Искусствознание - ТОП 50 лучших книг
Кто они – великие художники, оставившие свой неизгладимый след в мировом искусстве? Эпатажные, непонятые, одинокие… Их объединяет одно – гениальность.
Эта книга посвящена самым знаменитым художникам в истории искусства, в период с 1300 года и до нашего времени. Каждый из них совершил своеобразную революцию в истории искусства и предопределил развитие своей эпохи.
Почему современная живопись начинается в маленькой часовне на севере Италии, так ли гениальна «Джоконда» Леонардо да Винчи? Как создать узнаваемый бренд и заработать на акуле 10 миллионов долларов? Правда ли, что искусство XX века невозможно понять без теоретического обоснования?
Все это вы узнаете из книги искусствоведа и популярного блогера Дарьи Оскин.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
История русского искусства теперь в аудиоформате!
Судьба русского историка искусства и литературы Виктора Александровича Никольского (1875–1934) была непростой. Искусствовед погружался в древнерусский декоративный мир, живопись В.И. Сурикова, творчество П.П. Кончаловского и А.В. Куприна. Двухтомный труд В.А. Никольского о русском искусстве планировали издать в одной из лучших типографий И.Д. Сытина в 1915 году. Но если автор и сумел закончить свою рукопись, когда пожар Первой мировой войны уже разгорался по всему миру, русские издатели не смогли ее выпустить в полном объеме. Революция 1917 года расставила свои приоритеты. В.Н. Никольский не стал сторонником новой власти, его заключили в Бутырки, затем сослали в Сибирь, а после на поселение в Саратов. В предисловии к Берлинскому изданию 1921 года искусствовед П.П. Муратов писал: «Россия, даже эта четвертая, рождающаяся в муках, индустриальная Россия, не Америка. И мы, русские люди, ― не люди без прошлого. Возраст наших искусств безмерен, а дух очень древни…
Самая первая и, пожалуй, самая важная книга в жизни человека – «Азбука». Без неё ребёнок, а потом и взрослый не смог бы погрузиться в мир как увлекательных литературных приключений, так и глубоких научных знаний. «Азбука русских художников» – книга не менее полезная. Она познакомит читателя с русской живописью: биографиями 27 художников и их главными шедеврами, жанрами, стилями, направлениями, самым главным художественным объединениемXIXвека… Правда, «Азбука» лишь приоткроет дверь в мир искусства, ведь его история – тема невероятно глубокая, и изучать её можно всю жизнь. Но почувствовать себя знатоком русской живописи после прочтения «Азбуки» довольно легко. Достаточно лишь выполнить увлекательные задания в конце книги.
В книге двух авторов – лингвиста и искусствоведа, – публикуются результаты работы над совместным проектом по истории, теории и практике лингвоэстетики как особого направления гуманитарных исследований языка и искусства. Истоки такого подхода обнаруживаются авторами в русской гуманитарной науке и авангардных практиках в искусстве начала ХХ в. Развиваемый лингвоэстетический подход позволяет определить общие параметры, по которым возможно рассмотрение теории языка и теории искусства. В частности, на материале визуального и поэтического искусства ХХ в. авторы реконструируют живописно-словесные и музыкально-словесные аналоги в художественном дискурсе. В работе также анализируется проблема вербально-визуального синтеза в языках современного искусства.
Монография предназначена для специалистов и аспирантов, работающих в области лингвистики, искусствознания, культурологии.
Гёте полагал, что в процессе художественного развития складывается «универсальная мировая литература». Перефразируя немецкого философа, скажем, что подобный процесс также отражает и становление «универсальной мировой художественной культуры» с ее многообразием творческих практик – изобразительных, музыкальных, театральных. Возникает вопрос: где проводить границы между европейской и русской художественными традициями? Как обнаружить влияния предшествующих произведений культуры и художественных практик в работах творца? На примере итальянских штудий (набросков) Сильвестра Щедрина, его образов Амальфи, в лекции затронуты эстетические и культурологические аспекты формирования русской школы пейзажной живописи, ощутившей плодотворное влияние Италии, ее культуры, художественного наследия и природной красоты.
