ТОП-50 лучших книг в жанре Теория дискурса
bannerbanner

Теория дискурса - ТОП 50 лучших книг

Отображать сначала: популярныеновыеТОП лучших книг
Авторизационная модель научного текста
5
Монография посвящена созданию авторизационной модели научного текста. В работе интегрированы различные аспекты описания категории авторизации в научном дискурсе и на этой основе создана ее когнитивно-дискурсивная модель, позволяющая интерпретировать выраженные авторизационными конструкциями смыслы в тексте научного произведения, а также использовать ее аппликативный потенциал для описания других дискурсивных формаций. Исследование авторизации опирается на общеметодологические принципы, в соответствии с которыми она подвергается анализу во взаимосвязи с содержательной и поверхностно-речевой сторонами текста. Издание адресовано научным работникам, преподавателям, магистрантам и аспирантам лингвистических направлений подготовки, интересующимся проблемами теории текста и дискурса, семантического синтаксиса, стилистики русского языка, когнитивной лингвистики.
Действительность. Текст. Дискурс
5
В книге рассмотрены проблемы взаимосвязи действительности, текста и дискурса как неразрывных составляющих структуры и содержания общения, которое всегда реализуется в конкретном коммуникативном пространстве. Каждая из фигур коммуникации – действительность, текст и дискурс – могут сосуществовать в реальном, латентном, квазии виртуальном состоянии. Элементами их скрепления в общении выступают прецедентные феномены, стереотипы общения, невербальные элементы и элементы ландшафта действительности. Для студентов филологических специальностей и преподавателей.
Обучение студентов направления подготовки «Прикладная механика» профессиональному иноязычному дискурсу с использованием кейс-стади метода
5
Данная монографии посвящена разработке и внедрению эффективной, научно обоснованной педагогической модели обучения студентов направления подготовки «Прикладная механика» профессиональному иноязычному дискурсу с использованием кейс-стади метода. Затрагивается один из важнейших вопросов современной лингводидактики – роль иностранного языка в парадигме технического знания. Представлен профессиональный иноязычный дискурс прикладной механики, который рассматривается через социолингвистические признаки дискурса (В.И. Карасик) и включает базовые категории дискурса: пропозицию, референцию, экпликатуру, импликатуру, инференцию, релевантность, пресуппозицию (М.Л. Макаров), ментальный лексикон (С.К. Гураль). В ходе экспериментальной работы доказано, что в результате обучения профессиональному иноязычному дискурсу с использованием кейс-стади метода у студентов формируется более целостная картина будущей профессиональной деятельности и отмечается положительная динамика в мотивации к изучению иностранного языка. Для сп…
Критическая теория
5
Александр Марков – профессор факультета истории искусства РГГУ, профессор ВлГУ. Читал гостевые лекции и вел семинары в Колумбийском университете, Городском университете Нью-Йорка, Лозаннском университете, Рурском университете Бохума, Университете Помпеу Фабра в Барселоне, Национальном университете Узбекистана, Университете Турку и в других университетах России и мира. Автор представляет курс лекций о критической теории, важном междисциплинарном течении XX–XXI вв. Особое внимание в курсе уделено социологии, эстетике и теории медиа. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Лингвистика дискурса: структура, семантика, прагматика
5
В книге освещается широкий круг вопросов, связанных с лингвистическим анализом дискурса в структурном, семантическом и коммуникативно-прагматическом аспектах, дается системное и комплексное представление о научных достижениях в этой области. Изложение основного материала сопровождается приложениями, которые содержат обзор исследований, связанных с определенной тематической областью, методом или школой дискурсивного анализа. В совокупности это создает широкую картину, отражающую многообразие современных дискурсивных исследований и позволяющую читателю ориентироваться в потоке соответствующей литературы. Издание адресовано филологам, интересующимся структурными, семантическими, социально-культурными и когнитивными аспектами текста, речи, коммуникации. Оно также может быть использовано в практике преподавания ряда гуманитарных и общественных дисциплин.
Дискурсивные способности. Теория, методы изучения, психодиагностика
5
Книга посвящена исследованию дискурсивных способностей, позволяющих человеку инициировать, поддерживать, развертывать и завершать процесс общения, используя при этом соответствующие ситуации языковые средства. Приводится обзор основных подходов к изучению дискурсивных способностей, представлены две авторские методики их диагностики.
