Учебники по литературоведению - ТОП 50 лучших книг
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
Труженик образования и неприятный человек Фёдор Тетерников сто с лишним лет назад написал и издал под псевдонимом тягостный, но в свое время весьма популярный текст. Роман Фёдора Сологуба «Мелкий бес» вышел в 1905 году. Но и тогда и сейчас для его адекватного понимания нужен комментарий специалиста.
В этом пособии вас ждут уникальные знания, с помощью которых вы сможете осознанно написать первое полноценное произведение, а те, кто уже пишет, но чувствует, что не хватает знаний и техники, существенно прокачают уровень письма. В этом тексте будет только практика и способы применения знаний на практике, без всякой теоретической ерунды, заумных слов, сложных объяснений. Заодно вы научитесь видеть текст, а не просто читать буквы. Я научу вас пользоваться техникой, владеть пером, читательским разумом, то есть дам определенные профессиональные навыки. Увы, я не смогу научить вас одному — писать талантливо, но вы можете научиться хотя бы просто создавать вменяемый сюжет, а уж качество исполнения зависит только от вашего таланта и работы над собой. Издание второе, дополненное и переработанное.
Книга вошла в шорт-лист конкурса произведений нон-фикшн «Это факт» — 2021 года. И стала лучшим обучающим пособием для молодых авторов по мнению пользователей сайта «Книга Фанфиков» в 2020 году.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
В этой лекции Олег Лекманов выводит «формулу творчества» Александра Блока, самого влиятельного поэта Серебряного века, напоминает основные этапы его творческого пути. В ней вы услышите разбор стихотворений «Вступление» и «Балаган», краткий анализ поэмы «Двенадцать».
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
Поэт-победитель, некрасивый покоритель женских сердец, охотник на львов и трубадур жирафов, глава Цеха поэтов и несчастливый возвращенец, романтический «конквистадор в панцире железном» и автор «Заблудившегося трамвая». Да, это всё он – Николай Степанович Гумилев в небольшой, но захватывающей лекции Олега Лекманова об особом месте поэта в русской литературе Серебряного века.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
Поздние стихи Анны Ахматовой, ее заслуженно высокое место в отечественной литературе часто мешает понять, в чем заключалось своеобразие ее ранних текстов. На примере трех стихотворений 1911-1917 годов Олег Лекманов показывает новаторство Ахматовой, основные приметы ее поэтики в досоветский период творчества.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
Заключительная тема курса «Серебряный век» – писательский путь и творческое кредо Ивана Бунина на примерах рассказов «Антоновские яблоки» и «Чистый понедельник». Это рассказ об авторе, который считал себя последним представителем уходящего мира, наследником великой русской литературы XIX века и оппонентом чуть ли не всей культуры русского модернизма.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
Заумна ль заумь футуристов? Разговор о природе авангардного жеста, об истоках и участниках этого литературного движения Олег Лекманов дополняет как всегда скрупулезным анализом знаковых футуристических текстов. Предметом исследования становятся такие эпохальные высказывания, как «бобэоби» и «дыр-бул-щыл», но не только они. В серьезном разговоре о природе футуризма невозможно обойти стороной «пиээо», «гзи-гзи-гзэо» и, конечно же, столь дорогие для многих «Ананасы в шампанском!»
Практикум содержит материал по организации аудиторной и самостоятельной работы при изучении дисциплины «Теория литературы».
Для студентов и преподавателей по направлению подготовки 45.03.01 Филология, профиль «Русский язык и литература».
Настоящее учебное пособие, составленное в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, содержит материалы к практическим (семинарским) занятиям по курсу «История мировой литературы»: различные историко-литературные и теоретико-литературные вопросы и задания, способствующие полноценному осмыслению студентами и анализу художественных произведений изучаемого периода, умению выявлять взаимосвязи и устанавливать типологические схождения, а также формировать навыки работы с текстом; тесты для самопроверки, использование которых в качестве срезовых возможно при аккредитации филологических специальностей, контрольные и терминологические задания, направленные на формирование навыков работы с художественным текстом, требующие максимальной сосредоточенности и внимания, детального знания художественного текста.
Для студентов-филологов и преподавателей зарубежной литературы.