Лектор – Ольга Жукова, д.ф.н., профессор школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Философская антропология». Видеоверсия лекции: https://you…
Учебное пособие содержит комплекс понятий, используемых в работе с произведением искусства, и методику этой работы, созданную петербургским коллективом авторов – преподавателей истории искусства. В текст включены яркие примеры анализа и интерпретации шедевров отечественного и зарубежного искусства, которые могут послужить достойными образцами для учащихся – студентов и школьников. Сочетание теории, истории и методики преподавания искусства – отличительное свойство этого оригинального пособия.
Пособие адресовано будущим преподавателям искусства в школе, а также будущим искусствоведам, преподавателям гуманитарных профессий, учащимся художественных школ и широкому кругу читателей, интересующихся искусством.
Начало XX века в искусстве и гуманитарных науках было отмечено особым интересом к языку, запустившим процесс глубокого осмысления взаимосвязи между языком и художественным творчеством. Эта рефлексия вылилась в так называемый лингвоэстетический поворот, которому и посвящена книга Владимира Фещенко. Автор рассматривает лингвоэстетику как концепцию, направленную на изучение языка искусства и, в частности, языка художественной литературы на стыке лингвистической теории и эстетических учений. В. Фещенко прослеживает формирование этого подхода от эпохи романтизма до наших дней и демонстрирует научный потенциал его инструментария, способного дополнить методы таких дисциплин, как лингвистическая поэтика, семиотика языка и искусства, лингвофилософия, культурная антропология, а также восстановить разрушенные мосты между литературоведением и лингвистикой. Читателю предстоит познакомиться с основными категориями лингвоэстетической теории, главной из которых является художественный дискурс, представляющий собой, по сл…
От античности до современности, от Древнего мира, через Возрождение до постимпрессионизма протянуты в этой уникальной аудиокниге.
Ирина Александровна Антонова – единственный музейный деятель, чье имя широко известно не только в профессиональном кругу. Легендарный директор ГМИИ им. Пушкина, человек, влюбленный в великое искусство прошлого и открывший для нас современных художников, новатор музейного дела, она умела не только показывать искусство в стенах своего музея, но и рассказывать об нем, заражая своим восторгом, своей любовью. С 60‑х годов она читала лекции об искусстве, а последние двадцать лет жизни вела авторскую передачу «Пятое измерение», которая стала антологией рассказов о художниках, картинах, музеях, коллекционерах. Эта книга посвящена очень важному повороту в изучении истории искусства – «вечным темам искусства» и состоит из четырех больших разделов: «Любовь», «Герой», «Человек и Природа», «Натюрморт». Каждый раздел сопровождается цветными фотографиями произведений из коллекции Пушкинского …
Петр Петрович Гнедич (1855–1925) – знаменитый драматург, писатель, переводчик и историк искусства. Его «Всеобщая история искусств» стала первым в России масштабным исследованием живописи, скульптуры и архитектуры с древнейших времен до конца XIX века. За более чем сто лет этот труд не потерял своей актуальности.
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Ирина Антонова 52 года возглавляла ГМИИ им. Пушкина, благодаря ей Москва увидела потрясающие выставки и картины. В книге Ирина Александровна делится своей жизнью, мыслями об искусстве и разговорами с самыми близкими.
Эта книга – размышления Ирины Александровны о жизни, об искусстве и рассказы о близких ей людях: о Лидии Делекторской и Святославе Рихтере, о Марке Шагале и Александре Тышлере, об Илье Зильберштейне и Борисе Мессерере. Данные тексты были записаны во время съемок передачи «Пятое измерение», которую телекомпания А.В. Митрошенкова AVM Media выпускала по заказу телеканала «Культура» с 2002 по 2020 год.
Авторская программа «Пятое измерение» для Ирины Александровны стала возможностью напрямую говорить со зрителями об искусстве, и не только об искусстве и художниках былых лет, но и о нынешних творцах и коллекционерах. «Пятое измерение» стало ее измерением, тем кругом, в котором сконцентрировался ее огромный мир.
