Лингвистическая типология - ТОП 50 лучших книг
В монографии собраны и структурированы данные исследований, обращенных к феномену текстового выдвижения, к принципам и средствам формирования первого плана и фона в повествовательном тексте, к речевым и композиционным приемам управления читательским вниманием. В первой части книги (главы 1—5) прослежено соотношение и взаимодействие отечественной и зарубежных научных традиций изучения текстового выдвижения, представлен обзор ранее непереведенных научных трудов в этой сфере. Вторая часть работы (глава 6) знакомит читателей с разнообразными приемами формирования первого плана и фона в русских оригинальных и переводных нарративах.
Ключевые слова: первый план, фон, выдвижение, выделенность, нарратив, перевод.
Монография посвящена сравнительной типологии иностранных языков, изучаемых в вузовских курсах гуманитарных факультетов. Эти иностранные языки сравниваются – в определенных разделах – с некоторыми другими европейскими языками, с родным (русским) языком, а также, учитывая региональный компонент, с татарским языком. В эмпирических главах автор рассматривает лексические структуры языков сравнения.
Материал исследования представляет интерес для студентов филологических факультетов и соискателей ученой степени по специальности 10.02.20 – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание.
В монографии дается полное описание синтаксиса порядка слов и синтаксиса субъектно-предикатных отношений в пяти современных языках скандинавской группы германской семьи – датском, норвежском, шведском, исландском, фарерском, а также в языке древнейших скандинавских рукописных памятников и языке континентальных скандинавских памятников переходного периода. Описание опирается на единую сетку параметров, значения которых проверяются в корпусе памятников. Обосновывается новая классификация систем порядка слов в языках мира; языки с предикатными энклитиками, где действует закон Ваккернагеля, выделены в особый тип. Впервые строго доказывается факт действия закона Ваккернагеля в древних германских языках. Обсуждается гипотеза о неуниверсальности синтаксического членения и рассматриваются формы реализации категории подлежащего. Выделяется четыре типа двусоставных конструкций без подлежащего в им. п. Доказывается наличие слов категории состояния в древнескандинавских языках и исследуется связь между семантикой пре…
Сборник содержит статьи по широкому кругу проблем теоретической и прикладной лингвистики, по использованию математических и компьютерных методов в языкознании.
Предназначен для специалистов по теории языка, прикладной и компьютерной лингвистике.
Монография посвящена исследованию особенностей формирования и репрезентации лингвотерминосистемы Ф. де Соссюра на материале франкоязычных текстов его аутентичных работ (1872–1911) и работы «Cours de linguistique générale» Ш. Балли и А. Сеше (1916). Выявлены системные закономерности процесса семантической эволюции авторских терминов. Разработаны синхронно-диахронические модели формальной и содержательной структуры соссюровских терминов, позволяющие дополнить существующую номенклатуру понятийных признаков каждой лексической единицы при составлении терминологических словарей, а также оптимизировать перевод французских терминов на русский язык.
Теоретической основой данного пособия послужили труды отечественных и зарубежных филологов XX века: Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, Я. Мукаржовского, А.М. Пешковского, Л.С. Выготского, Ш. Балли, Р. Барта, М. Риффатера, Л. Долежела, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева и других. Учебное пособие снабжено хрестоматийным материалом и практическими заданиями.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
2-е издание, переработанное
Книга представляет собой анализ морфологических и синтаксических свойств форм и конструкций со значением императива, описание их особенностей, частотности в языках мира и ареального распределения. Материалом для изучения послужила выборка из более чем 200 языков. Работа состоит из пяти основных глав, первая из которых посвящена семантике императивных высказываний; изложенные в ней взгляды являются основой для объяснения устройства императивных конструкций в последующих главах. Вторая глава посвящена особенностям морфологии и синтаксиса императивных форм и конструкций в целом. В третьей главе рассматриваются морфологические и синтаксические явления, характерные для отдельных лично-числовых форм. Четвертая глава посвящена типологии императивных парадигм. В пятой главе рассматриваются и объясняются непрямые употребления императива. Впервые типологически изучаются многие семантические подтипы императива (такие как императивы движения, препозитивные императивы и др.), формальные типы императивных конструкций (…
Книга относится к числу работ теоретико-эмпирического цикла. С одной стороны, в ней разработаны принципиально новые основания семантико-функциональной систематизации предложений. С другой стороны, она содержит полное и системное описание (на базе предложенных принципов) грамматически членимых предложений русского языка, входящих в разные классификационные разряды.