3-е издание, исправленное и дополненное
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
Сын известного художника, талантливый музыкант и подающий надежды философ все перечеркивает и становится поэтом, поэтом-футуристом. Что он там нашел? Внимание к слову и звуку, живописные подтексты – синтез искусств. На примере двух хрестоматийных текстов Олег Лекманов рассказывает о ранней поэзии Бориса Пастернака, о влиянии на него футуризма и особенно Владимира Маяковского.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
Тема пятнадцатой лекции курса «Серебряный век» – «херувимский» период творчества Сергея Есенина. Олег Лекманов представляет его путь от школьной скамьи до того звездного часа, когда Маяковский уступил ему звание главного хулигана русской литературы. Тут и шоу а ля рюс в Марфо-Мариинской обители, и две версии визита к Александру Блоку, дружба с Сергеем Городецким, первая книга стихов, настоящие ранние стихотворения и поздние литературные мистификации.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
В шестнадцатой лекции курса «Серебряный век» Олег Лекманов предлагает поразмыслить над тремя ранними стихотворениями Марины Цветаевой, чтобы найти ключ к зрелому периоду ее творчества. Что было в начале – до того, как появились «стихи, которые мог бы написать Иов»? Какие события, решения или черты характера послужили причиной трагической перемены в мироощущении Цветаевой в зрелый период ее творчества?
Настоящее учебное пособие, составленное в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, содержит материалы к практическим (семинарским) занятиям по курсу «История мировой литературы»: различные историко-литературные и теоретико-литературные вопросы и задания, способствующие полноценному осмыслению студентами и анализу художественных произведений изучаемого периода, умению выявлять взаимосвязи и устанавливать типологические схождения, а также формировать навыки работы с текстом; тесты для самопроверки, использование которых в качестве срезовых возможно при аккредитации филологических специальностей, контрольные и терминологические задания, направленные на формирование навыков работы с художественным текстом, требующие максимальной сосредоточенности и внимания, детального знания художественного текста.
Для студентов-филологов и преподавателей зарубежной литературы.
3-е издание, исправленное и дополненное
Книга является учебным пособием по современной русской литературе конца XX – начала XXI века. Пособие призвано отразить научный взгляд на тенденции развития русской женской прозы конца XX – начала XXI века и специфику творчества Л. Петрушевской, Л. Улицкой, Т. Толстой, О. Славниковой.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарного профиля, а также для всех, кто занимается русской литературой.
Обычный человек связывает слово «миф» со старинными сказаниями о богах и героях. Полагают, что миф — часть прошлого. Однако это не так. В своей статье я расскажу о процессах мифотворчества в наши дни.
В книге представлена цепь связанных между собою заданий, по которым можно написать произведение.
Книга "Караван выходит на дорогу" знакомит читателя с драматической биографией писателя, доктора филологических наук, профессора Бакыт Карибаевой. Ее имя широко известно профессиональной общественности Казахстана благодаря ее научным трудам и оригинальной концепции, но русскоязычная аудитория впервые познакомится с ее творчеством, откроет для себя многогранный и неповторимый мир пытливого и самобытного ученого и писателя. В книге содержатся уникальные литературоведческие материалы о самобытной казахской литературе. Читатель впервые откроет для себя имена казахских поэтов и прозаиков.
В хрестоматии собраны и систематизированы труды авторитетных ученых-литературоведов, показывающие развитие теоретической мысли от первых методологических подходов к изучению произведений словесного искусства до ее современного состояния, нашедшего отражение в постструктуралистских методиках. Отбор и группировка работ определялись задачей показать совмещение диахронного и синхронного уровней развития пауки о литературе: проявить систему литературоведческих категорий как понятийно-логических, прояснить происхождение и развитие этой системы. К каждому научному тексту предлагаются вопросы и задания для лучшего понимания и усвоения материала.
Для студентов (магистрантов) филологических факультетов, аспирантов, научных работников, учителей-словесников.
Статьи о русской и зарубежной литературе - о произведениях Горького, Ибсена, Кафки, Пинчона, Драйзера и др. В сборнике представлены работы разных лет с 2000-го по 2024 гг.