Перед вами портреты мастеров ХХ века и рассказы Ирины Александровны о ней самой, о ее ж…
Журнал публикует статьи и материалы по актуальным проблемам теории и истории искусства.
Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Хрестоматия является приложением к учебному пособию «Эстетика и теория искусства ХХ века». Структура хрестоматии состоит из трех разделов. Первый составлен из текстов, которые являются репрезентативными для традиционного в эстетической и теоретической мысли направления – философии искусства. Второй раздел представляет теоретические концепции искусства, возникшие в границах смежных с эстетикой и искусствознанием дисциплин. Для третьего раздела отобраны работы по теории искусства, позволяющие представить, как она развивалась не только в границах философии и эксплицитной эстетики, но и в границах искусствознания.
Хрестоматия, как и учебное пособие под тем же названием, предназначена для студентов различных специальностей гуманитарного профиля.
Книга посвящена портретной миниатюре, которая во все времена являлась зеркалом истории. Издание охватывает духовную и художественную жизнь четырех столетий – с середины XVI до середины XIX (когда появление фотографии вытеснило этот прекрасный вид искусства), а также историю развития моды и нравов. В книге помещено множество миниатюрных портретов, в наши дни эти шедевры находятся в общественных коллекциях, а также в музеях Берлина, Вены, Мюнхена, Дрездена, Парижа, Лондона, Стокгольма и в больших частных собраниях.
Журнал публикует статьи и материалы по актуальным проблемам теории и истории искусства.
Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Авторы увлекательно и достаточно подробно обозревают споры о сущности искусства всех времен и народов – от росписей палеолитических пещер до постмодернизма. Дополняющие текст высказывания художников, философов и искусствоведов позволяют судить о том, как развивались представления об искусстве на протяжении трех минувших тысячелетий. В результате сложные теоретические проблемы искусствознания оказываются проще, чем мы думаем. Издание выпущено в рамках совместного проекта издательства Masters и издательства Ad Marginem.
Судьба русского историка искусства и литературы Виктора Александровича Никольского (1875–1934) была непростой. Двухтомный труд В. А. Никольского о русском искусстве планировали издать в одной из лучших типографий И. Д. Сытина в 1915 году. Но если автор и сумел закончить свою рукопись, когда пожар Первой мировой войны уже разгорался по всему миру, русские издатели не смогли ее выпустить в полном объеме. Революция 1917 года расставила свои приоритеты. В. Н. Никольский не стал сторонником новой власти, его заключили в Бутырки, затем сослали в Сибирь, а после на поселение в Саратов. В предисловии к Берлинскому изданию 1921 года искусствовед П. П. Муратов писал: «Россия, даже эта четвертая, рождающаяся в муках, индустриальная Россия, не Америка. И мы, русские люди, – не люди без прошлого. Возраст наших искусств безмерен, а дух очень древних творчеств реет над нашей древней страной. История русского искусства, не ведомая Европе и до сих пор мало известная нам самим, изображает нас верными наследниками Византии,…
Книга «Введение в практическое искусствознание. Экспертиза и оценка антиквариата» посвящена проблемам экспертизы и оценки икон, фарфора, стекла, ювелирных изделий и исламского искусства. В настоящем издании обобщен опыт работы Переятенец Веры Ивановны в качестве эксперта и владелицы художественного бюро «Агата», дополнены и расширены сведения об оценке предметов. Издание дополнено главой об исламском антиквариате, автор которой – сотрудник художественного бюро «Агата», петербургский искусствовед Иван Владимирович Переятенец.
В лекции Евгении Абелюк, посвященной спектаклю Юрия Любимова «Шарашка», речь идет о том, почему режиссер поставил «медицинскую» версию произведения А.И. Солженицына, а не жесткую «атомную», а также о том, как он «прочитал» роман «В круге первом». Лекция сопровождается фрагментами спектакля.