Для специалистов по языкознанию, студентов-филологов, учителей русского языка, а также философов и логиков, интересующихся проблемами лингвистической науки.
Предложенное читателю пособие представляет собой сжатое, конспективное изложение основных закономерностей развития человеческого языка, теорий происхождения языка, истории письма. Приводятся генеалогическая и морфологическая классификации языков. Данное пособие может использоваться как для первоначального ознакомления, так и для беглого повторения основных тем указанных разделов языкознания. Может быть полезным студентам учебных заведений различного уровня, а также для самообразования.
Работа посвящена типологическому обоснованию выдвинутой автором топологической гипотезы генезиса индоевропейских парадигматических систем свободного ударения. Рассматривается ряд наиболее характерных парадигматических акцентных систем: индоевропейские, западнокавказские, центральносахарские, банту, аустронезийские. Устанавливается их типологическое тождество определенным типам фиксированного акцента. Специально изучены случаи перехода систем фиксированного акцента в парадигматические системы свободного ударения. В первом томе представлена реконструкция праславянской акцентной системы и описаны ее типологические параметры. В качестве типологической параллели разбирается абхазская акцентная система и ее генезис в кругу других абхазо-адыгских систем.
Книга представляет интерес для специалистов по истории и типологии языка.
В книге на типологическом материале исследуются лабильные глаголы – глаголы, способные быть и переходными, и непереходными без изменения формы (например, английский break ‘ломать(ся)’, русский капать – Вода капает – Я капаю воду в стакан). Лабильность до сих пор не изучена лингвистикой в полной мере. Часто считается, что лабильные глаголы – это явление, характерное, прежде всего, для английского и для кавказских языков. В монографии показано, что это не так: в языках самых разных ареалов и генетической принадлежности есть лабильные глаголы. Интересно, что разные языки и группы языков «выбирают» разные группы глаголов, которые становятся лабильными. Например, в дагестанских языках лабильны чаще всего глаголы разрушения и преобразования Пациенса (‘ломать(ся)’, ‘гореть / жечь’), в русском языке – некоторые глаголы движения, в болгарском – фазовые глаголы.
В книге принят комплексный подход к классификации лабильных глаголов. С одной стороны, они разбиваются на типы по соотношению переходного и непереходного у…
Книга посвящена исследованию русской лексической семантики в типологической, диахронической и межкультурной перспективе. Книга обобщает результаты исследований автора в области русской лексической и словообразовательной семантики, русской языковой картины мира и семантической типологии. Центральной теоретической проблемой является многозначность языковых единиц, которая рассматривается в синхронном аспекте (полисемия), а также в диахроническом (семантическая эволюция) и в типологическом (типология семантических переходов). Строится концептуальный аппарат описания многозначности, позволяющий адекватно отобразить недискретное по своей природе явление, каковым предстает многозначность в языке: центральное место в нем занимает понятие концептуальной схемы и множества ее реализаций. Механизм объединения разных языковых значений в одну языковую форму моделируется при помощи понятия семантического перехода, позволяющего отобразить существующие регулярные связи между значениями слова в синхронии, диахронии и слов…
Второй том многотомного исследования «Языки Африки. Опыт построения лексикостатистической классификации» целиком посвящен проблеме исторического статуса восточносуданской семьи языков – крупнейшего из составных компонентов т. н. «нило-сахарской» макросемьи, одного из наиболее спорных языковых объединений, предложенных Дж. Гринбергом в рамках получившей классический статус таксономической модели языков Африки.