Романы о доме с привидениями – один из важнейших поджанров литературы ужасов. При всём своём разнообразии эти произведения имеют весьма консервативные особенности композиции и сюжета. В данном исследовании автор на основании выборки книг о столкновении людей с призраками раскрывает основные закономерности повествования, подбора персонажей и литературно-художественных приёмов. Выделены тринадцать пунктов, в соответствии с которыми развивается действие в романах изучаемого жанра. Полностью или частично они наличествуют в каждом крупном произведении о встречах человека с выходцами из мира мёртвых.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
Чтобы раскрутить свой литературный проект, Валерий Брюсов не просто писал стихотворения нового типа. Часть из них он писал под именами вымышленных авторов, и в результате создал иллюзию целого художественного движения. Темы этой лекции: поэтическое творчество, литературная критика и общественная деятельность Брюсова, его «виртуальные поэты» и реальные художественные достижения, а также анализ одного из программных стихотворений.
Обычный человек связывает слово «миф» со старинными сказаниями о богах и героях. Полагают, что миф — часть прошлого. Однако это не так. В своей статье я расскажу о процессах мифотворчества в наши дни.
В настоящем пособии русская литература представлена как часть мировой культуры. В книге рассматриваются процессы в истории европейской культуры, оказавшие серьезное влияние на отечественную литературу, характеризуются такие направления, как классицизм, романтизм, реализм. Значительная часть материала посвящена творческим открытиям русских классиков: в изображении внутреннего мира героев, окружающего их мира, в мастерстве композиции. Охарактеризованы основные понятия теоретической поэтики. Особое внимание уделено взаимосвязи литературы, музыки и живописи: рассматриваются истоки общности терминологической базы в теории этих искусств и отношение к проблеме синтеза искусств на разных этапах истории литературы.
Для студентов творческих факультетов (театральный, музыкальный, факультет изобразительных искусств).
В пособии представлены учебно-методические материалы, необходимые для системного глубокого освоения дисциплины «Введение в литературоведение»: лекционные материалы к курсу, программа практических занятий, тестовые задания, список литературы. Главная задача пособия – помочь студентам, начинающим свое профессиональное филологическое образование, составить надежное и прочное представление о назначении и составе литературной науки, помочь реальному формированию необходимых компетенций, связанных с путями и навыками литературоведческого труда.
Для бакалавров, обучающихся по направлению 032700 «Филология».
4-е издание, стереотипное
В учебнике рассматриваются важнейшие закономерности развития литературы эпохи Просвещения – одного из ярких периодов в истории мировой литературы. Анализируется творчество наиболее выдающихся писателей Англии, Франции, Испании, Италии, США и Германии: Дефо, Свифта, Филдинга, Стерна, Вольтера, Дидро, Руссо, Лессинга, Шиллера, Гёте и др.
Учебник предназначен для студентов, обучающихся по направлениям «Филология» и «Лингвистика», в чью учебную программу входит курс истории зарубежной литературы, а также для широкого круга лиц, интересующихся проблемами развития литературы.
В статье анализируется одно из главнейших произведений направления "деревенская проза" в русской литературе второй половины ХХ века - повесть А. И. Солженицына "Матрёнин двор" с точки зрения мифопоэтики.
В пособии представлен учебно-методический материал, касающийся обеих разновидностей поэтической речи – стиха и прозы, рассматривается родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы: эпос, лирика, драматургия. Большое внимание уделяется творческим портретам крупнейших художников слова XX столетия: М. Горького, И. Бунина, А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка, М. Шолохова, А. Солженицына, В. Шукшина, А. Вампилова, Н. Рубцова, В. Распутина, В. Маканина.
Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по специальностям Русский язык и литература 44.03.05 (бакалавриат) Педагогическое образование; Филология 45.03.01 {бакалавриат).
4-е издание, исправленное и дополненное
Изучение экзистенциальной традиции в русской литературе – новое и весьма перспективное направление в исследовании художественной литературы XX века. Исходя из категории «художественное сознание» как основополагающей при интерпретации литературного процесса, автор рассматривает события и факты русской литературы XX века в тесной связи с развитием литературы европейской.
Интерпретация творчества русских и европейских писателей с использованием контекстно-герменевтического метода позволила наглядно продемонстрировать единство экзистенциальной парадигмы культурной жизни в России и Европе XX века.