Основные понятия французской школы анализа дискурса в терминах
5
0В словаре описываются семантические термины, составляющие понятийную основу французской школы анализа дискурса – одного из оригинальнейших направлений в развитии функционального подхода к языку. Описание включает определение значений терминов, комментарии, иллюстративный и справочный материал в виде отсылок к текстам, в которых употребляются описываемые термины. Словарь включает также некоторые терминологические наименования, относящиеся к области современной семантики предложения и семантики высказывания, которые по своей форме или значению имеют непосредственную связь с понятийной системой анализа дискурса. Словарь рассчитан на магистрантов и аспирантов лингвистического профиля.
Общая и антропоцентрическая лингвистика
5
В монографии «Общая и антропоцентрическая лингвистика» Константина Федоровича Седова систематизированы главные направления его научной деятельности: психолингвистика, теория дискурса, генристика, онтолингвистика, лингвоперсонология, прагмасемиотика художественного текста. Представлены как общие теоретические идеи К.Ф. Седова о структуре и задачах лингвистической науки, так и исследования по отдельным направлениям антропоцентрической лингвистики на конкретном языковом и речевом материале: изучение авторского художественного текста и кинотекста, анализ детской речи, речевое портретирование, материалы к энциклопедии речевых жанров.
Неклассическая психиатрия: дискурс гуманизма и здравомыслия
5
Цель данной монографии рассмотреть особенности развития психиатрии на фоне исторической смены этапов научного познания и движения в сторону неклассического этапа ее развития, открывающего горизонты для понимания психиатрии как целостной антропоцентрической (собственно человеческой) дисциплины. Проанализированы основные методологические дилеммы, рамочные модели и современные парадигмы в психиатрии. Особое внимание уделено теоретико-методологическим основаниям неклассической науки, принципам неклассической психиатрии, различным аспектам позитивного психического здоровья как теоретическому основанию гуманитарной, личностно-ориентированной психиатрии. Показана необходимость познания внутреннего мира личности и личностного потенциала как категории и методологической основы неклассической психиатрии. Раскрыто понимание личности как функциональной, саморегулируемой системы и личностного потенциала как измерения функциональности человека и способа объективации его психических переживаний.
Русский религиозно-философский дискурс начала ХХ века: лингвориторические параметры групповой языковой личности на материале сборника «Из глубины» 1918 г.
5
На концептуальной платформе Сочинской лингвориторической школы исследован русский религиозно-философский дискурс начала ХХ века, выполнена категориальная разработка понятия «групповая языковая личность». Материалом послужили тексты статей С.А. Аскольдова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и других известных философов, выразивших свои мировоззренческие позиции в эпоху революционных перемен. Адресуется специалистам-филологам, аспирантам, студентам филологических направлений, учителям-словесникам.
Либеральный лексикон
5
В книге рассматриваются несколько важных для либерального дискурса языковых выражений: и . Описываются их значение, бытование в языке, ассоциативный потенциал, эволюция отношения к ним носителей языка. Каждое из этих выражений имеет свою историю, они в разное время и разными путями входили в язык, их значение и отношение к ним менялось с течением времени. Да и сейчас разные люди понимают эти слова по-разному. При этом взаимопонимание, возможность осмысленного конструктивного диалога в значительной степени определяется ясностью используемых языковых выражений, по крайней мере – ключевых для данного типа дискурса. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся русской культурой, русским языком и историей идей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Дискурс: интеграция парадигм и методов анализа в англистике XXI века
5
Монография освещает различные аспекты теории дискурса, методы и цели его исследования, основные подходы к анализу дискурса – критический дискурс-анализ, контент-анализ, конверсационный анализ, лингвостилистический анализ. Настоящее издание представляет собой систематизированное лингвистическое описание дискурса. Часть работы имеет практически-прикладную направленность и может быть использована в качестве учебного материала для расширения знаний об этом лингвистическом феномене и повышения уровня коммуникативной компетенции читателя. Книга предназначена для ученых-лингвистов, студентов и аспирантов гуманитарного профиля.