Исследование потенциальных генетических и ареальных связей между языками восточносуданской семьи в целом следует методике, уже апробированной в предыдущем томе на материале койсанских языков. Помимо решения основной задачи исследования (детальной реконструкции наиболее устойчивых элементов базисной лексики для всех ветвей восточносуданской семьи с последующим лексикостатистическим сравнением), в монографию входят также общие сведения социолингвистического и библиографического характера по всем известным на текущий момент восточносуданским языкам, а также краткие историко-фонетические характеристики к…
Книга представляет собой своеобразный итог более чем тридцатилетней научной деятельности автора в области теории языкознания. За это время автор пришел к твердому убеждению, что нерешенность многих имеющихся на данный момент в лингвистике теоретических проблем обусловливается в конечном итоге главным заблуждением, господствующим в этой науке, а именно представлением о языке как о имеющей наличное бытие (но существующей неизвестно где и неизвестно как) знаковой системе. Доказательству того, что понятие языка представляет собой чисто виртуальный, гипостезируемый объект и является типичной научной мифологемой, посвящается первая глава монографии. Здесь автор последовательно проводит мысль о том, что единственными реально существующими объектами лингвистического исследования могут быть только речевая деятельность человека, текст (как продукт речевой деятельности) и его отдельные фрагменты, а также различные психические феномены, обусловливающие возможность речевой деятельности. В последующих главах вниманию ч…
В предлагаемом учебном пособии системно изложена проблематика курса сравнительной типологии немецкого и русского языков. Проблематика охватывает общую и относительную сопоставительную типологию. Частная типология излагается в соответствии с уровнями языковой системы, при этом основное внимание уделяется грамматическому уровню. Особенностью пособия является сочетание жанров учебника и монографии, что само по себе должно помочь студентам увидеть жанрово-стилистические различия и способствовать выработке навыков самостоятельной научной работы и научного стиля изложения.
Для студентов факультетов иностранных языков педагогических университетов.
3-е издание, исправленное и дополненное
Монография представляет собой изложение результатов разнонаправленного экспериментального описания языковой способности и речевой компетенции учащихся 6-11 классов гимназий, школ, студентов разных вузов г. Омска за десять лет – 1999–2010 гг. Исследование определенных механизмов языковой способности с помощью одних и тех же экспериментальных процедур, примененных к речевой деятельности индивидов разных возрастных групп, и описание их «по вертикали» – на уровне одного языкового коллектива (одного класса в течение нескольких лет) и по «горизонтали» – на уровне всех речевых произведений всех реципиентов разных языковых коллективов (разных классов и групп студентов) позволяет зафиксировать динамику индивидуального и коллективного изменения языковой способности, диагностировать характер ее развития, устанавливать качество речевой компетенции. Языковая способность и речевая компетенция интерпретируются как психолингвистические и когнитивные величины: языковая способность – совокупность операционально-действенных…
В книге рассматриваются общие вопросы лингвистической типологии с кратким экскурсом в историю ее становления и развития, классификации ее разделов, определяется место сравнительной типологии среди других разделов лингвистической типологии, устанавливаются специальные типологические категории и их основные параметры, проводится сравнение и определяется соотношение типологии и теории перевода, типологии и лексикографии, типологии и методики (лингводидактики), предлагается бинарное сопоставление и сравнение систем английского и русского языков.
Для студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей языков, интересующихся вопросами сравнительного, сопоставительного и типологического языкознания.
Предложенное читателю пособие представляет собой сжатое, конспективное изложение основных понятий и разделов фонетики. Оно может использоваться как для первоначального ознакомления, так и для беглого повторения основных тем данного раздела языкознания. Может быть полезным студентам учебных заведений различного уровня, а также для самообразования.
В предлагаемом учебном пособии системно изложена проблематика курса сравнительной типологии немецкого и русского языков. Проблематика охватывает общую и относительную сопоставительную типологию. Частная типология излагается в соответствии с уровнями языковой системы, при этом основное внимание уделяется грамматическому уровню. Особенностью пособия является сочетание жанров учебника и монографии, что само по себе должно помочь студентам увидеть жанрово-стилистические различия и способствовать выработке навыков самостоятельной научной работы и научного стиля изложения.
Для студентов факультетов иностранных языков педагогических университетов.
3-е издание, исправленное и дополненное
Важным средством обучения основным положениям и методам языкознания могут служить специально составленные задачи. В существующих сборниках в качестве материала для задач в большинстве случаев используются факты родного языка учащихся или наиболее известных европейских языков. Такие задачи, безусловно, полезны, но, к сожалению, они часто страдают тем недостатком, что в них трудно отделить собственно лингвистическое задание (не требующее ничего, кроме понимания основных лингвистических положений) от проверки знания конкретных фактов рассматриваемого языка. Наилучший (хотя отнюдь не единственный) способ избавиться от этого второго элемента задания, не имеющего прямого отношения к общему языкознанию, состоит в том, чтобы составлять задачи на материале языков, незнакомых учащемуся.