Лектор – Евгения Абелюк, доцент Департамента образовательных программ, зав. лабораторией по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX–XXI веков НИУ ВШЭ, автор книги «Таганка: Личное дело одного театра». Видеоверсия лекции: https://youtu.be/D19A0KCOGJs
Пособие «Мировая художественная культура: рабочая тетрадь» содержит комплекты заданий по искусству, накопленные авторами в течение нескольких лет. Его содержание затрагивает разнообразную тематику художественной культуры разных стран, народов (прошлого и современности) и эпох (от первобытности до настоящего времени). Всего в пособии представлены 22 темы. В рабочей тетради излагается авторский подход к проверке знаний по учебной дисциплине «Мировая художественная культура», разработанной согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Рабочая тетрадь предназначена для учителей и преподавателей мировой художественной культуры, студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», а также аспирантов, преподавателей педагогических вузов и колледжей, всех интересующихся актуальными проблемами культурологии …
В данном учебном пособии дан анализ современного состояния науки в области теории света, описан механизм фотопроцессов, происходящих в структуре различных материалов при их естественном старении. Представлены механизмы других оптических явлений, таких как процессы цветообразования или цветовосприятия окружающего мира как органами зрения, так и приборами. Учебное пособие знакомит читателя – студента_художника, будущего реставратора или эксперта в области искусства – с различными цветовыми моделями, описывающими цвет в координатных пространствах, и с методиками поиска совместимых красителей для цветоподгонки с целью получения нужного цвета. Текст книги представлен на достаточно высоком научном уровне, но изложен языком, понятным для учащихся гуманитарных направлений подготовки. Учебное пособие предназначено для бакалавров и магистрантов, обучающихся по таким направлениям подготовки, как «Товароведение», «Теория и история искусств», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Реставрация», а так…
Интерес специалистов и любителей искусства к истории художественной жизни России послереволюционной поры способствовал созданию широкой картины ее драматических событий. Однако период «бури и натиска» начала 1920-х все еще обнаруживает немало лакун. Одно из таких «белых пятен» предлагает рассмотреть в своей книге историк Михаил Бирюков. В центре его внимания – удивительный сюжет развития образовательной художественной структуры – «Сельской академии» в Мстёре, старинном центре иконописи. Беспрецедентное по масштабам и продолжительности жизни, это провинциальное учебное заведение имело высокий авторитет в отделе ИЗО Наркомпроса и активно сотрудничало с Вхутемасом. К его рождению приложили руку такие разные художники, как Ольга Розанова, Александр Родченко и Федор Модоров. Педагогика местных иконописцев и живописцев академической школы, оказавшихся у истоков «Сельской академии», позднее испытывалась на излом художниками авангарда. Виктор Пальмов, Антон Лавинский, Сергей Светлов, Виктор Киселёв принесли с соб…
Самая первая и, пожалуй, самая важная книга в жизни человека – «Азбука». Без неё ребёнок, а потом и взрослый не смог бы погрузиться в мир как увлекательных литературных приключений, так и глубоких научных знаний. «Азбука зарубежных художников» – книга не менее полезная. Она познакомит читателя с живописью разных стран мира: биографиями 26 художников и их главными шедеврами, жанрами, стилями, направлениями, художественными объединениями… Правда, «Азбука» лишь приоткроет дверь в мир искусства, ведь его история – тема невероятно глубокая, и изучать её можно всю жизнь. Но почувствовать себя знатоком живописи после прочтения «Азбуки» довольно легко. Достаточно лишь выполнить увлекательные задания в конце книги.
Петр Петрович Гнедич (1855—1925) – знаменитый драматург, писатель, переводчик и историк искусства.
Его «Всеобщая история искусств» стала первой в России попыткой собрать воедино, систематизировать и проанализировать мировую историю искусства с древнейших времен до конца XIX века. Практически сразу же книга стала сенсацией, и вот уже более ста лет она успешно переиздается и не теряет своей актуальности благодаря обширному анализу искусства Древних Греции и Рима, Византии, русского искусства до XVIII века, Возрождения, европейских школ живописи XVII—XIX веков и декоративно-прикладного искусства. Выдающийся объем произведений, проанализированных автором, и широчайший временной охват делают эту книгу незаменимой для всех изучающих искусство.
