Методики преподавания литературы - ТОП 50 лучших книг
Пособие включает теоретическую и практическую части. Разъяснение сущности принципа контекстного изучения литературных произведений и уяснение специфики изучения драматических произведений в основной и старшей школе призваны помочь учителю осмыслить природу контекстного подхода к изучению литературы вообще и драматических произведений в частности. Для особого рода «иллюстрации» возможностей контекстного изучения драматических произведений используются фрагменты систем уроков, посвящённых изучению конкретных драматических произведений. Вторая часть представляет собой цикл статей, каждая из которых раскрывает определённую проблему, связанную с контекстным изучением произведений из школьного курса.
Пособие предназначено учителям общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, а также студентам-филологам. Теоретическая глава исследования знакомит с основами жанрового анализа, идейно-художественным своеобразием вершинных в русской и зарубежной литературе святочных рассказов, включенных в современные школьные программы.
Предложенные методические рекомендации по изучению произведений святочной прозы в школе помогут совершенствовать не только учебную работу по литературе, но и откроют широкие возможности творческому учителю для создания системы внеклассного чтения календарной словесности, проведения семейных праздников, разработки элективных и факультативных курсов.
Монография посвящена анализу исторической модели преемственности среднего и высшего литературного образования. Исследование более чем двухсотлетнего опыта преподавания литературы начинается с первых греко-латинских школ, созданных в Москве в конце XVII века, и заканчивается методическими достижениями русской словесности 1917 года. Поиск исторических закономерностей развития преемственности преподавания литературы рассматривается как основа для осмысления перспектив современного литературного образования.
Для студентов филологических факультетов, методистов, учителей литературы и широкой читательской аудитории, интересующейся историей гуманитарного образования.
Сборник содержит статьи участников всероссийской научной видеоконференции, организованной кафедрой методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета 20 апреля 2017 г.
Издание адресовано магистрантам, бакалаврам, всем интересующимся вопросами теории и практики современного литературного образования.
В учебно-методическом пособии представлена система работы школьников, обучающихся в 8–11 классах, с концептами. В книге охарактеризовано более 20 обобщающих занятий, содержание которых определяет анализ и интерпретация произведений русской и зарубежной литературы XIX–XX веков. Работа с концептами не только будет способствовать расширению гуманитарного кругозора учеников и их интеллектуальному и эстетическому развитию, но и поможет школьникам лучше подготовиться к экзаменационному сочинению в выпускном классе и к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе. Материал, вошедший в пособие, может быть использован учителем и при организации проектной деятельности школьников.
Издание адресовано школьным учителям литературы, преподавателям методики литературы в вузах и в системе повышения квалификации учителей, аспирантам, студентам-филологам.
В пособии представлены подробные разработки по урокам литературы 5 класса. Задания и вопросы направлены на знание жанров литературы, изучаемых произведений и биографий авторов, представлены воспоминания современников, оценки литературных критиков, предложены темы для обсуждения, даны оригинальные творческие задания.
Издание адресовано учителям-словесникам и студентам педагогических вузов.
В пособии содержатся подробно разработанные материалы по темам уроков литературы в 9 классе, направленные на совершенствование знания жанров литературы, изучаемых художественных произведений и биографий авторов. Представлены воспоминания современников и оценки литературных критиков, предложены темы для обсуждения и оригинальные творческие задания.
Пособие адресовано учителям-словесникам и студентам педагогических вузов.
В пособии содержатся подробно разработанные материалы по темам уроков литературы в 8 классе, направленные на совершенствование знания жанров литературы, изучаемых художественных произведений и биографий авторов. Представлены воспоминания современников и оценки литературных критиков, предложены темы для обсуждения и оригинальные творческие задания.
Пособие адресовано учителям-словесникам и студентам педагогических вузов.
Автор, известный киевский учитель-словесник, делится с коллегами своим опытом преподавания литературы в школе. Помимо разработок интерактивных уроков, в книгу вошли научно-методические статьи, дидактические материалы и сценарии литературных вечеров, написанные для школьного театра поэзии, которым автор руководил на протяжении почти двадцати лет. Книга адресована не только учителям, методистам, преподавателям и студентам педагогических университетов, но и всем любителям русской и мировой литературы.
