Когнитология - ТОП 50 лучших книг
Предлагаемая вниманию читателя монография посвящена современному междисциплинарному направлению, возникшему на стыке языкознания и когнитологии. Книга отражает традиционное представление о когнитивной лингвистике, принятое в зарубежной науке и закрепленное в соответствующих учебных пособиях. Изложение классических теорий когнитивной лингвистики, созданных американскими лингвистами Дж. Лакоффом, Р. Лангакером, Ж. Фоконье, Л. Талми, дополняется сведениями о новейших достижениях в этой области, связанных с работами их последователей во всем мире, в том числе России. Издание адресовано широкому кругу специалистов в гуманитарных и общественных науках, когнитологии и теории искусственного интеллекта. Может быть использовано для преподавания соответствующей дисциплины на филологических факультетах вузов.
В сборнике представлены результаты исследований вечной проблемы психологии и лингвистики – «Язык и мышление». Особое внимание уделено рассмотрению темы «Язык и мышление поэта и писателя», проблем фоносемантики.
Предназначено лингвистам, психологам, студентам, специалистам смежных областей знания.
Монография посвящена изучению поэтического текста и языка в рамках когнитивной лингвистики и когнитивной поэтики. Поэтическая картина мира выделяется как ментальная основа поэтического творчества и комплексно исследуется в контексте филологических и психологических теорий. В книге представлено описание структурных и содержательных характеристик поэтической картины мира, описание механизмов формирования поэтического смысла и механизмов его репрезентации в языке поэтического текста, метаконцептов; предложены авторская типология и валентная модель художественного концепта, авторская классификация когнитивных стратегий творческого освоения мира, авторская методика лингвокогнитивного анализа поэтического текста. Исследование выполнено на материале русскоязычных и англоязычных поэтических текстов. Данная работа представляет собой попытку создания фундаментальной методологической основы для когнитивного изучения поэтического текста и поэтического творчества.
Монография адресована когнитологам, лингвистам, литера…
Монография посвящена исследованию природы и когнитивных механизмов формирования лексической многозначности. Частная цель состоит в теоретическом обосновании и поиске содержательного ядра, скрепляющего все значения полисеманта и очерчивающего «границы» системного значения многозначного слова. Исследовательская часть монографии включает когнитивный анализ английских существительных с целью установления лексических инвариантов многозначных слов.
Монография ориентирована на специалистов по когнитивной лингвистике, лексикологии, аспирантов, студентов.
2-е издание, переработанное
В пособии рассмотрен подход к формированию управленческих решений в экономике на основе когнитивных методов и технологий, являющихся моделью такого загадочного природного явления, как человеческое сознание. Роль когнитивных методов возрастает по мере роста влияния факторов неопределенности. В этих условиях применение сложных математических алгоритмов для управления экономическими объектами представляется проблематичным. Поэтому предлагается использовать алгоритмы управления, которые основаны на имитации мыслительной работы мозга человека. Исследована двухполушарная модель мозга на основе метода семантического анализа информации. В модели использована семантическая координата – истинность, которая, как удалось установить, имеет квантовую структуру. Это позволило сформировать новое знание в качестве объекта более высокого метауровня с новым семантическим ядром истинности знания. Показано, что применительно к экономике в условиях сильного воздействия факторов неопределенности управленческие решения сводятся …
6. Краткое содержание «И не пытайтесь! Древняя мудрость, современная наука и искусство спонтанности»
Этот текст – сокращенная версия книги «И не пытайтесь! Древняя мудрость, современная наука и искусство спонтанности». Только самое главное: идеи, техники, ключевые цитаты.
Умение вести себя раскованно пригождается всем – спортсменам, учителям, руководителям, предпринимателям. Проблема в том, что стараться быть спонтанным – это оксюморон, именно стараниями легче всего убить чувство спонтанности.
Классический пример – бессонница: чем больше вы стараетесь уснуть, тем сложнее вам будет это сделать.
