди православных христиан все же нередки случаи отношения к иконе как к талисману, который сам по себе, без участия воли Божией, имеет некие магические свойства. Это, естественно, дает повод противникам почитания святых икон обвинять православных якобы в «идолопоклонстве». И хотя сегодня вся Церковь – и клирики, и миряне – проводят активную работу по…
Живопись. Икона
3
Альбом живописи Ивановой Надежды Руфимовны содержит репродукции светлых, солнечных, реалистичных пейзажей и натюрмортов, а так же икон в академическом стиле в сопровождении стихов автора. Книга будет интересна самому широкому кругу читателей.
Икона. Правда и вымыслы
3
Эта книга представляет собою серьезное и очень интересное исследование богословско-философского и одновременно искусствоведческого плана. В ней подвергаются критике многие установившиеся стереотипы отношения к иконе, понимания святого образа в его духовном, историческом, художественном и техническом единстве. В книге немало спорных суждений. И не со всеми положениями автора редакция издательства «Сатисъ» согласна. Но сама книга призывает к дискуссии, к реальным усилиям понять, выявить и утвердить правду и здравомыслие. По благословению Архиепископа Брюссельского и Бельгийского СИМОНА.
Св. Георгий Победоносец – небесный покровитель России в изобразительном искусстве Европы и России
3
Книга Н.В. Регинской представляет уникальный материал историко-художественной модели героепочитания. Автор раскрывает бытование образа святого Георгия в историческом процессе. Новационным подходом данного издания является искусствоведческий анализ бытования образа святого воина в современности. В данной работе представлена эволюция образно-художественной информации о Святом воине с момента возникновения христианства до настоящего времени. Значительным является авторское исследование образа святого воина в эпоху Модерн, анализ работ, посвященный изучению бытования образа святого Георгия – змееборца в историческом времени, а также его функционирование в искусстве XX века и более всего в изобразительном искусстве конца XX – начале XXI века.
Россия в ее иконе
3
Представляем вашему вниманию аудиоверсию сборника «Россия в русской иконе» известного русского философа, правоведа, публициста и общественного деятеля Евгения Николаевича Трубецкого. В сборник вошли три лекции автора: – «Умозрение в красках» – наряду с размышлениями о смысле жизни, автор рассказывает об архитектуре древних русских храмов, иконописи и ее символическом языке. – «Два мира в древнерусской иконописи» рассказ о языке символических начертаний и образов иконы. – «Россия в ее иконе» – рассказ о духовном и национальном подъеме России XIV-XV веков, на примере работ самых известных иконописцев того времени: Феофана Грека и Андрея Рублева. Копирайт ©&℗ ИП Воробьев ©&℗ ИД СОЮЗ
Священные изображения и изображения священного в христианской традиции
3
Книга посвящена анализу причин различного понимания сущности и назначения культовых изображений в христианской традиции. Понимание сущности образа анализируется в контексте общих представлений о церковных символах и в свете учения о Церкви в православии и католицизме. Особенности отношения к изображениям выводятся из понимания природы церковного символа, связанного в каждой из конфессий с пониманием сущности и назначения самой Церкви. Книга адресована специалистам в области религиоведения и культурологии, преподавателям и студентам гуманитарных вузов, а так же всем, интересующимся данной темой. Автор выражает особую признательность и благодарность Тульпе Ирине Александровне за помощь и поддержку в работе над монографией.
Иконы из собрания Переславского музея-заповедника
3
Настоящее издание включает 82 иконы XIV-XIX веков из собрания Переславского музея-заповедника и представляет собой первую публикацию коллекции в таком объёме. В описание произведений включены следующие сведения: название, дата или датировка, материал и техника, размеры (в сантиметрах), происхождение, сведения о реставрации, публикациях (рубрика «Литература»). Книга будет интересна как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся музейным собранием.
Оскорбленный взор. Политическое иконоборчество после Французской революции
3
Один из неразрешимых вопросов, который постоянно вызывает ожесточенные дискуссии, – что делать с памятниками «неоднозначным» историческим личностям? Сносить? убирать с глаз долой? оставлять на прежних местах? Участники подобных споров нередко ссылаются на пример Франции, причем французов берут в союзники и те, кто выступает за сохранение одиозных памятников, и те, кто с этим не согласен. Как в реальности обстояло дело во Франции XIX века с памятниками, помогает узнать книга современного французского историка Эмманюэля Фюрекса. Она посвящена политическому иконоборчеству, то есть борьбе с политическими знаками и эмблемами, которую сам автор называет «альтернативным способом заниматься политикой». Период, исследуемый в книге, – от низвержения статуи Наполеона с вершины Вандомской колонны в 1814 году до сноса самой Вандомской колонны в году 1871‐м. Однако книга рассказывает не только о борьбе, но и о том, каковы были эти политические знаки: флаги, перевязи, кокарды, статуи и бюсты, цветы, домашние животные, м…
Со-творение образа. Богословие иконы
3
Книга обращена к самому широкому кругу читателей, интересующихся проблемами христианского искусства. Ирина Языкова удачно сочетает богословский и эстетический подходы, ведь «прекрасное» – не только эстетическая, но и богословская категория. Открывая мир иконы, читатель, даже самый неискушенный в богословских вопросах, откроет для себя мир любви, красоты, святости, а значит, увидит тот свет, который способен преобразить и его самого. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Избранное. Том 1
3
А. С. Малиновский, о чем бы ни писал, всегда остается лириком, верно преданным своему родному краю, людям, которые его воспитали. Сборник "Избранное" печатается в двух томах. А.С. Малиновский говорил: «Я пытаюсь теперь многое заново осмыслить для себя. Но, признаюсь, часто не нахожу ответа. И говорю об этом с горечью. Но я, кажется, вижу спасительную соломинку, за которую, схватившись, человек может обрести душевное равновесие. Это созидание, физическое и духовное. Это, кажется, понимают многие... Время сейчас пришло такое, что хватит уже разбрасывать камни. Пора собирать их».
Реставрация и наука. Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи
3
Издание посвящено выдающемуся событию в истории русской культуры XX века – открытию подлинной русской иконописи и других видов древнерусского изобразительного искусства: фресок в древних храмах, лицевого шитья, миниатюр в рукописных книгах. Открытие и научное изучение древнерусской живописи рассмотрены в монографии в связи с общественно-политической, научной и культурной ситуацией, неоднократно менявшейся в течении ста лет. Общие вопросы дополнены к книге биографиями ученых и реставраторов, которые внесли особо ценный вклад в открытие древнерусского искусства (Н.П. Кондаков, И.Э. Грабарь, А.И. Анисимов, Г.О. Чириков, Ю.А. Олсуфьев, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов). Издание иллюстрировано историческими фотографиями (их более 200), а также воспроизведениями наиболее интересных книг и журналов, где публиковались новооткрытые памятники древнерусского искусства. Аннотированный именной указатель дает краткую информацию о всех участниках этой исторической эпопеи. Издание предназначено для специалистов и широкой публ…