Реконструируя русско-европейские писательские диа- и полилоги (С. Кьеркегор – Ф. Тютчев – Л. Толстой – Ф. Достоевский – А. Шопенгауэр – Ф. Ницше – Ф. Кафка – А. Белый – Л. Андреев – Ж.-П. Сартр – А. Камю – И. Бунин – В. Набоков – Г. Иванов и др.), автор очевидно демонстрирует параллелизм, а подчас и первенство русских писателей в развитии экзистенциальной традиции.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
Тяжелое детство и юность Алёши Пешкова научили его ценить людей, которые умеют не то что исправить «свинцовые мерзости русской жизни», но хоть как-то облегчить бремя ближнего. Однако, пафос переустройства мира и человека, да и партийная дисциплина требовали совсем другого. Пьеса «На дне», наверное, потому и получила такую долгую сценическую историю, что в ней отразилась раздвоенность самого автора – уже опытного к тому времени писателя, получившего известность под псевдонимом Максим Горький, но пока еще недостаточно пламенного пропагандиста.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
Математик и сын математика Борис Бугаев превращается в Андрея Белого, чтобы написать самое зрелое и многослойное произведение русского символизма: политика и революция, геометрия Петербурга и литературное наследие XIX века, встреча Востока и Запада – все собрано, как в пучок, в этот «петербургский текст», в карнавал узнаваемых и нереальных персонажей. Слой за слоем Олег Лекманов открывает перед нами архитектуру «Петербурга» – этого символа символистской прозы.
Статьи о русской и зарубежной литературе - о произведениях Горького, Ибсена, Кафки, Пинчона, Драйзера и др. В сборнике представлены работы разных лет с 2000-го по 2024 гг.
В этом пособии вас ждут уникальные знания, с помощью которых вы сможете осознанно написать первое полноценное произведение, а те, кто уже пишет, но чувствует, что не хватает знаний и техники, существенно прокачают уровень письма. В этом тексте будет только практика и способы применения знаний на практике, без всякой теоретической ерунды, заумных слов, сложных объяснений. Заодно вы научитесь видеть текст, а не просто читать буквы. Я научу вас пользоваться техникой, владеть пером, читательским разумом, то есть дам определенные профессиональные навыки. Увы, я не смогу научить вас одному — писать талантливо, но вы можете научиться хотя бы просто создавать вменяемый сюжет, а уж качество исполнения зависит только от вашего таланта и работы над собой. Издание второе, дополненное и переработанное.
Книга вошла в шорт-лист конкурса произведений нон-фикшн «Это факт» — 2021 года. И стала лучшим обучающим пособием для молодых авторов по мнению пользователей сайта «Книга Фанфиков» в 2020 году.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
Эту лекцию Олег Лекманов посвятил поэту, который «родился 28 октября 1885 в стане монгольских исповедующих Будду кочевников… вступил в брачные узы со Смертью… Жил на Волге, Днепре, Неве, Москве, Горыни… Выступил с требованием очистить русский язык от сора иностранных слов, сделавши все, что можно ждать от 10 строк… дал людям способы предвидеть будущее, нашел закон поколений… В 1913 году был назван великим гением современности». Короче, лекция эта о Велимире Хлебникове, чьи амбиции вполне соразмерны победе в какой-нибудь по меньшей мере мировой войне, хотя он и «Не был на военной службе.»
Авторский курс лекций посвящен наиболее сложным для молодого исследователя-филолога или недостаточно проясненным в современной литературоведческой теории и практике вопросам. Изложены многие теории, учения и подходы классиков литературоведческой мысли. Практические навыки исследователя и пути решения некоторых проблем, к которым наиболее часто приходится обращаться литературоведу, освещены на страницах курса лекций с привлечением непосредственного опыта научно-исследовательской работы, научных концепций, гипотез, анализов, избранных методов литературоведческого исследования самого автора курса лекций и его учеников, что принципиально важно для восприятия издания в целом. Тексты лекций написаны на основе уже прочитанного в аудитории аспирантов материала.
Адресован аспирантам, магистрантам, студентам, преподавателям, специалистам в области литературоведения.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
В конце XIX века после десятилетий культа науки и позитивизма маятник качнулся в другую сторону. Отказ от ставки на социальную проблематику, духовные и мистические искания нового поколения интеллигенции в 1890-е годы приводят к зарождению символизма. Тема первой лекции курса о Серебряном веке – культурный контекст, философские истоки, главные идеи европейского и русского символизма.
Ливанов Александр Карпович (1920-1990) - советский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, член Союза писателей СССР. В сборник философских эссе вошли не публиковавшиеся ранее произведения, написанные автором в 1988 г.: о творчестве русских поэтов и писателей, о смысле человеческой жизни, о нравственном кризисе, переживаемом обществом в 1980-е годы.
