Морфология (лингвистика) - ТОП 50 лучших книг
«Курс общей морфологии» представляет собой компендиум современный знаний в области морфологии естественный языков. Объектом его является слово – во всех его смысловых, формальных и комбинаторных аспектах. Для описания свойств и поведения слов в языках Земли разработана дедуктивная система строгих понятий, охватывающих все области морфологии. Основанный как на собственных результатах 30-летних исследований автора, так и на доступных публикациях, «Курс» оказывается совершенно уникальным изданием: в лингвистической литературе не существует труда по морфологии такого охвата.
Третий том «Курса общей морфологии» посвящен двум аспектам морфологического описания:
– формальные морфологические средства (средства-сущности, сегментные и супрасегментные, и средства-операции – модификация-1, редупликация-], чередование и конверсия-1);
– морфологические синтактики и их признаки; особое внимание обращено на сравнительный анализ рода 1.1 и (именного) класса1.
Книга предназначена для лингвистов всех специальностей и може…
Пособие посвящено одной из сложнейших частей речи – глаголу, который характеризуется с семантической, грамматической, словообразовательной сторон. Состоит из пяти разделов, включающих краткие теоретические пояснения по теме и многочисленные упражнения, различающиеся объемом, степенью трудности, характером конкретных задач.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, учителей-словесников.
В пособии предлагается система теоретических положений и практических заданий, которая позволяет выявить основные свойства, отношения и функции лексических и фразеологических предлогов современного русского языка, углубить знания по этому разделу программы, развить лингвистическое и, шире, диалектическое мышление, научиться самостоятельно анализировать языковой материал.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, учителей-словесников.
Акцентология, морфология и синтаксис рассматриваются в монографии не по отдельности, а комплексно. Автор обращается ко многим грамматическим подсистемам: показателям глагольного залога, наклонений и времен, личным окончанием, структуре глагольной основы, корневым именам, инфинитивам. В них обнаруживаются общие черты, причиной которых является передвижение ударения и обусловленное им чередование гласных (аблуат). Согласно излагаемой гипотезе, вся эта общность является наследием особой аблаутно-акцентной парадигмы, ведущей свой исток из особенностей праиндоевропейского синтаксиса. Понятие аблаутно-акцентной парадигмы вводится индуктивно, после исследования значительного фрагмента грамматики, затем ее черты исследуются и в других фрагментах.
Для специалистов по сравнительно-историческому и теоретическому языкознанию, морфологии, синтаксису.
Предложенное читателю пособие представляет собой сжатое, конспективное изложение основных закономерностей развития человеческого языка, теорий происхождения языка, истории письма. Приводятся генеалогическая и морфологическая классификации языков. Данное пособие может использоваться как для первоначального ознакомления, так и для беглого повторения основных тем указанных разделов языкознания. Может быть полезным студентам учебных заведений различного уровня, а также для самообразования.
Психо- и нейролингвистика, в рамках которых проводятся экспериментальные исследования языка, находятся на стыке нескольких наук: лингвистики, психологии, нейробиологии. Данное издание продолжает западноевропейскую и американскую лингвистические традиции, в которых особое внимание уделяется экспериментам, направленным на изучение грамматики: морфологии и особенно синтаксиса. Цель настоящего пособия – осветить несколько ключевых тем в данной области.
Книга будет полезна студентам филологических, психологических и медицинских факультетов высших учебных заведений, а также специалистам, связанным с исследованиями работы мозга и структуры естественных языков.
Работа посвящена типологическому обоснованию выдвинутой автором топологической гипотезы генезиса индоевропейских парадигматических систем свободного ударения. Рассматривается ряд наиболее характерных парадигматических акцентных систем: индоевропейские, западнокавказские, центральносахарские, банту, аустронезийские. Устанавливается их типологическое тождество определенным типам фиксированного акцента. Специально изучены случаи перехода систем фиксированного акцента в парадигматические системы свободного ударения. В первом томе представлена реконструкция праславянской акцентной системы и описаны ее типологические параметры. В качестве типологической параллели разбирается абхазская акцентная система и ее генезис в кругу других абхазо-адыгских систем.