Дискурсия как метод гуманитарного знания
5
Работа посвящена онтологическим и гносеологическим аспектам исследования дискурса. Дискурсом можно назвать процесс предметного мышления, коммуникации и действий, в котором мы участвуем автоматически, не являясь субъектом этого процесса. Дискурсом называют «текст в тексте», «язык в языке», т.е. деятельность, возникшую как следствие или побочный продукт другой деятельности, которая может быть созидательной, нейтральной или разрушительной для первичной, основной деятельности. Дискурс – это ментальная волна, в форме которой выражается внимание человека к какому-либо феномену его жизни, а в содержании – когнитивное отношение к этому феномену. Одновременно, это волна актуальности (популярности) феномена в социальной жизни людей и осмысление его в социальном интеллекте. Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных и негуманитарных специальностей вузов, всех, интересующихся философскими вопросами познания.
Теория текста и дискурса. Дискурс повествования
4
Предлагаемая вниманию читателя книга содержит целостное изложение теории повествовательного текста. Подробно анализируются структурные единицы текста разного уровня: от предикативных рядов, дескрипций и т.д. до сценарных структур. В книге также описываются отдельные параметры языкового оформления повествования, связанные с взаимодействием автора и материала. В книге приводятся сведения из истории становления теории текста и дискурса, подробно говорится о связях этой дисциплины с лингвистикой, когнитивистикой, нарратологией, риторикой, поэтикой и другими науками. Книга может быть полезна студентам и аспирантам филологических факультетов вузов, учителям русского языка и литературы, всем, кто интересуется теорией текста и повествования.
Текст и Дискурс
4
Цель пособия – сориентировать студентов в многообразии современных подходов к тексту и дискурсу, сформировать представление о сущности текстовой и дискурсивной деятельности. Пособие содержит подборку публицистических и художественных текстов, помогающих быстро усвоить алгоритм проведения различных частных методик текстового и дискурсивного анализа. Проконтролировать знания по курсу помогут тесты и перечень вопросов к зачету по всему курсу. В разделе «Тезаурус» представлены важнейшие термины курса, понимание которых сделает подготовку к практическим занятиям несложной. Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов.
Текст и дискурс
4
Учебное пособие посвящено новой проблеме лингвопоэтики: вопросу взаимоотношения художественного текста и дискурса, а так же основам «дискурсивного поведения» русского слова в текстах разных жанров (прозе, поэзии и драме). Развивая теорию лингвистического функционализма, авторы рассматривают художественно-эстетический потенциал слова в аспекте взаимодействия языка, познания и культуры. В центре внимания – механизмы лингвокреативного мышления автора и читателя. Предлагаются авторские методы и методики функционального анализа слова. Для лингвистов-исследователей, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов старших курсов.
Культурные слои во фразеологизмах и в дискурсивных практиках
4
Книга посвящена изучению и описанию фразеологического состава языка в двух основных аспектах: в каких формах культура воплощается во фразеологические единицы языка, как субъект языка, являющийся одновременно и субъектом культуры, осознает культурные смыслы и, владея ими, использует их в дискурсивных практиках. Исследование проведено в рамках лингвокультурологии, в центре внимания которой – фактор языка в человеке, проявляющийся в его практической жизнедеятельности, воздействующий на его жизненную философию, а тем самым и на стратегии речемыслительной деятельности, отображающей все сферы бытия человека в мире. Работы, содержащиеся в книге, посвящены методологическим основаниям лингвокультурологического анализа фразеологизмов, связи фразеологизмов с национально-культурным мировидением и миропониманием, с установками культуры и культурно-языковым сознанием. Книга предназначена для филологов, культурологов, социологов, психологов и широкого круга читателей, интересующихся живым взаимодействием языка и культур…
Интертекстуальность и фигуры интертекста в дискурсах разных типов
4
Коллективная монография содержит результаты многоаспектного исследования категории интертекстуальности и фигур интертекста, участвующих в ее реализации. Большое внимание уделяется общетеоретической характеристике данной категории и анализу особенностей ее функционирования в различных типах дискурса: художественном, публицистическом, научном, эпистолярном и др., а также в интернет-коммуникации. Рассматриваются взаимоотношения категории интертекстуальности со смежными категориями: гипертекстуальностью и прецедентностью. Для специалистов в области стилистики, речеведения и теории дискурса, для всех, кто интересуется современными теориями интертекстуальности.
Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. Выпуск VII. Дискурсивные аспекты языковых феноменов
4
В сборнике обсуждается широкий круг вопросов, посвященных дискурсивным аспектам языковых феноменов в синхронии и диахронии. Проблематика вошедших в сборник научных статей тесно связана с актуальными для современной лингвистики вопросами теории и методологии дискурса. Предметом разноуровневого лингвистического анализа стали литературно-художественный, научный, общественно-политический, религиозный, эпистолярный и другие типы дискурса. Издание предназначено в первую очередь для филологов-германистов, а также для лингвистов широкого профиля, интересующихся вопросами дискурсивного анализа.
Конфликтный дискурс и его просодический строй
4
Монография посвящена описанию изучению англоязычного конфликтного дискурса. Специфика конфликта рассматривается с позиций междисциплинарного подхода, совмещающего методологию и понятийный аппарат социолингвистики, прагмалингвистики, теории речевых актов, когнитивно-культурологической лингвистики, критического анализа дискурса, конверсационной фонетики. Конфликтный дискурс представлен как определенная историко-идеологическая формация, и как один из базовых типов коммуникативного взаимодействия, встроенного в социо–культурный контекст. Особое внимание автора сфокусировано на определении роли просодии в реализации конфликта, в частности на выявлении просодических конфликтогенов – средств, участвующих в зарождении и эскалации конфликта. Монография предназначена для ученых, занимающихся изучением конфликтного взаимодействия, вербальных и невербальных средств его реализации. Книга может быть использована широким кругом лиц, аспирантами и студентами, интересующимися вопросами прагматики дискурса, проблемами конф…
Просодия современного англоязычного устного дискурса: социокультурный аспект
4
В монографии рассматриваются проблемы вариативности просодии в англоязычном устном речевом дискурсе. В центре внимания социокультурные факторы, оказывающие влияние на просодическое оформление звучащей речи. Монография адресуется преподавателям английского языка, аспирантам, студентам факультетов иностранных языков, а также всем, кто интересуется проблемами фонетики, фоностилистики, прагмалингвистики, лингвокультурологии.
Марсель Райх-Раницкий: жизнь, метод, дискурс
4
Монография посвящена Марселю Райх-Раницкому – одному из самых влиятельных и в то же время наиболее спорному литературному критику Германии второй половины XX в., руководителю литературной редакции «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг», автору концепции и ведущему «Литературного квартета» – самой популярной программы о литературе и литературной критике в истории немецкого телевидения. На основе анализа его мемуаров, критических статей и выступлений на телевидении, а также публикаций биографов Райх-Раницкого, мнений его коллег и литераторов раскрывается феномен Райх-Раницкого, дается ответ на вопрос об истоках и специфике его критического метода и масштабах влияния на литературно-критический дискурс современной Германии. Для студентов и магистрантов филологических и журналистских факультетов, аспирантов и преподавателей вузов, а также лиц, интересующихся вопросами литературной критики ФРГ.
Теория и практика западной военной психологии. Психотерапия стрессовых расстройств военнослужащих и членов их семей
4
В книгу вошли материалы коллективной монографии видных американских ученых, специалистов в области военной психологии, педагогики, медицины и психиатрии, посвященной анализу широкого спектра проблем диагностики и лечения стрессовых расстройств у военнослужащих и членов их семей, возникающих в зоне боевых действий и проявляющихся по возвращении домой. Рассматриваются подходы, основанные преимущественно на позитивной психологии, и использовании когнитивно-поведенческой терапии. В качестве иллюстрации базовых теоретических положений приводятся материалы авторского сайта ветерана Корейской войны Пола Аллена, посвященные автобиографическому опыту совладания с ПТСР. Книга предназначена для специалистов в области военной психологии, психиатрии и всех, интересующихся военными и невоенными аспектами современной истории борьбы с терроризмом. Многочисленные комментарии и разъяснения терминов непосредственно в тексте делают книгу доступной для широкой публики.
Современный радиодискурс. Коммуникативно-прагматический аспект
4
В монографии современный радиодискурс исследуется как специфическая разновидность медиадискурса, обладающая коммуникативно-прагматическим своеобразием, и как самостоятельный объект медиалингвистики; как многоканальный, поликодовый тип дискурса, формирующийся в процессе эфирного радиообщения и неэфирного представления контента на сайте радиостанции. Рассматриваются новые дискурсивные практики, обусловленные глобализацией, социокультурными обстоятельствами, интеграционными процессами в СМИ. Для специалистов в области филологии, массовых коммуникаций, рекламы, а также для всех, кто интересуется проблемами речевого общения и современными коммуникативными процессами.