Главный герой книги и объект исследований – русский поэтический язык, представленный в словах и числах от XVIII века и до начала XXI века. Цель исследований – обнаружение скрытых в поэтическом языке зависимостей, а статистические методы – только инструмент для их поиска. Рассмотрены словари, конкордансы, поэтические корпуса выдающихся поэтов XVIII-XX веков (Г. Державина, А. Пушкина, М. Цветаевой, И. Бродского) и современных поэтов XXI века, определено какие существительные (лексемы) убывают из их языка (день, душа, любовь), какие появляются в нем (время, земля, тело), а какие составляют его ядро и находятся в первых рядах постоянно на протяжении трех веков русской поэзии. Проведена количественная оценка эгоцентризма поэтов, и использования цветов небесной радуги и лексемы «любовь» в русском поэтическом языке. Книга предназначена не только ученым-филологам, преподавателям, аспирантам, студентам, но и вдумчивым любителям поэзии и русского языка, а также поэтам XXI века.
Книга содержит много литературных фак…
В данном пособии представлены материалы теоретического и практического характера. Задача настоящего пособия видится в методологическом, понятийно-терминологическом развертывании литературоведческих категорий сюжета и фабулы, являющихся ключевыми инструментами анализа художественного текста. В теоретическом разделе пособия обсуждаются проблемы сюжетологии в их историческом и современном развитии. Теория сюжета и фабулы в пособии изложена системно, с опорой на ключевые концепции отечественного и зарубежного литературоведения. Особое внимание уделяется формальной теории сюжета и фабулы, изложенной в трудах русских формалистов, впервые разделивших эти категории и наполнивших их специфическим набором свойств и значений, а также художественно-смысловым потенциалом.
В разделе пособия «Практикум» студентам предлагаются задания, связанные с анализом сюжетно-фабульной структуры в аспекте сюжетосложения. Вопросы и задания носят дифференцирующий характер, направлены на прояснение студентами сложных вопросов теории сю…
Курс «Основы теории литературы» еще часто именуют «Введение в литературоведение» - базовый предмет на первом курсе филологического факультета. Часто он сложен в восприятии, потому что вчерашнему школьнику, нынешнему студенту не так просто освоить специфическую терминологию. Эта книга – краткий конспект лекций, написанный на основании вузовского курса. Она будет полезна не только и не столько студентам, но и читателям, которые хотят освоить теоретические основы литературы.
В пособии обосновывается система понятий, изучаемых в курсе теории литературы и используемых при анализе литературных произведений эпического, лирического и драматического рода;освещаются ведущие аспекты литературного процесса (род, жанр, метод, стиль, литературное направление); рассматриваются основные концепции и точки зрения на сущность литературы, сложившиеся в теории литературы и эстетике в ХIХ—ХХ вв. В трактовке понятий и категорий учитываются современные подходы к их пониманию; осмысление и обоснование ряда понятий (лирическое произведение, пространственно-временная организация эпического произведения, стиль) сопровождается анализом конкретных литературных текстов.
Пособие адресовано студентам, аспирантам и другим категориям читателей, специализирующихся в области филологии.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
«Поэзия болезненных сцеплений» Иннокентия Анненского – настоящий кладезь для романтиков и декадентов. Старейший из символистов (1855 г.р.), он долгое время оставался в тени: школьный учитель, переводчик Еврипида, директор Царскосельской гимназии. Первая книга стихов Анненского вышла, когда ему было 49 лет. Недолгий период признания обрывается его смертью в 1909 г. Несмотря на трагический, мрачный характер его текстов, поэт оказал большое влияние на многих известных мастеров Серебряного века. Он и в наши дни остается самым читаемым из поэтов-символистов.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
Николаю Гумилеву и Сергею Городецкому так хотелось быть мэтрами поэтической школы, что они форсировали создание акмеизма, не успев разработать его теорию. Состоялся акмеизм как литературная школа или нет, но колокольчик мэтров звенел, «Цех поэтов» трудился, на смену тайнам пришли загадки, а мы получили лучших поэтов века и много интереснейших текстов, например, образцово акмеистическое стихотворение О. Мандельштама, которое Олег Лекманов разбирает в этой лекции.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
Для Александра Блока этот юноша из Тенишевского коммерческого училища был не более, чем подражателем Надсона, поэтом второго сорта. «Интертекстуальность», как специальный термин, появится только через 60 лет. Сам Осип Эмильевич в 1933 г. напишет, что «поэтическое слово есть пучок, и смысл из него торчит в разные стороны». Тонкая, трепетная работа с узорами смыслов, связей, подтекстами и контекстами легко узнается уже в самых ранних стихах Мандельштама. Послушайте анализ трех его ранних стихотворений, важных для понимания творческого пути поэта.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
Олег Лекманов раскрывает секреты раннего Владимира Маяковского: ключевые события в жизни поэта до революции 1917 года и анализ трех его риторических стратегий на примере трех стихотворений.