Книга представляет интерес для специалистов по истории и типологии языка.
Учебное пособие содержит обзорный материал по основным разделам теоретической грамматики английского языка. Рассматриваются проблемы морфологии и синтаксиса. Представлены подходы различных школ и направлений научной грамматики, а также обширная библиография.
Для студентов специальности «Филология», специализации «Английский язык».
Монография является первым обобщающим типологическим исследованием префиксальной перфективации – феномена, до сих пор получившего подробное освещение лишь в славянских языках. В книге на синхронном уровне рассматривается материал славянских и балтийских языков, идиша, немецкого, венгерского, осетинского, а также картвельских языков – грузинского, сванского, мегрельского и лазского. Подробно изучаются морфологические свойства глагольных префиксов (превербов). их значения, особенности семантики и функционирования превербных глаголов, устройство аспектуальных систем. Полученные эмпирические данные подвергаются количественному анализу, позволяющему выделить две области кластеризации систем префиксального перфектива – славянскую и кавказскую, – различающиеся набором характеризующих их признаков. Отдельно исследуются диахрония систем превербов и перфективации в рассматриваемых языковых семьях, возможные типологические параллели в других ареалах и типы наблюдаемых в этой области контактных явлений, для чего прив…
Концептуализация простыми словами - необходимость познания признаков предмета, обозначить словом определяемую вещь. Какую вещь в первую очередь, открыв глаза, необходимо определить? Поверхность, обстановку. Поскольку данные слова сложносоставные, обратимся к башкирскому языку, где концептуализация просматривается превосходно. Өҫ - поверхность, видимая часть, снаружи. Ос - верх, навершие, наконечник, край, острие, видимая часть. Оҫ - осознанность, разум. Теперь смотрите, как образуются слова в башкирском языке достаточно непринуждённо, естественно. Глагол оса "летит" находится на поверхности или даже над поверхностью, в поле зрения, мы это видим. Иная лабиализация даёт форму үҫә "растёт, рост" и мы также это видим - находится над поверхностью, үҫемлек, үҫтереү. С перегласовкой обнаружим вариант ас "открыть, открывать, открой". Ас может относиться и к ране - открытая рана, асыҡ. Поэтому мы получили асы "горечь, жжение". Приведенная детализация очень ёмко характеризует башкирский язык.
Всем знакомо выражение: «свалить с больной головы на здоровую». Есть толкование, что фраза обозначает переложить чью-то вину, проблему или ответственность на кого-то другого. В новой книге автор описывает очередной «хирургический» эксперимент: «переложить из здоровой головы в больную». Эта история о том, как маленький непарный вырост дна ротовой полости человека (lingua), благодаря аномальным обстоятельствам, стал главной угрозой для жизни на планете Земля. Язык — акустическая виброинсинуация.
Содержит нецензурную брань.
Книгу «Большая игра слов» следует рассматривать как наиболее правильный и последовательный этимологический словарь русского языка, а Том I этого словаря как некое логическое вступление, которое содержит основной набор «ключевых инструментов», с помощью которых происходят переходы из терминов еврейского и арамейского языков в термины индоевропейские.
В книге впервые доказывается уникальная способность звуков, обозначаемых буквами арамейско-еврейского алфавита, пространственно смещаться, благодаря чему синонимы других языков оказываются фонетически абсолютно непохожими на свои прямые источники.
Такие смещения, названные нами линейными и пространственными расширениями, подтверждаются огромным количеством примеров и являются отражением глубинных процессов, происходящих в живой и неживой природе.
Книга предназначена для широкого круга исследователей независимо от того, какой язык является для них родным.
Предложенное читателю пособие представляет собой сжатое, конспективное изложение основных понятий и разделов грамматики. Оно может использоваться как для первоначального ознакомления, так и для беглого повторения основных тем данного раздела языкознания. Может быть полезным студентам учебных заведений различного уровня, а также для самообразования.