Предлагаемое учебное пособие включает в себя такие актуальные проблемы методики преподавания литературы, как учет уровня литературного развития читателя-школьника, углубленная работа над текстом и интерпретация литературного произведения с учетом родо-жанровых особенностей текста, значение теории и истории литературы в плане формирования квалифицированного читателя-школьника, использование достижений литературного образования в России, методы и технологии проведения уроков литературы, специфика этапов литературного образования, учет интересов учащихся в изучении литературы как искусства слова.
В монографии изложены результаты проектирования и апробации инновационного педагогического процесса по обучению младших школьников восприятию литературно-художественного произведения на основе лингвориторического подхода.
Адресуется специалистам-филологам, студентам, аспирантам, преподавателям гуманитарных дисциплин.
Цель учебного пособия – раскрыть основные закономерности в развитии русской литературы XI—XVII вв. на основе эволюции ее ключевых жанров; выделив произведения, значимые в плане идейного содержания и художественной ценности, формирующие представление о бытовании того или иного жанра в конкретную историко-литературную эпоху, представить их литературоведческий анализ. Пособие включает теоретическую часть и приложения, где даются список текстов для обязательного прочтения, краткий словарь терминов и понятий, краткие биографии древнерусских авторов, вопросы для проверки содержания прочитанных текстов, список основной и дополнительной литературы.
Для студентов филологических факультетов вузов и преподавателей русской литературы.
Пособие предназначено учителям общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, а также студентам-филологам. Теоретическая глава исследования знакомит с основами жанрового анализа, идейно-художественным своеобразием вершинных в русской и зарубежной литературе святочных рассказов, включенных в современные школьные программы.
Предложенные методические рекомендации по изучению произведений святочной прозы в школе помогут совершенствовать не только учебную работу по литературе, но и откроют широкие возможности творческому учителю для создания системы внеклассного чтения календарной словесности, проведения семейных праздников, разработки элективных и факультативных курсов.
Книга подготовлена специально для школьников, которые хотят быстро подготовиться к уроку, сочинению или экзамену по литературе.
Помимо полного текста романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в издании представлены ценные дополнительные материалы:
– подробный план произведения на полях, с помощью которого можно быстро найти нужный фрагмент, описание героев, легко проследить фабулу произведения;
– развернутые комментарии с объяснениями непонятных фактов, устаревших слов;
– история создания произведения;
– указатель имен и событий в конце книги для быстрого поиска страниц, на которых появляются герои, происходит то или иное событие, важное для понимания авторского замысла.
В пособии реализованы принципы изучения произведения в школе. Учебно-справочные материалы делают книгу максимально удобной для анализа текста в классе и дома, подготовки к написанию сочинений, ОГЭ и ЕГЭ. Пособие также будет полезно учителям при планировании и проведении уроков литературы.
Молодой дворянин Евгений Онегин становится наследником имения и поселяется в деревне. Здесь он знакомится с поэтом-романтиком Ленским и помещиком Лариным, отцом двух миловидных дочерей. Размеренная деревенская жизнь перестает тяготить Онегина, и он с головой окунается в водоворот светских забав и интриг…
©&℗ ИП Воробьев В.А.
©&℗ ИД СОЮЗ
Молодой дворянин Евгений Онегин становится наследником имения и поселяется в деревне. Здесь он знакомится с поэтом-романтиком Ленским и помещиком Лариным, отцом двух миловидных дочерей. Размеренная деревенская жизнь перестает тяготить Онегина, и он с головой окунается в водоворот светских забав и интриг…
©&℗ ИП Воробьев В.А.
©&℗ ИД СОЮЗ
Новая книга выдающегося российского филолога и историка литературы Мариэтты Чудаковой адресована тем, «кто готов хотя бы попробовать резко изменить характер преподавания литературы и русского языка в сегодняшних российских школах». Чудакова озабочена далеко не только судьбой учебного предмета под названием «литература» – ее мысль гораздо шире: стремиться к тому, чтоб окончившие школу умели мыслить, не шли на поводу у демагогов, не приучались ненавидеть других людей; не торопились в моральных оценках, критически относились как к всеобщему одобрению, так и к всеобщему осуждению.