Издание представляет собой вторую часть практикума, подготовленного в рамках учебно-методического комплекса «Зарубежная литература XVIII века», разработанного сотрудниками кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ. В него вошли фрагменты работ ведущих специалистов по западноевропейской и американской литературам XVIII в., снабженные контрольными заданиями. Материалы хрестоматии могут служить дополнительным источником информации о творчестве английских, французских, итальянских, американских и немецких писателей XVIII в. и предназначены как для самостоятельной подготовки студентов и аспирантов, так и для использования во время практических занятий под руководством преподавателя.
Для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям «Филология» и «Лингвистика».
Авторский курс лекций посвящен наиболее сложным для молодого исследователя-филолога или недостаточно проясненным в современной литературоведческой теории и практике вопросам. Изложены многие теории, учения и подходы классиков литературоведческой мысли. Практические навыки исследователя и пути решения некоторых проблем, к которым наиболее часто приходится обращаться литературоведу, освещены на страницах курса лекций с привлечением непосредственного опыта научно-исследовательской работы, научных концепций, гипотез, анализов, избранных методов литературоведческого исследования самого автора курса лекций и его учеников, что принципиально важно для восприятия издания в целом. Тексты лекций написаны на основе уже прочитанного в аудитории аспирантов материала.
Адресован аспирантам, магистрантам, студентам, преподавателям, специалистам в области литературоведения.
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.
Владислав Ходасевич поздно и ненадолго вышел из тени своих известных современников, выпустил две замечательные книги стихов, а затем снова и уже навсегда погрузился в свою «Европейскую ночь». Мистический оптимизм книги «Путем зерна» (1920) сменяет мрачноватая философичность «Тяжелой лиры» (1922). В последние годы жизни он и вовсе перестает писать стихи. Но в поэзии Серебряного века он остается мастером, который умеет в малом увидеть великое и кратко, скупо, буквально парой строк рассказать об этом видении. Семнадцатая лекция курса «Серебряный век» – это разговор об особом месте Ходасевича в поэзии русского модернизма и внимательный разбор двух его стихотворений.
Анализ знаменитой тетралогии Фёдора Абрамова "Пряслины", повествующей о военной и послевоенной жизни деревни в Архангельской области, непарадной картине колхозной жизни и деформации крестьянского уклада.
Впервые публикуемая переписка видных деятелей староверия XX в., коллекционеров и знатоков книги И. Н. Заволоко (1897–1984) и М. И. Чуванова (1890–1988) включает 143 письма и охватывает почти четверть столетия. Масштаб личности обоих корреспондентов, общность их интересов и жизненного опыта предопределили большое значение их переписки для истории современного староверия, собирательства и науки. В переписке подробно освещены такие важные темы, как подготовка Поместного собора Русской Православной Церкви 1971 г., принявшего историческое решение об отмене кляв на старые обряды; сохранение и изучение культурного наследия староверия самими старообрядцами, их тесные контакты с представителями академической науки, история археографических экспедиций, подготовка и издание Старообрядческого церковного календаря.
Издание посвящено 120-летию со дня рождения И. Н. Заволоко и 30-летию со дня смерти М. И. Чуванова.
Письма издаются по автографам, ныне хранящимся в архивах Митрополии РПСЦ и Рижской Гребенщиковской старооб…
Большая часть написанного о творчестве Ю. К. Олеши относится к сказке «Три толстяка». Что же касается романа «Зависть», то зачастую мы имеем дело с литературно-критическими отзывами, которые посвящены вопросам о положении интеллигенции в советское время, о роли этого романа в биографии и творчестве писателя, об идеологических спорах того времени и т. п. Лишь с 60-х годов XX века, по сути, начинается научное изучение произведения.














