В статье предлагается серия лингвистических задач, рассчитанных на читателей, незнакомых с рассматриваемыми языками.
Предложенное читателю пособие представляет собой сжатое, конспективное изложение основных закономерностей развития человеческого языка, теорий происхождения языка, истории письма. Приводятся генеалогическая и морфологическая классификации языков. Данное пособие может использоваться как для первоначального ознакомления, так и для беглого повторения основных тем указанных разделов языкознания. Может быть полезным студентам учебных заведений различного уровня, а также для самообразования.
В книге, с учетом результатов современной типологической и когнитивной лингвистики, анализируются основные понятия, используемые при описании грамматической семантики (граница между грамматическими и лексическими значениями, обязательность выражения и ее разновидности, общие и частные значения грамматических единиц, основные типы грамматической многозначности и др.) и предлагается новая интерпретация многих явлений русской грамматики. Кроме того, представлен семантический анализ некоторых метаязыковых понятий (результат, статальность, реальность/ирреальность и др.), используемых при описании функционирования грамматических единиц. Основным предметом исследования являются степени сравнения, возвратность и взаимность, вид и время, пассив, результатив и перфект, а также значения, выражаемые формами лица, наклонения, числа и падежа.
Книга рассчитана на лингвистов, преподавателей и студентов филологических специальностей.
Обоснована типологическая классификация систем порядка слов с клитиками уровня предложения, описаны все типы систем порядка слов с цепочками клитик. действующими в славянских языках древнего и нового времени. Рассматривается соотношение формально-синтаксических, коммуникативных и просодических факторов линеаризации предложения. Книга поделена на две части. В первой части, озаглавленной «От объяснения к описанию», излагается вариант отстаиваемого автором формализма, который можно охарактеризовать как модифицированную грамматику составляющих с элементами грамматики зависимости. Данный аппарат используется также для описания коммуникативных составляющих – они трактуются как проекции элементов, т. е. группы, и для описания цепочек клитик, которые трактуются как группы особого рода. Во второй части, озаглавленной «От описания к объяснению», рассматриваются отдельные параметры славянских систем порядка слов с цепочками клитик. Ключевое значение для концепции книги имеет противопоставление двух групп правил, опр…
Предложенное читателю пособие представляет собой сжатое, конспективное изложение основных понятий и разделов фонетики. Оно может использоваться как для первоначального ознакомления, так и для беглого повторения основных тем данного раздела языкознания. Может быть полезным студентам учебных заведений различного уровня, а также для самообразования.
Cборник издан к круглому столу «Ареальное и генетическое в структуре славянских языков», организованному Институтом славяноведения РАН в сентябре 2007 г., и включает статьи отечественных и зарубежных ученых – славистов и типологов, посвященные различным аспектам грамматики, лексики и фонологии славянских языков sub specie компаративистики, ареальной лингвистики, контактологии и типологии. Помимо собственно славянского материала, в статьях анализируются данные балтийских, германских, романских, иранских, албанского, а также ряда неиндоевропейских языков.
Сборник предназначен для лингвистов – славистов и типологов, интересующихся структурой славянских языков в широком межъязыковом и теоретическом контексте.
В настоящем издании представлены работы сорока семи специалистов в области аспектологии из двенадцати стран. Книга подготовлена на основе докладов Международной научной конференции «Типология вида: проблемы, поиски, решения», которая была проведена на филологическом факультете МГУ 16–19 сентября 1997 г. Статьи, вошедшие в эту книгу, отражают типологические воззрения на категорию вида (аспекта) конца 90-х гг. XX столетия.
Книга рассчитана на специалистов в области типологии и общей аспектологии, преподавателей лингвистических дисциплин в вузах, аспирантов и студентов филологических факультетов, а также на всех, кто интересуется состоянием и развитием типологической аспектологии.