Литература ХХ–XXI веков. Проблемы поэтики
4
Монография посвящена творчеству авторов, вписанных в литературную традицию столетия между окончанием Первой мировой войны и сегодняшним днем. Определенно, невидимая связь, объединяющая привлеченные для анализа тексты, существует: онтологические поиски характеризуют литературный темперамент большинства крупных писателей начала – середины ХХ в. и равноправно соседствуют с желанием выявить социальные проблемы; художественный дискурс переплетается с документальным, создавая новые сложные отношения между вымыслом и реальностью. Но неизменной остается открытость слова, обращенность его в прошлое и одновременно в будущее. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Практическая фонетика современного французского языка
4
Учебное пособие предназначено для студентов 1—2 курсов, изучающих французский язык как основной и второй иностранный язык по направлениям «Зарубежная филология», «Прикладная лингвистика», «Перевод и переводоведение», а также для тех, кто хочет самостоятельно улучшить произношение и углубить свои знания французской фонетики. В пособии, имеющем модульную структуру, дается описание артикуляционной базы, фонемного состава французского языка, особенностей произношения гласных и согласных, основных видов интонации и стилей. В каждом модуле предлагается репрезентация звуков французского языка как на французском, так и на русском языке, с многообразными тренировочными упражнениями, отработка ритмики и мелодики французской фразы, а также объясняются случаи связывания и сцепления, которые являются характерной чертой французского языка. Особенно трудным при изучении французского языка является обязательное и запрещенное связывание, поэтому этому явлению уделяется значительное внимание в практической части данного по…
Лингвистика современного дискурса
4
Сборник посвящен изучению функциональной стороны разных языков. Объектом исследования выступают актуальные проблемы лингвистики в современном дискурсе, корпусный анализ идиом немецкого языка, спонтанная речь в условиях чеченско-русского двуязычия, речевой портрет на материале художественных текстов русского языка, особенности интерферентной речи и специфика английского дискурса. Для студентов, аспирантов-лингвистов, специалистов по теории дискурса.
Свобода и отчуждение в культуре XX столетия
4
Монография посвящена ряду значимых для русской и зарубежной культуры феноменов: свободе, выбору, отчуждению и ответственности. Авторами был выбран междисциплинарный подход: статьи связаны с проблемами лингвистики, истории, литературоведения и культурологии. Данная монография выпускается при поддержке Посольства Федеративной Республики Германии в рамках проекта «Дни немецкой культуры в регионах». В 2021 году одним из значимых событий стал юбилей Розы Люксембург, которой посвящаются данные тексты.
Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. Выпуск VII. Дискурсивные аспекты языковых феноменов
4
В сборнике обсуждается широкий круг вопросов, посвященных дискурсивным аспектам языковых феноменов в синхронии и диахронии. Проблематика вошедших в сборник научных статей тесно связана с актуальными для современной лингвистики вопросами теории и методологии дискурса. Предметом разноуровневого лингвистического анализа стали литературно-художественный, научный, общественно-политический, религиозный, эпистолярный и другие типы дискурса. Издание предназначено в первую очередь для филологов-германистов, а также для лингвистов широкого профиля, интересующихся вопросами дискурсивного анализа.
Текст и Дискурс
4
Цель пособия – сориентировать студентов в многообразии современных подходов к тексту и дискурсу, сформировать представление о сущности текстовой и дискурсивной деятельности. Пособие содержит подборку публицистических и художественных текстов, помогающих быстро усвоить алгоритм проведения различных частных методик текстового и дискурсивного анализа. Проконтролировать знания по курсу помогут тесты и перечень вопросов к зачету по всему курсу. В разделе «Тезаурус» представлены важнейшие термины курса, понимание которых сделает подготовку к практическим занятиям несложной. Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов.
