countymayo
Отзыв с LiveLib от 11 июля 2012 г., 21:25
Одна из тех книг флэшмоба, что даже стыдно признаться в их непрочитанности. Очень хорошо помню шумиху 80-х годов после первого издания "Детей", диспуты, газетные статьи, выступления по телевидению... А Нину Андрееву помните? Со статьёй "Не могу поступаться принципами"? Вот и цитата из неё: Добавлю, что и автор "Детей Арбата" А. Рыбаков откровенно признал, что отдельные сюжеты заимствованы им из эмигрантских публикаций. Самое забавное (или наоборот), что мало кто сейчас поймёт, какой силы и мощи обвинение здесь процитировано. Ну, из эмигрантских, ну и что, собственно? Правда, это уже была стрела на излёте...
Рыбакова склоняли во всех падежах: и восхваляли, и принижали. Иосиф Бродский публично назвал трилогию макулатурой. Или, не будь рядом помянут, некто утверждал в стихотворной форме, что детей Арбата нечего жалеть, они лишь ответили своею кровью за детей Николая II... До сих пор многие свято убеждены, что события тридцатых годов - это проблема энного [пренебрежимого] количества номенклатурных зажравшихся сыночков и дочурок, а не великой России, которой в конечном итоге всё пошло на пользу. Наверное, для них стоит оговориться, что мой отзыв - это отзыв на роман, а не на исторический процесс.
И первое же, что в романе поразило до глубины души - это его увлекательность. "Детьми" зачитываешься, как в детстве "Кортиком" или "Бронзовой птицей", и стоит рекомендовать книгу только тем, кто с удовольствием вникал вместе с Мишкой и Генкой в таинства мудрой литореи и разбирался в видах и подвидах рода орлиных ("Эх ты, сип белоголовый!") Кстати, в одной из критических статей мелькала и такая фраза: "весёлые комсомольские похождения героев Рыбакова..." Похождения действительно были бы весёлыми - если б не было так грустно. И они непререкаемо наводят на мысль: сесть в тюрьму тоже хорошо вовремя. Пока ты молод, силён и ужасы не ужасны, а развивают ум, как образовательные путешествия аристократов в старину. Пока машина ещё не разошлась во всю ивановскую, и есть ещё надежда выскользнуть из неё невредимым. Пока страх отступает перед надеждой. Ибо Саша Панкратов - это сам Толя Рыбаков, Варя - его сестра Раиса, Панкратовы-старшие - это Рыбаковы-старшие со всей тяжкой эпопеей своих семейных разногласий. Лена Будягина - Елена Розенгольц, в целях конспирации переделанная из еврейки в наполовину армянку. "Главный человек" Сольц вообще выведен под собственным именем. И графолог Д.М. Зуев-Инсаров тоже. Кто тогда Шарок? Не знаю и догадываться не хочу. Даже дурацкие стишки из стенгазеты, за которые протагонист и вылетел из комсомола, приведены с текстуальной точностью. И безусловно, судьба Толи могла оказаться гораздо страшнее. Что касается меня, я ещё не достигла таких духовных высот - упрекать кого-либо, что он мало пострадал, надо бы побольше.Естественно, своя доля социального заказа в баснословной популярности "Детей Арбата" была. По сравнению, допустим с Варламом Шаламовым трилогия Рыбакова воспринималась как "Три мушкетёра" - мы встретимся, господа, обязательно встретимся двадцать лет спустя. Добрая ностальгия по старой чистенькой Москве, надежда, что всё перемелется и сложится к лучшему. А какие запоминающиеся образы: полуголодный гордец поэт в углу столовки! рыцарь наживы Борис, одержимый мыслью устроиться везде - и устроится ведь! Деревенская искусительница Лукешка - "а может, обангаришься?" Нашим современникам, поднимающим тему репрессий, стоило бы у Анатолия Наумовича поучиться. (Заметьте, Л. Улицкая даже не упомянута, а всем всё ясно!) И основная идея:Лидией Григорьевной, думаю, двигало то, что выше всех религий и идей, – способность жертвовать собой ради других. И то, что это проявляется даже здесь, все это, повторяю, вселяет надежду: человеческое в человеке не убито и никогда не будет убито. Посмотрим, сказал слепой, как будет плясать хромой, а покойник, на столе лёжа, прибавил: До всего доживём. Первая часть заканчивается убийством Кирова. Вторая будет называться "Страх".
Yulichka_2304
Отзыв с LiveLib от 27 апреля 2021 г., 16:38
Наверное, каждого хотя бы раз в жизни посещала мысль о том, как было бы здорово жить в какую-нибудь другую эпоху. Кому-то хотелось бы, облачившись в семь килограммов кринолина, пить чай в английской гостиной девятнадцатого века; кому-то – добывать огонь палкой-копалкой, не выпуская из виду пасущегося неподалёку мамонта; кто-то наверняка мечтал драться на шпагах, защищая какую-нибудь прекрасную даму от Святой Инквизиции; но вряд ли найдётся человек, который мечтал жить в эпоху правления Сталина, особенно в драматические 30-е года, расцвет его всевластия. Хотя что уж там говорить, сталинский тоталитаризм распластал свои идеологические крылья над СССР на добрые тридцать лет.Первая книга тетралогии – лишь предвестие "большой чистки", массовых сталинских репрессий, большая часть которых пришлась на конец тридцатых. В центре сюжета – яркие представители советской молодёжи, компания друзей, выросших по соседству в одном арбатском дворике и друживших со школьных времён. Саша Панкратов – прототип самого Рыбакова – студент транспортного института, идеалист, предан социалистической партии и товарищу Сталину. И именно горячо любимая партия отправила Сашу в сибирскую ссылку, даже не потрудившись объяснить тому за что, собственно, она его туда отправила. Но в то время было бесполезным задавать вопросы: если ты попался на крючок беспощадной системы – у тебя просто нет шансов. В политических играх без правил простым людям отводилась роль пушечного мяса. Можно вылететь из института за эпиграммы на злобу дня, можно сесть в тюрьму за то, что пытался защитить "неправильного" человека, или отправиться в ссылку только потому, что кому-то это выгодно.Ещё один яркий персонаж – Варя. Честная, порывистая, искренняя. Слегка рассеянная, взбаломошная, немного заблудившаяся по жизни, но в то же время чуткая, открытая и преданная. Варя порхает по жизни, как прелестный мотылёк, неизбежно летящий на открытый огонь и обжигающий крылья. Много внимания в романе уделено политическим аспектам, а в частности фигуре Иосифа Виссарионовича и его ближайшего окружения. Но даже самые, казалось бы, сухие факты изложены доступным художественным слогом, позволяющим взглянуть на историю под другим углом зрения. В конце концов, под маской авторитарного правителя и творца людских судеб, скрывается обычный человек, которому не чуждо ничто мирское. В романе показан именно такой Сталин: его рассуждения о соратниках и возможные предпосылки их действий, его литературные и музыкальные пристрастия, его недуги и болезненный эгоцентризм. Именно после таких произведений как "Дети Арбата"хочется расширить собственные познания в истории и разобрать эпоху на составляющие, отражающие различные жизненные аспекты. Хочется понять, чем люди жили и что ими двигало, тем самым имея возможность сравнить с настоящим.