27. Языки Африки. Опыт построения лексикостатистической классификации. Том III. Нило-сахарские языки
Третий том многотомного исследования «Языки Африки. Опыт построения лексикостатистической классификации» посвящен критической оценке одной из наиболее амбициозных классификационных гипотез Дж. Гринберга – «нило-сахарской», в рамках которой к общему предку возводятся около 200 языков Северной и Центральной Африки (включая уже исследованную во втором томе восточносуданскую семью). Из-за неразработанности методологии анализа языкового родства на глубоких хронологических уровнях эту гипотезу вплоть до настоящего времени не удалось ни доказать, ни опровергнуть, и отношение к ней специалистов остается в целом скептическим.
Исследование возможных генетических связей между десятками языковых семей, групп и изолятов, составляющих «нило-сахарский» массив, следует методике, ранее апробированной на материале койсанских и восточносуданских языков. Основная задача исследования – детальная реконструкция устойчивых элементов базисной лексики для потенциальных ветвей «нило-сахарской» макросемьи с последующим лексикостатис…
Цель пособия – ознакомить студентов с основами и процедурами современных лингвистических исследований, развить у них навыки самостоятельной творческой работы. В пособии рассматриваются методические, методологические и коммуникативные проблемы лингвистических исследований. Пособие знакомит с требованиями к терминологии, библиографическому аппарату, сбору и описанию фактического материала.
Для студентов старших курсов институтов и факультетов иностранных языков, а также для аспирантов и слушателей ФПК.
Включены фрагменты основополагающих работ русских и белорусских лингвистов, посвященных описанию языковых свойств афоризма в терминах стилистики, теории высказывания, фразеологии, паремиологии, лингвострановедения, а также выдержки из основных литературоведческих работ, сыгравших заметную роль в развитии лингвистического изучения афоризма, конца XIX – второй половины ХХ в.
Для студентов филологических специальностей учреждений высшего образования.
В книгу вошел перевод со шведского языка первой водской грамматики “Wotisk grammatik jemte språkprof och ordförteckning”, изданной в Хельсинки в 1856 г., автор которой – действительный член Петербургской академии наук Август Альквист; а также написанная по-русски в 1922 г. «Первая грамматика водьского языка» носителя водского языка Д. Цветкова, не знавшего о существовании труда своего предшественника. Обе грамматики публикуются с комментариями. Водские тексты, записанные А. Альквистом и приложенные к его грамматическому описанию, переведены на русский язык и отглоссированы.
Издание адресовано специалистам по финно-угорским языкам, лингвистической типологии, компаративистике. Тексты, опубликованные в таком формате, могут также представлять интерес для фольклористов.
Настоящее издание продолжает серию публикаций материалов к корпусной грамматике русского языка – последовательного грамматического описания грамматики, выполняемого на материале Национального корпуса русского языка. Корпусная грамматика в течение нескольких последних лет готовится в Институте русского языка им В. В. Виноградова РАН большим коллективом участников, включающим редакторов и авторов настоящего сборника. В 2016 г. был выпущен первый выпуск «Материалов», посвященный глагольной морфологии.
В предлагаемом втором выпуске собраны восемь дескриптивных статей по синтаксическим и смежным с синтаксическими темам. Ядро сборника составляют статьи о сложноподчиненном предложении («Часть I. Полипредикативные конструкции»). В сборник также включено несколько статей, описывающих явления уровня простого предложения (они объединены в «Часть II. Морфосинтаксические категории»), которые в той или иной степени тематически перекликаются со статьями первой части.
Сборник адресован широкому кругу лингвистов: русистам…
Монография посвящена сравнительной типологии иностранных языков, изучаемых в вузовских курсах гуманитарных факультетов. Эти иностранные языки сравниваются – в определенных разделах – с некоторыми другими европейскими языками, с родным (русским) языком, а также, учитывая региональный компонент, с татарским языком. В эмпирических главах автор рассматривает грамматические категории и лексические структуры языков сравнения.
Материал исследования представляет интерес для студентов филологических факультетов и соискателей ученой степени по специальности 10.02.20 – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание.
Учебное пособие посвящено курсу сравнительной типологии лексического уровня языковой структуры и включает в себя материал разноструктурных языков, таких как английский, французский, русский, башкирский и татарский языки.
Пособие предназначено для студентов старших курсов очного, заочного и очно-заочного факультетов и институтов иностранных языков, аспирантов и соискателей ученой степени по специальности 10.02.20 – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание.
Монография посвящена проблеме языковых универсалий, преимущественно относящихся к лексической семантике, в частности универсалий семантического (в том числе фразеосемантического) поля и его единиц, универсалий полисемии, а также внутренней формы лексем и фразеологизмов.