В китайской философии есть понятие «у-вэй» – «недеяние». Это особое состояние, в котором люди действуют интуитивно: находят выход из затруднительного положения, создают блестящие произведения искусства, влияют на массы и ведут за собой других людей.
Счастливые обладатели «у-вэй» – харизматичны и расслаблены. От них исходит свет обаяния, с ними хочется сотрудничать и помогать. Как достигать этого состояния с помощью 7 инструментов, читайте в нашем обзоре.
Напоминаем, что этот текст – краткое изложение книги.
Книга содержит актуальные знания по когнитивной лингвистике – направлению науки, родившемуся на рубеже тысячелетий. Важнейшим объектом исследования в когнитивной лингвистике является концепт. Это ментальная сущность, которая имеет имя в языке и отражает культурно-национальное представление человека о действительности. В пособии представлены категории культуры, которые заложены в концептах: пространство, время и число, правда и истина, дружба и радость и др.
Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов вузов, а также представителей других гуманитарных специальностей.
Монография посвящена исследованию семантики слова с когнитивных позиций. Изучаются проблемы, касающиеся процессов порождения, усвоения, хранения и функционирования слов в ментальном пространстве. В работе осуществляется сопоставление структур многозначных слов со структурами когнитивных категорий, проводится анализ исследований в области изучения языковой картины мира, образности, дихотомии «язык–речь». Теоретически и практически обосновывается существование содержательного ядра полисеманта, очерчивающего «границы» системного значения многозначного слова и позволяющего с относительной точностью определять направление развития многозначности.
Монография ориентирована на специалистов в области когнитивной лингвистики, лексикологии, семантики, философии языка, аспирантов, студентов и всех, интересующихся проблемами исследования языка.
Освещается диалектика генетического (эмоционального) и этноязыкового кодов на материале форм представления концепта «месть» в сознании и коммуникативном поведении носителей русской лингвокультуры. Предлагается теоретическая модель названного концепта как совокупного продукта эмоционального бессознательного, когнитивного сознания и языкового (дискурсивного) сознания.
Для специалистов в области когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, а также аспирантов и студентов-филологов.
Освещается диалектика генетического (эмоционального) и этноязыкового кодов на материале форм представления концепта «месть» в сознании и коммуникативном поведении носителей русской лингвокультуры. Предлагается теоретическая модель названного концепта как совокупного продукта эмоционального бессознательного, когнитивного сознания и языкового (дискурсивного) сознания.
Для специалистов в области когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, а также аспирантов и студентов-филологов.
В монографии приводятся современные данные о строении лица и его восприятии. Доказывается, что способность к считыванию информации по лицу не является исключительно человеческой. Обсуждаются филогенетические основы данного процесса, общие закономерности и уровни восприятия лица представителями разных видов, условия предъявления стимульных изображений, данные о факторах, связанных с привлекательностью лица.
В сборник вошли статьи, основанные на избранных докладах участников одноименной международной конференции, прошедшей в 2010 г. в Байкальском государственном университете экономики и права. Авторы затрагивают различные аспекты видения языка как особого измерения когнитивной области взаимодействий сложной динамики в контексте проблемы общей методологии языкознания и методики
обучения иностранному языку.
Для языковедов широкого профиля, лингвистов-когнитологов, преподавателей вузов.
В монографии излагаются концепция термина и основы современного русского терминообразования, терминологической функциональной дериватологии – собственно деривационный, метаязыковой, когнитивный и прагматический аспекты.
Для терминологов, когнитологов, дериватологов, дериватографов, специалистов и преподавателей русского языка, теории языка, а также для студентов и аспирантов гуманитарных и естественных факультетов вузов. Монография может быть рекомендована как учебное пособие для спецкурсов и спецсеминаров.
В сборник вошли статьи, основанные на избранных докладах участников одноименной международной конференции, прошедшей в 2010 г. в Байкальском государственном университете экономики и права. Авторы затрагивают различные аспекты видения языка как особого измерения когнитивной области взаимодействий сложной динамики в контексте проблемы общей методологии языкознания и методики
обучения иностранному языку.