Текст и дискурс
4
Учебное пособие посвящено новой проблеме лингвопоэтики: вопросу взаимоотношения художественного текста и дискурса, а так же основам «дискурсивного поведения» русского слова в текстах разных жанров (прозе, поэзии и драме). Развивая теорию лингвистического функционализма, авторы рассматривают художественно-эстетический потенциал слова в аспекте взаимодействия языка, познания и культуры. В центре внимания – механизмы лингвокреативного мышления автора и читателя. Предлагаются авторские методы и методики функционального анализа слова. Для лингвистов-исследователей, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов старших курсов.
Переводчик XXI века – агент дискурса
4
В монографии рассматриваются проблемы перевода, которые определяются деятельностью переводчика в современном коммуникативном пространстве. Авторы обращаются к аспектам работы переводчика в разных дискурсах – медицинском, нефтяном, юридическом, уделяют особое внимание профильным компетенциям и социокоммуникативным характеристикам устного переводчика. В работе предлагается анализ значимых для оптимизации процесса перевода интернет-ресурсов и информационных технологий, определяются роль и функции разных форм профессиональных рефлексий в совершенствовании компетенций переводчиков. Для переводчиков и преподавателей перевода, исследователей, интересующихся актуальными проблемами переводоведения.
Интернет-дискурс. Компьютерно-опосредованная коммуникация. Учебное пособие по интернет-лингвистике
3
В пособии рассмотрены различные аспекты интернет-дискурса, представлена комплексная характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации, включающая определение сущности данного феномена, исторический экскурс, необходимую терминологию. Теоретический материал проиллюстрирован интересными практическими примерами. Учебное пособие предполагает широкий спектр его функциональности, и может использоваться как универсальная база для лекций, курсов специализации и семинарских занятий. Для студентов-филологов, изучающих дисциплины прикладного характера.
Молодежный дискурс. Сущность, функции, форматы
3
Автором представлена систематизация молодежного дискурса как лингвистического явления в тесной связи с социолингвистикой (описанием социально-возрастной группы и ее речевой практики), языковой прагматикой (особенности использования языка в реальной жизни), с некоторыми элементами лингвокультурологии в выявлении национально-детерминированных определяющих признаков. Монография состоит из двух разделов, освещающих основные аспекты, характеризующих молодежный дискурс: сущность явления, функции и форматы. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
Переводчик XXI века – агент дискурса
3
В монографии рассматриваются проблемы перевода, которые определяются деятельностью переводчика в современном коммуникативном пространстве. Авторы обращаются к аспектам работы переводчика в разных дискурсах – медицинском, нефтяном, юридическом, уделяют особое внимание профильным компетенциям и социокоммуникативным характеристикам устного переводчика. В работе предлагается анализ значимых для оптимизации процесса перевода интернет-ресурсов и информационных технологий, определяются роль и функции разных форм профессиональных рефлексий в совершенствовании компетенций переводчиков. Для переводчиков и преподавателей перевода, исследователей, интересующихся актуальными проблемами переводоведения.
Экспериментальный анализ дискурса
3
Монография представляет собой описание нового, еще только формирующегося направления лингвистики – экспериментального анализа дискурса. Основная цель исследований, легших в основу данной книги, состояла в выработке, экспериментальной проверке и теоретическом обосновании методологии этого нового направления. Триединая цель определила структуру книги: первая часть содержит четыре главы, каждая из которых посвящена одному из основополагающих аспектов методологии; вторая часть состоит из трех глав, описывающих собственные эмпирические исследования автора; наконец, третья часть рассматривает наиболее актуальный теоретический вопрос в области экспериментального дискурса, а именно, моделирование взаимодействия собеседников в процессе диалога. Монография адресована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами экспериментальной лингвистики, дискурсивных исследований, корпусного изучения устной речи, а также когнитивной психологии.
Полимодальные измерения дискурса
3
В коллективной монографии представлены два взаимосвязанных подхода к исследованию феномена полимодальности (мультимодальности): изучение полимодального дискурса и применение полимодальных технологий для дискурсивного анализа. Таким образом, полимодальность впервые показана одновременно как свойство дискурса и как исследовательская установка. На материале русского, английского и немецкого языков анализируются устный и письменный дискурс в его разных проявлениях – устные описания произведений живописи, театральные постановки, кинодискурс, романы, социальные плакаты. Исследования выполнены с когнитивных позиций, и взаимодействия разных модальностей (речи и жестов, речи и видеоряда, текста и изображения) изучаются с точки зрения когнитивных механизмов (де)фокусирования, концептуальной интеграции, резонанса, фиктивной коммуникации, лежащих в основе согласования разных семиотических систем в дискурсе.