Данное учебное пособие содержит сведения об истории Англии, германских племенах и их языках, о происхождении и развитии английского языка, становлении фонетики, морфологии, словарного состава английского языка в староанглийский период. В конце приводится список ключевых терминов и вопросы к семинарским занятиям по данному разделу.
Пособие охватывает часть программы курса «История первого иностранного языка и введение в спецфилологию», а именно, староанглийский период, и предназначено для студентов специальности «Перевод и переводоведение» и направления «Лингвистика».
В сборнике материалов XI научно-практической конференции «Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения / Modern Foreign Language Education: Innovation, Challenges and Solutions» представлены статьи на английском и русском языках. В сборнике статей описываются происходящие в современном языковом образовании инновационные процессы, рассматриваются актуальные вызовы, исследуются возможные решения возникающих проблем.
Часть статей сборника освещают фундаментальные вопросы языкового образования и английской филологии, а также лингводидактики, диахронической и синхронической лингвистики и межкультурной коммуникации. Другая, преобладающая часть статей сборника посвящена прикладным аспектам разработки и внедрения современных направлений и подходов в развитии технологий и методик языкового образования. Сборник предназначен преподавателям иностранного языка, лингвистам, специалистам по английской филологии, межкультурной коммуникации, лингводидактике, теории и методике преподавания иностранных язы…
Цель данного пособия – осветить основные особенности морфологического строя русского языка, показать его типологические характеристики, продемонстрировать функционирование основных морфологических категорий.
Пособие может помочь студентам через освоение специфики каждой части речи систематизировать теоретические знания в области морфологии и закрепить их в ходе выполнения практических заданий.
Предложенное читателю пособие представляет собой сжатое, конспективное изложение основных понятий и разделов грамматики. Оно может использоваться как для первоначального ознакомления, так и для беглого повторения основных тем данного раздела языкознания. Может быть полезным студентам учебных заведений различного уровня, а также для самообразования.
Полный грамматический справочник содержит информацию по всем правилам фонетики, орфографии, морфологии и синтаксиса испанского языка. Все правила проиллюстрированы примерами с переводом на русский язык. Доступность, наглядность, четкость изложения позволят в кратчайшие сроки освоить (или повторить) любую грамматическую тему.
Идеальный по содержанию и объему справочник современного испанского языка как для начинающих, так и для тех, кто хочет освежить и систематизировать свои грамматические навыки.
В пособии предлагаются разнообразные задания, самостоятельно выполняя которые, учащиеся выявляют семантические и грамматические свойства и особенности местоимений как класса слов, их роль в языке и использование в разных жанрах литературной книжной и устной и разговорной речи. Может быть использовано на практических, лабораторных, аудиторных и внеаудиторных занятиях по русскому языку, а также при написании курсовых, семинарских и дипломных работ.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, учителей-словесников.
Предложенное читателю пособие представляет собой сжатое, конспективное изложение основных закономерностей развития человеческого языка, теорий происхождения языка, истории письма. Приводятся генеалогическая и морфологическая классификации языков. Данное пособие может использоваться как для первоначального ознакомления, так и для беглого повторения основных тем указанных разделов языкознания. Может быть полезным студентам учебных заведений различного уровня, а также для самообразования.
В пособии предлагается система теоретических положений и практических заданий, которая позволяет выявить основные свойства, отношения и функции лексических и фразеологических предлогов современного русского языка, углубить знания по этому разделу программы, развить лингвистическое и, шире, диалектическое мышление, научиться самостоятельно анализировать языковой материал.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, учителей-словесников.
«Курс общей морфологии» представляет собой компендиум современный знаний в области морфологии естественный языков. Объектом его является слово – во всех его смысловых, формальных и комбинаторных аспектах. Для описания свойств и поведения слов в языках Земли разработана дедуктивная система строгих понятий, охватывающих все области морфологии. Основанный как на собственных результатах 30-летних исследований автора, так и на доступных публикациях, «Курс» оказывается совершенно уникальным изданием: в лингвистической литературе не существует труда по морфологии такого охвата.