Сам Гнедич говорил о своей работе: «Настоящая книга – это первая попытка дать на русском языке, в живом и сжатом изложении, картину общего хода развития искусств с древнейших времен до наших дней…». Петр Гнедич стал основоположником искусствоведения в России, а «Всеобщая …
В книге рассмотрен процесс интерпретации реальности телевидением, осуществляющийся под воздействием ряда факторов: эстетических, индустриальных, социокультурных, идеологических. Это первое в России фундаментальное исследование, рассматривающее телевидение как инструмент интерпретации реальности, а результат этой интерпретации – телевизионную реальность – как социокультурный феномен, определяющий для значительного числа зрителей их представления о мире.
К сегодняшнему дню изданий по истории искусств великое множество. Но в конце XIX века искусствовед и писатель П.П. Гнедич был первым в своем Отечестве, кто решился составить и опубликовать подобный труд. «Всеобщей историей искусств» зачитывались современники, ее критиковали и дополняли последователи. Иллюстрации, элементы оформления (которые нам в большей части удалось воспроизвести) не смогут оставить равнодушным и современного читателя. К сожалению, в истории не бывает спокойных времен, однако, что бы ни тревожило нас сегодня, вечные ценности мировой культуры, стоящие над политическими и военными баталиями, предпочитают тишину и сосредоточенность.
Как только современный читатель найдет немного времени, чтобы взглянуть на вековой путь, который прошло искусство, он, возможно, так же как и автор этой книги, согласится, что лишь торжество красоты способно изменить мир к лучшему.
Москва 1997-98гг., до и в период дефолта. В романе присутствуют две параллельные линии. Производственно-деловая, в которой имеют место и пьянки, и драки, и воровство, и интриги, и на выходе вроде бы реальное золото, добываемое из радиодеталей. Вторая линия – это приобщение к миру прекрасного, истинным ценностям - произведениям искусства. Золотой телец, которому поклоняются многие, не есть высшая мировая ценность, таковыми являются творения человеческого гения.
В настоящий сборник вошли статьи, посвященные различным аспектам истории и современности Царицына, декоративно-прикладному искусству, в том числе изучению коллекций музея-заповедника «Царицыно».
Издание рассчитано на широкий круг читателей.
Интересна ли современному человеку история искусства, написанная почти полтора века назад? Выиграет ли сегодня издатель, предложив читателям эту книгу? Да, если автор «Всеобщей истории искусств» П.П. Гнедич. Прочтите текст на любой странице, всмотритесь в восстановленные гравюры и признайте: лучше об искусстве и не скажешь. В книге нет скучного перечисления артефактов с описанием их стилистических особенностей. В книге нет строгого хронометража. Однако в ней присутствуют – увлеченный рассказ автора о предмете исследования, влюбленность в его детали, совершенное владение ритмом повествования и умелое обращение к визуальному ряду. Познакомившись с трудом П.П. Гнедича однажды, читатель навсегда останется инфицирован искусством, по мнению современных издателей, это одна из прекрасных инфекций.
С именем Н. И. Романова связано становление московской школы отечественного искусствознания. Он преподавал историю искусств в Московском университете, в Московском археологическом институте, на Высших женских курсах и в Народном университете им. А. Л. Шанявского. С конца 1890-х гг. помогал И. В. Цветаеву при создании Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина). В 1910–1923 гг. являлся хранителем Отделения изящных искусств Румянцевского музея, а став директором ГМИИ в 1923 г., создал в нем Картинную галерею старых европейских мастеров, уберег от расформирования и добился передачи в музей богатейшего собрания мировой графики из ликвидированного Румянцевского музея.
В книгу включены отрывки из лекций Н. И. Романова, его статьи, публикуемая впервые переписка с профессором И. В. Цветаевым, художниками-графиками А. П. Остроумовой-Лебедевой, В. Д. Фалилеевым, В. Н. Масютиным, а также статьи и воспоминания о Романове, большинство из которых написано специально для сборника, и библиография трудов ученого.…
Монография представляет результаты исследования тенденций и закономерностей культурного поведения, выполненного по материалам социологических опросов аудитории искусства, а также городского населения России, проводившихся Государственным институтом искусствознания с начала 1980-х годов по настоящее время.