Для языковедов широкого профиля, лингвистов-когнитологов, преподавателей вузов.
Монография посвящена исследованию семантики слова с когнитивных позиций. Изучаются проблемы, касающиеся процессов порождения, усвоения, хранения и функционирования слов в ментальном пространстве. В работе осуществляется сопоставление структур многозначных слов со структурами когнитивных категорий, проводится анализ исследований в области изучения языковой картины мира, образности, дихотомии «язык–речь». Теоретически и практически обосновывается существование содержательного ядра полисеманта, очерчивающего «границы» системного значения многозначного слова и позволяющего с относительной точностью определять направление развития многозначности.
Монография ориентирована на специалистов в области когнитивной лингвистики, лексикологии, семантики, философии языка, аспирантов, студентов и всех, интересующихся проблемами исследования языка.
Книга содержит доступное введение в обширную и сложную область искусственного интеллекта. Существенное внимание уделено основополагающим идеям, необходимым для глубокого понимания методов поиска в пространстве решений, представления знаний, машинного обучения и самоорганизации, составляющих основу искусственного интеллекта. В то же время книга представляет собой рассуждение о том, каких ключевых свойств не хватает интеллектуальным системам, чтобы стать по-настоящему разумными, для чего автор нередко обращается к истокам искусственного интеллекта в области психологии, лингвистики, нейрофизиологии, математики, философии.
Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами мышления, но также может оказаться полезной и специалистам в области искусственного интеллекта.
В монографии рассматриваются понятия экологического сознания и экологической картины мира, определяется место экологического архетипа в структуре бессознательного, проводится связь между экологической лингвистикой и экологическим дискурсом, описывается экологический концепт, на примере когнитивного моделирования медийного экологического дискурса рассматриваются закономерности метафорического представления природных катастроф.
Для лингвистов, специалистов других гуманитарных наук, а также всех, кто интересуется проблемами исследования экологического сознания и взаимодействия языка и культуры.
Книга посвящена актуальным проблемам современной лингвистики: функционально-когнитивному подходу к анализу языковых явлений и когнитивным аспектам лексикографии. Рассматривая когнитивную функцию языка как основу описания лексической системы, автор предлагает концепцию создания словаря активного типа – функционально-когнитивного, также выдвигает и обосновывает гипотезу о выделении принципиально новой единицы словаря – функционально-семантической сферы, описывает ее структуру и создает модель словарной статьи на примере сферы «деятельность», лежащей в основе языковой картины мира. В монографии формулируются принципы построения одно- и двуязычных функционально-когнитивных словарей.
В монографии излагается концепция русского фразеологизма как когнитивно-прагматического экспликатора языковой личности, особого средства языковой концептуализации сферы моральных качеств личности.
Для филологов, когнитологов, специалистов в области межкультурной коммуникации, психолингвистики, философии и истории языка; преподавателей и студентов вузов, аспирантов, докторантов. Может быть рекомендована как учебное пособие для спецкурсов и спецсеминаров при изучении русского языка как иностранного.
Монография – плод 50-летнего поиска. Многие её элементы написаны десятки лет назад и в некоторой мере разноречивы. Она предназначена для обеспечения права людей на овладение могуществом теоретической науки с помощью философствования. Она – ядро учебно-методического комплекса «Самоучитель философствования», изданного книгами, и учебного курса «Уроки мышления (диалектической логики)», представленного на портале miit-ief.ru\студентам\электронная библиотека\авторская страница.
Книга содержит актуальные знания по когнитивной лингвистике – направлению науки, родившемуся на рубеже тысячелетий. Важнейшим объектом исследования в когнитивной лингвистике является концепт. Это ментальная сущность, которая имеет имя в языке и отражает культурно-национальное представление человека о действительности. В пособии представлены категории культуры, которые заложены в концептах: пространство, время и число, правда и истина, дружба и радость и др.
Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов вузов, а также представителей других гуманитарных специальностей.