«При чем тут мы?» – воскликнут учителя литературы. Очень даже при чем. Потому хотя бы, что, похоже, – БОЛЬШЕ НЕКОМУ».
Задачник включает разнообразные упражнения для организации работы с художественным произведением на уроке литературного чтения по учебнику «Родная речь» В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой и др.
Адресовано младшим школьникам, учителям начальных классов, родителям, студентам педагогических вузов.
Задачник включает разнообразные упражнения для организации работы с художественным произведением на уроке литературного чтения по учебнику «Родная речь» В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой и др.
Адресовано младшим школьникам, учителям начальных классов, родителям, студентам педагогических вузов.
В монографии рассматривается проблема формирования межкультурной компетенции в процессе литературного образования при изучении художественного произведения. В исследовании автор освещает эволюцию понятия «межкультурная компетенция», представляет своё видение и понимание понятий «этнофилологическая компетенция», «межкультурное сознание»; раскрывает содержание межкультурной компетенции, ориентированной на художественную литературу, и предлагает концепцию педагогической модели формирования межкультурной компетенции на основе изучения художественных текстов всемирной литературы. В книге представлены разработанные критерии и уровни сформированности межкультурной компетенции у студентов-филологов, продемонстрирован опыт практической реализации процесса формирования межкультурной компетенции при обучении/изучении всемирной литературы. Предложенная методика может быть успешно использована и в процессе преподавания родной литературы.
Для преподавателей высших и доуниверситетских учебных заведений, аспирантов/докто…
В пособии впервые в отечественной методике преподавания литературы представлено теоретическое обоснование целесообразности контекстного изучения рассказов в средних и старших классах. На его основе созданы методические разработки контекстного изучения рассказов, предусмотренных школьной программой интегрированного курса «Литература» и программами по зарубежной литературе.
Методические разработки дают представление о практических возможностях контекстного подхода к изучению художественных произведений в общеобразовательной школе, поскольку они всесторонне отражают жанрово-родовую специфику изучаемых рассказов.
Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей общеобразовательных школ.
Пособие включает теоретическую и практическую части. Разъяснение сущности принципа контекстного изучения литературных произведений и уяснение специфики изучения драматических произведений в основной и старшей школе призваны помочь учителю осмыслить природу контекстного подхода к изучению литературы вообще и драматических произведений в частности. Для особого рода «иллюстрации» возможностей контекстного изучения драматических произведений используются фрагменты систем уроков, посвящённых изучению конкретных драматических произведений. Вторая часть представляет собой цикл статей, каждая из которых раскрывает определённую проблему, связанную с контекстным изучением произведений из школьного курса.
Сборник содержит статьи участников V всероссийской научной видеоконференции с международным участием, организованной кафедрой методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета (18 апреля 2019 г.).
Издание адресовано магистрантам, бакалаврам, всем интересующимся вопросами теории и практики современного литературного образования.
В пособии содержатся подробно разработанные материалы по темам уроков литературы в 6 классе, направленные на совершенствование знания жанров литературы, изучаемых художественных произведений и биографий авторов. Представлены воспоминания современников и оценки литературных критиков, предложены темы для обсуждения и оригинальные творческие задания.
Пособие адресовано учителям-словесникам и студентам педагогических вузов.
В пособии содержатся подробно разработанные материалы по темам уроков литературы в 7 классе, направленные на совершенствование знания жанров литературы, изучаемых художественных произведений и биографий авторов. Представлены воспоминания современников и оценки литературных критиков, предложены темы для обсуждения и оригинальные творческие задания.
Пособие адресовано учителям-словесникам и студентам педагогических вузов.
Книга предназначена специально для школьников, которые хотят быстро подготовиться к уроку, сочинению или экзамену по литературе.