Второй том «Курса общей морфологии» посвящен исчислению, типологии и детальному описанию морфологических значений в языках мира.
Книга предназначена для лингвистов всех специальностей и может быть использована в качестве учебного пособия для студентов филологических вузов.
Книга представляет собой очередной выпуск из серии «Кетских сборников» (1968, 1969, 1982). В настоящем сборнике представлены чисто лингвистические работы, касающиеся проблем кетской глагольной морфологии, а также генетических связей кетского языка (и других языков енисейской семьи) с северокавказскими и синотибетскими языками. В книге учтены новейшие достижения в области изучения енисейских языков.
Содержит правила по немецкой морфологии и словообразованию, а также упражнения на их тренировку и применение в речи при решении коммуникативных задач. В конце учебника даны ключи к отдельным упражнениям.
Для студентов учреждений высшего образования. Может быть использован также учащимися учреждений общего среднего образования, лицеев, гимназий, преподавателями и учителями немецкого языка, а также всеми, кто изучал и изучает немецкий язык и хотел бы углубить и систематизировать приобретенные знания по немецкой грамматике.
Данное пособие решает проблему с артиклями раз и навсегда, полностью покрывая все вопросы, связанные с этой трудной темой. Все примеры приведены из реальной речи и ни одного из головы. Подобное пособие не имеет аналогов среди учебников об артиклях.
Пособие посвящено одной из сложнейших и важнейших частей речи – существительному, которое характеризуется с семантической, грамматической, словообразовательной сторон. Книга состоит из четырех разделов, каждый из которых включает краткие теоретические пояснения по теме и многочисленные практические задания, различающиеся объемом, степенью трудности, характером конкретных задач.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, учителей-словесников.
Монография посвящена синхронно-диахроническому исследованию сложных лексических систем – этимологических гнёзд и лексико-семантических парадигм – в границах антропоцентрического и синергетического принципов современной лингвистики. Такой подход к изучению лексико-семантической системы языка автор считает более рациональным и продуктивным, а комплексное исследование генетически близких сверхсложных лексических объединений на оси сменяющих друг друга лингвохронологических уровней отвечающим духу динамического понимания национальной языковой картины мира.
Для лингвистов, преподавателей языковедческих специальностей высших учебных заведений, аспирантов, магистрантов и бакалавров-филологов.
В практикум вошли упражнения для семинарских занятий. Материал подобран по следующим разделам: морфология, семасиология, этимология, лексикография. Пособие призвано помочь студентам в практическом овладении основами лексикологии.
Для студентов филологических факультетов университетов и факультетов иностранных языков пединститутов.
В данном пособии излагаются все существенные морфологические особенности грамматического строя английского языка, которые необходимо усвоить для употребления в речевой деятельности. Пособие предназначено для русскоязычной аудитории. Его спецификой является двухфазная подача материала. При изучении каждой части речи сна-чала повторяются грамматические категории, пройденные в курсе русского языка и имеющие соответствия в английском языке. Затем рассматриваются грамматические явления, которые характерны только для английского языка. Правила сформулированы кратко, во многих случаях представлены в виде таблиц и проиллюстрированы примерами с переводом на русский язык. Пособием можно пользоваться уже с первых занятий и возвращаться к нему на протяжении всего периода изучения языка.
Предназначено для широкого круга лиц, изучающих английский язык.
«Курс общей морфологии» представляет собой компендиум современных знаний в области морфологии естественных языков. Объектом его является слово – во всех его смысловых, формальных и комбинаторных аспектах. Для описания свойств и поведения слов в языках Земли разработана дедуктивная система строгих понятий, охватывающих все области морфологии. Основанный как на собственных результатах 30-летних исследований автора, так и на доступных публикациях, «Курс» оказывается совершенно уникальным изданием: в лингвистической литературе не существует труда по морфологии такого охвата.
Четвертый том занимает в «Курсе общей морфологии» центральное место: он посвящен элементарным морфологическим знакам (прежде всего – морфе, но также и супраморфе, редупликации2, апофонии и конверсии2).