Полимодальные измерения дискурса
3
В коллективной монографии представлены два взаимосвязанных подхода к исследованию феномена полимодальности (мультимодальности): изучение полимодального дискурса и применение полимодальных технологий для дискурсивного анализа. Таким образом, полимодальность впервые показана одновременно как свойство дискурса и как исследовательская установка. На материале русского, английского и немецкого языков анализируются устный и письменный дискурс в его разных проявлениях – устные описания произведений живописи, театральные постановки, кинодискурс, романы, социальные плакаты. Исследования выполнены с когнитивных позиций, и взаимодействия разных модальностей (речи и жестов, речи и видеоряда, текста и изображения) изучаются с точки зрения когнитивных механизмов (де)фокусирования, концептуальной интеграции, резонанса, фиктивной коммуникации, лежащих в основе согласования разных семиотических систем в дискурсе.
Речемыслительная синергия дискурса
3
В центре внимания монографии – дискуссия о природе и сущности дискурса, которая длится уже несколько эпох. Истоком наиболее глубоких размышлений о дискурсе служит оригинальное учение средневекового мыслителя Пьера Абеляра (1079-1142), ломавшее гносеологические стереотипы своего времени. Блестящий полемист обосновал своё учение как некую медиальную, промежуточную, парадигму между номинализмом и реализмом, назвав его концептуализмом. В недрах этого учения зародилась идея концепта в его особом – речемыслительном – понимании как конструктивного ядра дискурса. Дискурс является одним из краеугольных камней создания современной когнитивной лингвопоэтики. Вместе с тем, поднимаемые в ней проблемы имеют и общегуманитарный статус. Ведь лингвистический поворот в познании, на котором всё более настойчиво акцентируется внимание в философии науки ХХI века, связан с переосмыслением эпистемологической значимости речемышления. Это побуждает автора к обоснованию дискурса как речемыслительного механизма порождения текста.
Психология дискурса: проблемы детерминации, воздействия, безопасности
3
Сборник научных трудов продолжает цикл публикаций по проблемам психологии дискурса и психологическому воздействию. Статьи посвящены как общим вопросам организации дискурса, так и его специальным видам, выработанным в повседневной жизни, науке, профессиональной деятельности. Они освещают актуальные вопросы дискурсивного и других видов воздействия. Специальное внимание уделяется факторам информационно-психологической безопасности жизнедеятельности человека в разных сферах современного общества.
Риторика русского делового и политического дискурса
3
В книге анализируются политический и деловой дискурсы в аспекте риторики как учения об эффективной коммуникации. Монография обобщает результаты многолетней работы, направленной на изучение закономерностей построения речевых произведений в разных сферах коммуникации в риторическом аспекте. Анализ образа ритора в политическом дискурсе позволяет увидеть динамику этого образа на протяжении ХХ века. Анализ делового дискурса позволяет увидеть корреляцию между формами речевого взаимодействия (прямая продажа, холодный звонок, промовебинар) и формально-смысловыми особенностями создания образа ритора. Монография адресована не только специалистам по русскому языку, но и слушателям любых форм послевузовского образования, а также студентам, независимо от направления их обучения.
Дискурсивный разлом социального поля. Уроки Евромайдана
3
Опираясь на теорию дискурса Эрнесто Лаклау и Шанталь Муфф, дальнейшее ее развитие в трудах этих ученых и в разработках Нико Карпентье по социальным антагонизмам, автор рассматривает украинский Евромайдан как дискурсивную формацию, определяющую социальные смыслы. Приведенный в книге дискурсивный анализ показывает, насколько важно признать и осмыслить антагонизм прогрессивного социального воображения, сформулированный в рамках манихейского дуализма: «прогрессивные мы» и «отсталые они». Представляя сложные социальные проблемы как простые дихотомии, «прогрессивные» дискурсы Евромайдана и других общественных движений за демократию и социальную справедливость на самом деле разрушают демократию, уничтожая необходимое для коммуникации общее символическое пространство. Создаются условия, при которых вместо одного общества появляются два, причем конфронтация между ними становится ожесточенной, а установленная граница – непреодолимой. И это противостояние может привести не только к символическому, но и к физическому…
Дискурс легитимации: язык и политика в эпоху глобальных вызовов
3
Книга посвящена изучению взаимосвязей легитимации и политического дискурса. На примере стран Европы, а также России, Японии и США проведен анализ того, как политики используют значимые для всего общества или отдельной социальной группы феномены, события, явления для достижения внутри- и внешнеполитических целей: увеличения кредита доверия у электората, продвижения партии, укрепления единства страны, создания ее позитивного имиджа на международной арене. Предназначена профессионально интересующимся проблемами идеологического дискурса, языка политики, но будет полезна и широкому кругу читателей, поскольку раскрывает универсальные механизмы осуществления воздействия в сфере политической коммуникации.