Помимо полного текста повести Л. Н. Толстого «Детство», в издании представлены ценные дополнительные материалы:
– подробный план произведения на полях, с помощью которого можно быстро найти нужный фрагмент, описание героев, легко проследить фабулу повести;
– развернутые комментарии с объяснениями непонятных фактов, устаревших слов;
– история создания произведения;
– указатель имен и событий в конце книги для быстрого поиска страниц, на которых появляются герои, происходит то или иное событие, важное для понимания авторского замысла.
В пособии реализованы принципы изучения произведения в школе. Учебно-справочные материалы делают книгу максимально удобной для анализа текста в классе и дома, подготовки к написанию сочинений, ОГЭ и ЕГЭ. Пособие также будет полезно учителям при планировании и проведении уроков литературы.
Монография посвящена актуальной проблеме современной науки. В ней проведен методологический анализ понятий «научная школа» и «научное направление»; выявлены специфические черты и признаки научно-методической школы, методической системы; причины возникновения и развития, смены научных школ и направлений в российской методике преподавания литературы XVIII – начала XXI века на основе историко-библиографического подхода; степень их влияния на развитие современной методической науки и преподавание литературы как учебной дисциплины в новых социокультурных условиях.
Книга адресована исследователям как в области методики преподавания литературы, так и других предметных методик, а также преподавателям вузов, студентам-филологам, учителям-словесникам.
Книга предназначена специально для школьников, которые хотят быстро подготовиться к уроку, сочинению или экзамену по литературе.
Помимо полных текстов повести «Детство» и пьесы «На дне» М. Горького в издании представлены ценные дополнительные материалы:
– подробный план произведения на полях, с помощью которого можно быстро найти нужный фрагмент, описание героев, легко проследить фабулу произведения;
– развернутые комментарии с объяснениями непонятных фактов, устаревших слов;
– история создания произведения;
– указатель имен и событий в конце книги для быстрого поиска страниц, на которых появляются герои, происходит то или иное событие, важное для понимания авторского замысла.
В пособии реализованы принципы изучения художественного произведения в школе. Учебно-справочные материалы делают книгу максимально удобной для анализа текста в классе и дома, подготовки к написанию сочинений, ОГЭ и ЕГЭ. Пособие также будет полезно учителям при планировании и проведении уроков литературы.
В монографии изложены результаты проектирования и апробации инновационного педагогического процесса по обучению младших школьников восприятию литературно-художественного произведения на основе лингвориторического подхода.
Адресуется специалистам-филологам, студентам, аспирантам, преподавателям гуманитарных дисциплин.
Книга подготовлена специально для школьников, которые хотят быстро подготовиться к уроку, сочинению или экзамену по литературе.
Помимо полных текстов рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника» и «Муму», в издании представлены ценные дополнительные материалы:
– подробный план произведения на полях, с помощью которого можно быстро найти нужный фрагмент, описание героев, легко проследить фабулу рассказов;
– развернутые комментарии с объяснениями непонятных фактов, устаревших слов;
– история создания произведения;
– указатель имен и событий в конце книги для быстрого поиска страниц, на которых появляются герои, происходит то или иное событие, важное для понимания авторского замысла.
В пособии реализованы принципы изучения произведения в школе. Учебно-справочные материалы делают книгу максимально удобной для анализа текста в классе и дома, подготовки к написанию сочинений, ОГЭ и ЕГЭ. Пособие также будет полезно учителям при планировании и проведении уроков литературы.
Книга подготовлена специально для школьников, которые хотят быстро подготовиться к уроку, сочинению или экзамену по литературе.
Помимо полных текстов рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника» и «Муму», в издании представлены ценные дополнительные материалы:
– подробный план произведения на полях, с помощью которого можно быстро найти нужный фрагмент, описание героев, легко проследить фабулу рассказов;
– развернутые комментарии с объяснениями непонятных фактов, устаревших слов;
– история создания произведения;
– указатель имен и событий в конце книги для быстрого поиска страниц, на которых появляются герои, происходит то или иное событие, важное для понимания авторского замысла.