Социальный портрет публики искусства, картину художественной жизни страны и отношения населения к искусству, воссоздававшиеся в прежние годы в процессе многочисленных социологических исследований, автор дополняет культурологическим анализом поведенческих закономерностей и культурной активности аудитории искусства. В центре внимания находятся не только философские вопросы культурного потребления и публика искусства как социально-культурный феномен, но главным образом те сущностные черты, которые характеризуют реальную аудиторию различных видов искусства как участника художественной жизни и как важнейшего контрагента на рынке искусств, потребительское поведение которого во многом определяет условия деятель…
It seems to me that there is something Mysterious about Art. The History of Art is closely connected with Philosophical Ideas of the time. In this book we are going to scrutinize the way in which Philosophical Ideas have been expressed in Art from Antiquity to the Present Day. We are going to visit a lot of cities - Rome, Florence, Munich, Barcelona, Berlin, Riga, Tallinn, Prague, Helsinki, Stockholm, Saint Petersburg... That is to say, we are going to Travel throughout the Whole History of Humanity and I hope that at the end of our Journey we will know more not only about Art, but also about ourselves.
Сборник посвящен проблемам и перспективам внедрения и развития в России образовательной модели свободных искусств и наук, также известной как либеральное образование. Свободные искусства и науки восходят к классической Античности и нацелены на идеал универсально образованного гражданина, владеющего искусством слова, мышления и числа. Современная модификация этой модели, контуры которой оформились в университетах США к концу XIX века, включает такие компоненты, как индивидуальная траектория обучения, значительная свобода выбора курсов, отложенный выбор специализации, интерактивная педагогика, мультидисциплинарность. Авторы статей, вошедших в сборник, обращаются к исследованию опыта и перспектив внедрения, применения и развития этой образовательной модели в мировом и российском контексте.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Даже в ХХI столетии история ранней русской архитектуры во многом остается загадкой. Откуда пошла русская архитектура? Как в недавно языческой Руси появились мастера, способные строить огромные соборы? Кем были эти зодчие – славянами, византийцами или еще кем-то? Сейчас мы знаем о древнерусской и византийской архитектуре намного больше, чем сто лет назад, и можем попытаться ответить на вопросы: как выглядела Десятинная церковь, когда построена Святая София Киевская, кто начинал возводить Спас Черниговский. И, наконец, узнать, откуда пришли строители этих соборов.
Лектор – Андрей Виноградов, кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной истории факультета истории НИУ ВШЭ. Видеоверсия лекции: https://youtu.be/shq-8lfKReo
Популярность выставок Москва-Берлин, Берлин-Москва показывает, насколько России и Германии было важно найти в искусстве ХХ века как различия, так и пересечения. ВХУТЕМАС часто называют русским Баухаузом, хотя это не совсем так. Многие немцы, как скульптор Кете Кольвиц, за честь считали посетить Москву. Мало кто помнит, что художник Генрих Фогелер из художественной колонии Ворпсведе, умер в ссылке в Караганде. Часто хулиганы от современного искусства, как Георг Базелитц, не раз обращались к образу Ленина. Редко русские нонкомформисты говорят о влиянии визита в СССР Гюнтера Юккера из группы Зеро. Театр им. Й. Бойса, организованный в Москве, никогда не был известен немецкому «дедушке перформанса». Но, кажется, все русские художники знают о выставке Документа в Касселе.
Лектор – Алена Григораш, канд. искусствоведения, преподаватель магистерской программы «Germanica: история и современность». Видеоверсия лекции: https://youtu.be/5KIGUAFEwy8
Страны Северной Африки – яркий пример того, как политическая ситуация влияет на архитектуру. В середине ХХ века, в период европейской колонизации, вместо традиционных форм в регионе строили модернистские здания из стекла и бетона, а после приобретения независимости вновь вернулись к национальным мотивам в архитектуре. Почему историческая память и традиции становятся актуальнее современных трендов? К чему приводит насаждение иной архитектурной культуры? Что нужно заказчикам и архитекторам в наши дни?