Автор представляет собственное понимание роли и функций различных языковых средств как необходимого фактора формирования естественнонаучного (научно-геологического) знания. На примере научной метафоры, лингвистической и социогуманитарной составляющих научного нарратива демонстрируются тенденции гуманизации и гуманитаризации естественнонаучного знания, а также возможность движения научной мысли от лингвистики к экстралингвистике. Предложена трёхуровневая модель геолого-экономической когниции, состоящая из последовательно взаимодействующих интралингвистических, супралингвистических и экстралингвистических видов знания. Монография также содержит обзор современной лингвистической мысли как в области общей теории языка, так и в сфере когнитивной лингвистики.
Для профессорско-преподавательского состава, студентов и всех, интересующихся вопросами современного языкознания.
Сборник состоит из дескриптивных статей по русской грамматике, написанных на материале Национального корпуса русского языка. Предполагается, что в дальнейшем они составят основу раздела «Глагол» «Корпусной грамматики русского языка» – готовящегося коллективом синхронного грамматического описания, главная особенность которого будет заключаться в последовательном использовании обширного массива корпусных данных. Статьи подобраны так, чтобы дать читателю максимально полное представление об общих принципах Корпусной грамматики: это, в первую очередь, последовательная ориентация на эмпирический корпусный материал и анализ количественных данных, а также теоретическая нейтральность и типологический ракурс представления конкретно-языковых фактов. В сборник вошло восемь статей, образующих три тематических блока: «Модальность и наклонение»; «Морфосинтаксис»; «Система причастий». Сборник открывается кратким предисловием, которое знакомит читателя не только со статьями, непосредственно вошедшими в сборник, но и с про…
Настоящая монография посвящена междисциплинарному исследованию в сопоставительно-типологическом ракурсе системно-структурной организации грамматического строя современных арабских книжно-письменного литературного языка и региональных устных народно-разговорных койне (диалектов) Машрика и Магриба, функционирующих в арабоязычном ареале по принципу дополнительной дистрибуции в условиях языковой ситуации типа «диглоссия».
Работа предназначена для филологов-специалистов в области лингвистической типологии, арабистов-языковедов, а также для аспирантов и студентов лингвистических университетов, интересующихся проблемами типологии языков мира.
Монография посвящена проблеме двуязычия и интерференции. Раскрываются истоки изучения билингвизма как явления. Основное внимание уделяется критериям выделения того или иного типа билингвизма на основе линейной, оппозиционной и комбинаторной методики. Данные проблемы тесно увязаны с видением автора сущности двуязычия и интерференции в лингвистическом и социолингвистическом аспекте.
Данный учебник разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВО. Учебник включает основные сведения о лексикологии как разделе языкознания, семантике, этимологическом составе современного английского языка, словообразовании и фразеологии, полисемии, синонимии и антонимии, стилистической дифференциации словарного состава английского языка. Учебник предлагается для преподавания основ лексикологии современного английского языка студентам очной формы обучения при подготовке по направлению 45.03.02 «Лингвистика», программе дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», а также для всех, кто интересуется теорией языка.
Монография посвящена глагольным системам звуков животных и свойственным им метафорическим сдвигам в зону человека, природных объектов и артефактов . Исследование проведено на материале более чем 20 языков разной структуры – в основном они описаны в отдельных главах; подробно примеры отражены в специально созданной базе данных. Вводная и заключительная главы книги суммируют полученные выводы, значимые не только для семантики конкретных глаголов, но и для теории и типологии метафоры в целом.
Книга адресована специалистам по семантике, типологии и всем, кто интересуется лингвистикой.
Сборник содержит статьи по широкому кругу проблем теоретической и прикладной лингвистики, по использованию математических и компьютерных методов в языкознании.
Предназначен для специалистов по теории языка, прикладной и компьютерной лингвистике.
В книге рассматриваются общие вопросы лингвистической типологии с кратким экскурсом в историю ее становления и развития, классификации ее разделов, определяется место сравнительной типологии среди других разделов лингвистической типологии, устанавливаются специальные типологические категории и их основные параметры, определяется соотношение типологии и теории перевода, типологии и лексикографии, типологии и методики (лингводидактики), предлагается бинарное сопоставление и сравнение систем немецкого и русского языков.