В пособии реализованы принципы изучения произведения в школе. Учебно-справочные материалы делают книгу максимально удобной для анализа текста в классе и дома, подготовки к написанию сочинений, ОГЭ и ЕГЭ. Пособие также будет полезно учителям при планировании и проведении уроков литературы.
Цель учебного пособия – раскрыть основные закономерности в развитии русской литературы XI—XVII вв. на основе эволюции ее ключевых жанров; выделив произведения, значимые в плане идейного содержания и художественной ценности, формирующие представление о бытовании того или иного жанра в конкретную историко-литературную эпоху, представить их литературоведческий анализ. Пособие включает теоретическую часть и приложения, где даются список текстов для обязательного прочтения, краткий словарь терминов и понятий, краткие биографии древнерусских авторов, вопросы для проверки содержания прочитанных текстов, список основной и дополнительной литературы.
Для студентов филологических факультетов вузов и преподавателей русской литературы.
Новая книга выдающегося российского филолога и историка литературы Мариэтты Чудаковой адресована тем, «кто готов хотя бы попробовать резко изменить характер преподавания литературы и русского языка в сегодняшних российских школах». Чудакова озабочена далеко не только судьбой учебного предмета под названием «литература» – ее мысль гораздо шире: стремиться к тому, чтоб окончившие школу умели мыслить, не шли на поводу у демагогов, не приучались ненавидеть других людей; не торопились в моральных оценках, критически относились как к всеобщему одобрению, так и к всеобщему осуждению.
«При чем тут мы?» – воскликнут учителя литературы. Очень даже при чем. Потому хотя бы, что, похоже, – БОЛЬШЕ НЕКОМУ».
В учебно-методическом пособии представлена система изучения литературного произведения в современной школе. При этом прежде всего характеризуются такие базовые понятия, как значение и смысл, художественная доминанта, анализ и интерпретация. Далее в центре внимания оказываются учебные методы, к которым автор пособия относит воспроизведение литературного произведения, создание художественного (публицистического) текста на основе литературного произведения, истолкование литературного произведения, актуализацию контекстуальных связей литературного произведения, истолкование интерпретации литературного произведения. В пособии представлена и система приёмов, при помощи которых может реализовываться каждый из методов. Причём особенности тех или иных приёмов показываются на примерах изучения произведений русской и зарубежной литературы.
Издание адресовано школьным учителям литературы, преподавателям методики литературы в вузах и в системе повышения квалификации учителей, аспирантам, студентам-филологам.
В пособии впервые в отечественной методике преподавания литературы представлено теоретическое обоснование целесообразности контекстного изучения рассказов в средних и старших классах. На его основе созданы методические разработки контекстного изучения рассказов, предусмотренных школьной программой интегрированного курса «Литература» и программами по зарубежной литературе.
Методические разработки дают представление о практических возможностях контекстного подхода к изучению художественных произведений в общеобразовательной школе, поскольку они всесторонне отражают жанрово-родовую специфику изучаемых рассказов.
Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей общеобразовательных школ.
Сборник содержит статьи участников IV всероссийской научной видеоконференции, организованной кафедрой методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета 19 апреля 2018 г.
Издание адресовано магистрантам, бакалаврам, всем интересующимся вопросами теории и практики современного литературного образования.
Сборник содержит статьи участников VI международной научной видеоконференции, организованной кафедрой методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета (12 ноября 2020 г.). Издание адресовано магистрантам, бакалаврам, всем интересующимся вопросами теории и практики современного литературного образования.
В монографии дается методологическое обоснование идеи когнитивного обучения русскому языку учащихся 5-11 классов. Основной целью когнитивного обучения является совершенствование лингвистической и коммуникативной подготовки обучающихся, осознанное владение ими языком и речью. Художественный текст будет рассматриваться как средство развития когнитивных способностей школьников и их духовного воспитания.
Теоретические сведения и практические задания рекомендуется использовать педагогам-словесникам на уроках русского языка и литературы в средних и старших классах общеобразовательной школы, на занятиях в педагогическом колледже или вузе: они могут стать частью подготовки аспирантов, магистрантов и студентов-филологов к профессиональной деятельности.