Воинский дискурс: три источника, три составные части
3
Издание является первым специализированным исследованием с целью выявления взаимосвязи нормативных требований к организации воинского дискурса с качеством командирского и штабного мышления, подходами к организации служебно-боевой деятельности и боеспособностью войск. В издании анализируются источники воинского дискурса: тексты военных трактатов, отечественных и зарубежных воинских уставов, военных словарей и энциклопедий. Отмечается, что современный воинский институциональный дискурс в военных словарях и энциклопедиях кодифицируется, в воинских уставах регламентируется, а в военной риторике реализуется. Книга адресована широкому кругу читателей – всем, кто интересуется военной историей, военной риторикой, военной педагогикой и психологией.
Стилистика русского научного дискурса
3
Пособие содержит теоретический материал для формирования универсальных компетенций в области профессионально-научной коммуникации. Научная речь на русском языке представлена с точки зрения теории дискурса, что позволяет расширить спектр рассматриваемых вопросов и изложить сведения как о лингвистической специфике научного стиля, так и о формально-содержательных требованиях к основным разновидностям научных текстов – реферату, аннотации, рецензии, статье, докладу, отчету, а также продемонстрировать закономерный характер отличительных особенностей научной речи в целом и ее жанров в частности. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по нефилологическим направлениям подготовки магистратуры, а также для читателей, желающих усовершенствовать свои коммуникативные навыки в области научной речи.
Концептология в современных гуманитарных исследованиях. Лингвистика и лингводидактика
3
Монография посвящена рассмотрению некоторых актуальных вопросов, лежащих в русле современной концептологии и отражающих результаты исследований, проведенных в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы. Особое внимание уделяется проблемам концептологии и применению концептологического подхода при изучении различных видов дискурса. В основу монографии положен принцип междисциплинарности: в книге представлены результаты исследований как в лингвистике, так и в лингводидактике. Адресована исследователям, преподавателям вузов – теоретикам и практикам, ведущим курс иноязычной профессиональной коммуникации, студентам-лингвистам, а также широкой аудитории, интересующейся вопросами концептологии, когнитивной лингвистики и преподавания иностранного языка для специальных целей.
Дискурс-анализ для журналистов. Жанры политического медиадискурса
3
Учебно-методическое пособие «Дискурс-анализ для журналистов. Жанры политического медиадискурса» предназначено для студентов, обучающихся на факультетах филологии и журналистики, на факультетах гуманитарного образования, изучающих журналистику и дискурс-анализ. Целью учебно-методического пособия является формирование компетенции осуществлять дискурс-анализ текстов политического массмедийного дискурса на основе последовательного выполнения дискурсивного анализа отобранных в портфолио текстов. Пособие состоит из двух разделов: первый содержит разъяснение такого понятия, как дискурс, описывает категории дискурса, дает представление об итоговой цели дискурсивного анализа; второй систематизирует представления о дискурсообразующих признаках политического массмедийного дискурса, о дифференциации жанров политического массмедийного дискурса, дает описания различных жанров, входящих в жанровый репертуар политической журналистики и политического массмедийного дискурса. Каждый раздел пособия содержит теоретические мат…
Идеология: между метафизикой и социальным контролем
3
В книге предпринята попытка рассмотреть становление и развитие идеологии как формы коллективного самосознания, систематически исследованы мировоззренческие и логико-гносеологические аспекты этого процесса. Идеология представлена как управленческая структура, опирающаяся на современные политические технологии. Адресована философам, социологам, специалистам в области политических наук, преподавателям и студентам гуманитарных вузов.