Лектор – Лев Масиель Санчес, кандидат искусствоведения, историк архитектуры, доцент НИУ ВШЭ. Видеоверсия лекции: https://youtu.be/QtUV6OCuN-g
В ходе лекции слушатели узнают о способах изображения Дней Творения в изобразительном искусстве Западной Европы с V по XIII века. Речь идет о взаимовлияниях древнееврейской, античной римской, а позже раннеанглийской и других традиций в монументальной живописи, скульптуре, книжной миниатюре; о возможности распознать влияние раннехристианских или даже дохристианских памятников искусства на более поздние произведения, а также о роли образца и инструкции в работе средневекового живописца.
Лектор – Анна Пожидаева, кандидат искусствоведения, доцент школы исторических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, специалист по библейской иконографии. Видеоверсия лекции: https://youtu.be/XnJX1RGtVZc
Как развлекались наши соотечественники сто лет назад? Так же, как и сейчас: танцевали на вечеринках. Сначала это были танго и веселый матчиш – о котором писал Маяковский: «И вот сегодня / С утра мне в душу/ Врезал матчиш губы /Я ходил подергиваясь руки растопыря /А везде по крышам танцовали трубы / И каждая коленями выкидывала 44!» Вскоре к ним добавились динамичные и менее формальные танцы – cake-walk, one-step, two-step, black-bottom. Вместе с этими танцами из Америки пришли так называемые animal dances, где имитировались движения животных: «индюший шаг», «медведь гризли», «орлиная скала», «объятия кролика» и даже «полька марабу». К ним присоединился фокстрот – the fox-trot – «лисий шаг», танец, основанный на сочетания уанстепа и тустепа. Их танцевали в кафе, кабаре и домашних салонах, но главное – их включали в свои спектакли режиссеры Всеволод Мейерхольд и Николай Фореггер. Однако вместе с закатом «кафейной культуры» фокстрот и шимми попали под запрет: их обвинили в сексуальности и мещанстве, окрестил…
Книга исследует правила организации изобразительных образов и композиций в искусстве Ирана. Изобразительное искусство средневекового Ирана рассматривается на широком фоне иных проявлений культуры: литературы, философии, ремесла. Прослеживается логика движения искусства, его трансформации на пути перехода от графических форм художественного выражения до сугубо изобразительных. Особенное внимание уделяется персидской поэтологической терминологии, а также современной терминологической оснастке истории и теории искусства, риторики и литературной поэтики. Заключает работу серия практических разработок, исследующих правила формирования отдельных образов и композиционных схем, базирующихся на теоретических выводах в основном тексте исследования.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Биографическая повесть о семье крестьян. Изучение работы феномена искусства и определение искусства.
Журнал публикует статьи и материалы по актуальным проблемам теории и истории искусства.
Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Ирина Александровна Антонова – единственный музейный деятель, чье имя широко известно не только в профессиональном кругу. Легендарный директор ГМИИ им. Пушкина, человек, влюбленный в великое искусство прошлого и открывший для нас современных художников, она умела не только показывать искусство в стенах своего музея, но и рассказывать об нем, заражая своим восторгом, своей любовью. С 60-х годов Ирина Александровна читала лекции об искусстве, а последние двадцать лет жизни вела авторскую передачу «Пятое измерение», которая стала антологией рассказов о художниках, картинах, музеях, коллекционерах.
Эта книга посвящена очень важному повороту в изучении истории искусства – «вечным темам искусства» и состоит из четырех больших разделов: «Любовь», «Герой», «Человек и Природа», «Натюрморт». Каждый раздел сопровождается цветными фотографиями произведений из коллекции Пушкинского музея.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Журнал публикует статьи и материалы по актуальным проблемам теории и истории искусства.
Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Возможен ли сравнительный комментарий к произведениям классиков? Допустимо ли поставить рядом тексты из разных времен, даже плоды различных искусств, только потому, что это кажется интересным?
Стоит ли пускаться в литературоведение по-кортасаровски, с отступлениями назад, прыжками в сторону, в другую плоскость?