Для студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей языков и всех интересующихся вопросами сравнительного, сопоставительного и типологического языкознания.
В книге рассматриваются вопросы фонетики, синтаксиса и грамматической семантики финно-угорских языков – лугового марийского, коми-зырянского, удмуртского и эрзя-мордовского языков. Исследования основываются на материалах полевой работы в экспедициях МГУ им. М.В.Ломоносова в 2000–2010 гг. Вместе с исследованиями по грамматике публикуются образцы текстов, записанные в экспедициях.
Книга представляет интерес как для финно-угроведов, так и лингвистов-типологов, специалистов по общему языкознанию, синтаксической теории, теории грамматики и типологии родственных языков.
В книге рассматриваются общие вопросы лингвистической типологии с кратким экскурсом в историю ее становления и развития, классификации ее разделов, определяется место сравнительной типологии среди других разделов лингвистической типологии, устанавливаются специальные типологические категории и их основные параметры, определяется соотношение типологии и теории перевода, типологии и лексикографии, типологии и методики (лингводидактики), предлагается бинарное сопоставление и сравнение систем немецкого и русского языков.
Для студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей языков и всех интересующихся вопросами сравнительного, сопоставительного и типологического языкознания.
В пособии в краткой справочной форме изложены важнейшие проблемы языкознания в пределах программ учебных курсов «Введение в языкознание», «Теория языка», «Русский язык», изучаемых студентами филологических специальностей. В простой и доступной форме, чему способствует тематическое расположение материала, излагается лингвистический минимум проблем теории языковых контактов и заимствования в русском языке. Этот материал раскрывает часть важнейших проблем этнолингвистики и социолингвистики. Пособие содержит сведения, отражающие современное состояние языкознания, позволяющие овладеть терминологией и основами теоретических знаний по лингвистике.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
В книге излагаются основные теоретические проблемы, касающиеся грамматического строя английского языка, и дается сопоставление грамматических систем английского и русского языков.
Для студентов высших учебных заведений, учащихся старших классов школ, а также для всех изучающих английский язык.
Учебное пособие посвящено курсу сравнительной типологии лексического уровня языковой структуры и включает в себя материал разноструктурных языков, таких как английский, французский, русский и татарский языки.
Пособие предназначено для студентов старших курсов факультетов и институтов иностранных языков, аспирантов и соискателей ученой степени по специальности 10.02.20 – сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание.
Учебное пособие посвящено проблемам лингвистической типологии и языковых универсалий. Здесь рассматриваются такие вопросы, как сравнительный (типологический метод), метаязык, язык-эталон, языковой тип, мотивация языковых универсалий, которые не получили достаточного освещения в научной литературе.
Предназначается для студентов, аспирантов и специалистов-филологов лингвистического профиля.
Теоретической основой данного пособия послужили труды отечественных и зарубежных филологов XX века: Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, Я. Мукаржовского, А.М. Пешковского, Л.С. Выготского, Ш. Балли, Р. Барта, М. Риффатера, Л. Долежела, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева и других. Учебное пособие снабжено хрестоматийным материалом и практическими заданиями.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
2-е издание, переработанное
Монография посвящена исследованию системы ценностей, присущих лингвокультурному (этническому) сообществу и объективирующихся в его фразеологии. В сопоставительном аспекте исследуется парадигма ценностей, свойственных русскому и французскому этносам. Фразеологические единицы, отражающие конкретные реалии культурно-исторического опыта данных этнических сообществ, анализируются с точки зрения их семантики, лексико-грамматического состава, внутреннего образа. Рассматриваются также «ложные друзья» переводчика, т.е. такие фразеологизмы, которые при идентичности лексико-грамматического состава имеют различные значения. Исследование фразеологии позволило установить ценностную парадигму обоих этносов, определить их когнитивные различия, т.е. различия в восприятии ими конкретных сущностей универсума. Выявляются общие и национально-культурные ценности, что важно учитывать в процессе межкультурной коммуникации.
Адресована преподавателям русского и французского языков, научным работникам, аспирантам, соискателям, маги…
















