Большое внимание уделено противопоставлению «морфа – морфема», рассматриваемому на фоне других подобных противопоставлений. Характеризуются также квазиэлементарные морфологические знаки: мегаморфы и морфологические фраземы (квазиморфы). В…
Монография посвящена изучению артиклевых форм имени существительного в английском языке как системы выражения особой морфологической категории данной части речи. Для установления и определения выполняемых артиклями функций используется целый ряд подходов, среди которых центральное место занимает когнитивный подход, связывающий существование артиклей с процессом познания, а именно с категоризацией англоязычного мира. Основной целью монографии является рассмотрение артиклевых форм существительных в английском языке как полифункциональное явление. Для обоснования этого положения и выявления различных функций артиклей проводится разграничение между коллективной категоризацией, обусловливающей нормативное (грамматическое) использование артиклевых форм, и субъективной категоризацией, которая способствует индивидуальному употреблению их в целях усиления и создания определенного эффекта. Нормативное и индивидуальное функционирование структуры артикль + существительное подтверждается обширным материалом, представл…
Пособие по латинскому языку и основам фармацевтической терминологии предназначено для самостоятельной работы студентов заочного отделения фармацевтического факультета по разделам «Фонетика латинского языка» и «Грамматика латинского языка».
«Курс общей морфологии» представляет собой компендиум современный знаний в области морфологии естественный языков. Объектом его является слово – во всех его смысловых, формальных и комбинаторных аспектах. Для описания свойств и поведения слов в языках Земли разработана дедуктивная система строгих понятий, охватывающих все области морфологии. Основанный как на собственных результатах 30-летних исследований автора, так и на доступных публикациях, «Курс» оказывается совершенно уникальным изданием: в лингвистической литературе не существует труда по морфологии такого охвата.
Книга предназначена для лингвистов всех специальностей и может быть использована в качестве учебного пособия для студентов филологических вузов.
В настоящем издании представлены основные этапы развития разрабатываемой автором теории грамматических категорий в ее связи с проблемами аспектологии. В состав издания входят книги «Теория морфологических категорий» (Л., 1976) и «Вид и время русского глагола (значение и употребление)» (М., 1971), а также текст защищенной в 1958 г. кандидатской диссертации «Настоящее историческое глаголов несовершенного и совершенного видов в славянских языках». Каждая из трех частей работы включает комментарии, отражающие современное состояние проводимых исследований.
В пособии рассматривается местоимение как особая микросистема частей речи, параллельная основной и в значительной степени отражающая основную, но не тождественную ей. Анализируются особенности местоименной системы частей речи в сфере семантики, синтаксиса и стилистики. Особое внимание уделено взаимодействию двух систем, в частности процессу лексикализации местоименных слов и образованию составных местоимений за счет превращения ряда знаменательных слов в аффиксоиды.
Для студентов и магистрантов гуманитарных вузов.
Борис Унбегаун, профессор славистики Оксфордского университета, исследует этимологию и морфологические особенности русских фамилий, как патронимических, так и образованных от названий профессий, топонимов и прозвищ, а также рассказывает о фамилиях духовного сословия, родовых именах русской знати, псевдонимах и намеренно измененных фамилиях, массовое появление которых в первой трети ХХ века стало своеобразной приметой времени. Автор раскрывает значение фамилий греческого, балтийского и восточного происхождения, распространенных в Российской империи, а также приводит примеры удивительных и курьезных фамилий, вошедших в моду на рубеже веков. В основе исследования разнообразные справочники и указатели, в том числе адресная книга «Весь Петербург» за 1910 год. В издании имеется указатель и частотный список ста наиболее часто встречающихся фамилий.