Есть такое явление: образ-конфликт, образ-символ, который долго живет в искусстве, а потому трансформируется, плавает, прыгает от одного мастера к другому. Не столь древний, но все-таки миф. Вдохновляющий, изменчивый и до конца не раскрытый. Попробуем прикоснуться к одному из таких сложных символических сюжетов, весьма неоднозначному и максимально приближающемуся к границе самого искусства.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Джон Рёскин (1819-1900) – знаменитый английский историк и теоретик искусства, оригинальный и подчас парадоксальный мыслитель, рассуждения которого порой завораживают точностью прозрений. Искусствознание в его интерпретации меньше всего напоминает академический курс, но именно он был первым профессором изящных искусств Оксфордского университета, своими «исполненными пламенной страсти и чудесной музыки» речами заставляя «глухих… услышать и слепых – прозреть», если верить свидетельству его студента Оскара Уайльда.
В настоящий сборник вошли основополагающий трактат «Семь светочей архитектуры» (1849), монументальный трактат «Камни Венеции» (1851— 1853, в основу перевода на русский язык легла авторская сокращенная редакция), «Лекции об искусстве» (1870), а также своеобразный путеводитель по цветущей столице Возрождения «Прогулки по Флоренции» (1875).
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Журнал публикует статьи и материалы по актуальным проблемам теории и истории искусства.
Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Журнал публикует статьи и материалы по актуальным проблемам теории и истории искусства.
Для специалистов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
Книга посвящена портретной миниатюре, которая во все времена являлась зеркалом истории. Издание охватывает духовную и художественную жизнь четырех столетий – с середины XVI до середины XIX (когда появление фотографии вытеснило этот прекрасный вид искусства), а также историю развития моды и нравов. В книге помещено множество миниатюрных портретов, в наши дни эти шедевры находятся в общественных коллекциях, а также в музеях Берлина, Вены, Мюнхена, Дрездена, Парижа, Лондона, Стокгольма и в больших частных собраниях.
Символы в музыкальных драмах Рихарда Вагнера служат особым компонентом. Они позволят нам проследить развитие основных сюжетных линий произведений – разных, с множеством подтекстов и смыслов, найти в них связи с литературой, мифологией, живописью, архитектурой или событиями в жизни композитора и составить обобщенную картину музыкальных произведений. Символы в операх Вагнера преимущественно представлены лейтмотивами, т.е. мелодиями, ассоциирующимися с определенным персонажем. При стереотипе, что музыка и сюжеты Вагнера сложны, сам композитор стремился сделать свои произведения понятными, и этому служили именно лейтмотивы. Некоторые лейтмотивы и фрагменты сюжетов опер стали явлениями в различных видах искусства и даже явлениями культуры.
Лектор – Александр Калашников, доцент кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук.
В этой книге, посвященной природе визуального восприятия в искусстве, столкнулись мнения трех выдающихся ученых. Искусствовед Эрнст Гомбрих, привлекая наше внимание к проблеме сходства, в частности в портретах и карикатурах, заключает, что мы, неспособные часто описать черты даже самых близких людей, легко находим сходство с помощью эмпатии. Психолог Джулиан Хохберг мягко противопоставляет этому аргументу свою теорию канонических форм объекта, предполагая, что мы улавливаем сходство благодаря «когнитивным картам» или ожиданиям, возникающим в сложном процессе зрительного восприятия, когда наш глаз скользит по поверхности картины в некой уже заданной последовательности. Наконец, философ Макс Блэк, подвергнув концептуальному анализу эти и другие подходы к визуальному восприятию, утверждает, что для определения условий художественной репрезентации не существует ни достаточных, ни необходимых критериев, и делает вывод, что художественная репрезентация – это «кластерное понятие». В основе представленных здесь э…
«Искусство только тогда совершенно и лишено искусственности, когда оно – больше чем искусство. Такова Флоренция, где душа ощущает поразительную однозначность и надёжность родины. Венеция же обладает двуликой красотой приключения, плавающего без корней в водах жизни, словно оторванный цветок в море, а то, что она была и остаётся классическим городом рыцарского поединка, лишь подтверждает её главное предназначение: быть для нашей души не родиной, но приключением…»
Георг Зиммель
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.