Книга посвящена сравнительному анализу систем личного маркирования в языках нигеро-конголезской макросемьи – крупнейшего генетического объединения языков мира. В состав макросемьи входят более 1500 языков Африки южнее Сахары. Целью работы является проведение ступенчатой реконструкции праязыковой системы личных показателей: через системы праязыков групп и семей к праязыку нигер-конго, существовавшему, как предполагается, в Западной или Центральной Африке около десяти тысяч лет назад. Книга призвана продемонстрировать, что парадигматические сходства систем личных показателей в различных семьях языков нигер-конго не могут быть результатом случайности или ареального контакта и должны рассматриваться как свидетельство глубокого генетического родства.
Книга является первым в отечественной научной литературе опытом описания и системного сравнения более 650 нигеро-конголезских языков.
Книга предназначена для специалистов по африканским языкам, сравнительно-историческому и ареально-типологическому языкознанию, а…
В книге рассмотрены классификации морфем, способы синхронного словообразования, основные понятия и явления дериватологии с учётом традиций и современных лингвистических исследований, предложены схемы и образцы морфемного и словообразовательного анализа с лингво-методическими комментариями.
Учебное пособие адресовано студентам-филологам, а также может быть использовано магистрантами, аспирантами, учителями-словесниками, учащимися профильных классов в общеобразовательных учреждениях и всеми, кто интересуется проблемами современной морфемики и словообразования.
Учебное пособие рекомендовано учебно-методическим советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Камчатский университет имени Витуса Беринга» к использованию в учебном процессе.
Работа посвящена важному для синтаксиса балканославянских языков способу организации высказывания, который возник как последствие вытеснения инфинитива, супина и некоторых причастий грамматикализованным соединением модальной частицы да с финитными формами глагола. Такие конструкции распространились на многие сегменты синтаксиса и морфосинтаксиса, создавая иную, чем в русском языке, систему средств с ирреальной семантикой.
Книга предназначена для славистов, русистов, переводчиков, типологов и специалистов в области ареальных связей и контактно-индуцированных языковых изменений.
В книге рассматриваются вопросы фонетики, морфологии (именные части речи), разговорного регистра и орфографии современного персидского языка. Производится критическое сопоставление традиционных описаний отечественной школы и иранских грамматик. В ряде случаев предлагаются новые подходы к определению базовых единиц речи и к их частеречной классификации. Данное произведение может быть использовано в качестве учебного пособия по предмету «Теория основного восточного языка (персидский язык)», читаемого в ИСАА МГУ на 3-4 курсах, или аналогичных дисциплин других вузов РФ.
Пособие посвящено одной из сложнейших частей речи – глаголу, который характеризуется с семантической, грамматической, словообразовательной сторон. Состоит из пяти разделов, включающих краткие теоретические пояснения по теме и многочисленные упражнения, различающиеся объемом, степенью трудности, характером конкретных задач.
Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов, учителей-словесников.
«Курс общей морфологии» представляет собой компендиум современных знаний в области морфологии естественных языков. Объектом его является слово – во всех его смысловых, формальных и комбинаторных аспектах. Для описания свойств и поведения слов в языках Земли разработана дедуктивная система строгих понятий, охватывающих все области морфологии. Основанный как на собственных результатах 30-летних исследований автора, так и на доступных публикациях, «Курс» оказывается совершенно уникальным изданием: в лингвистической литературе не существует труда по морфологии такого охвата.
Пятый, заключительный, том позволяет увидеть функционирование введенных понятий на практике – в действующих морфологических моделях конкретных языков. Эти модели ставят в соответствие грамматическим заданиям выражающие их словоформы. После теоретического описания моделей – их составных частей, устройства и типов правил и уровней представления – предложены модели испанского глагольного спряжения, венгерского склонения существительных (с пр…
Представлено систематическое описание и научное освещение явлений грамматического строя китайского языка. Рассмотрены структурные, семантические и функциональные особенности грамматических единиц морфологического уровня.
Предназначено для студентов направления 45.03.02 «Лингвистика». Может быть использовано студентами других направлений, учителями средних школ с преподаванием ряда предметов на китайском языке, а также в качестве справочного пособия лицами, занимающимися научной и переводческой деятельностью.










































