Отзывы о книге Анатомия человеческой деструктивности
bru_sia
Отзыв с LiveLib от 20 января 2021 г., 08:00
Как удивительно легко даются Фромму рассуждения и сколь доступной предстаёт психология перед читателем!Невероятно точно подобрано название книги - человеческая деструктивность (под которой автор понимает любой разрушительное поведение, как физическое, то есть относящееся к материальному миру, так и нравственное, психологическое, духовное разрушение, направленное на себя самого или другой объект) здесь мастерски препарирована, разобрана на составные части и каждая из частей подвержена детальнейшей исследованию.Несмотря на внушительный объём книги, она читается взахлёб (за исключением, может быть, последней четвери, посвящённой психологическому анализу личностей двух важнейших фигур национал-социалистического движения), притом понятна будет как тем, кто хорошо ориентируется в концепциях, принятых и применяемых в психологии, так и далёким от этой дисциплины.Основное внимание уделено рассмотрению двух противопоставляемых концепций (в лучших традициях диалектического мышления автор подчёркивает как внутреннее сходство, так и внешнее различие инстинктивизма и бихевиоризма), рассматривающим деструктивность в том смысле, как её понимает Фромм, и дающим возможные интерпретации человеческой природы, способные объяснить разрушительное поведение человека, не то зависящее от обстоятельств, не то заложенное в нём самом.
Книга также включает в себя подробный анализ некоторых психологических экспериментов, для изучения агрессии затрагивает также результаты исследований из других дисциплин (нейрофизиология, палеонтология и наблюдения за животными).Завершает труд, как отмечалось ранее, психологический разбор характером главенствующей верхушки СС. И хотя данная тема представляет меньший интерес для читателя (в отрыве от книги с данными работами автора почитатель его творчества вряд ли бы познакомился), автору удаётся, притом весьма убедительно, донести основную, пугающую мысль - даже имеющие изначально склонности к насилию и жестокости люди становятся чудовищами исключительно при благоприятствующих для того обстоятельствах, и именно общество в конечном счёте создаёт из них монстров.Хочется отметить исключительную последовательность автора, его детальный анализ исследуемого материала, аргументированность тезисов и доступность изложения не оставляют читателю шансов усомниться в истинности приведённых суждений и сделанных на их основе выводов. Всем поклонникам творчества автора, интересующимся психологией и деструктивностью, а также просто неравнодушным можно искренне советовать познакомиться с книгой.
Vladimir_Aleksandrov
Отзыв с LiveLib от 16 сентября 2019 г., 19:21
Название книги, как правило, или полнее её содержания, или содержание полнее названия. В данном случае мы можем наблюдать первый вариант, т.е.: замах неплохой, но охват всё-равно неполный. Но в целом, книга всё равно хорошая.. временами (и нередко) упрощенная, временами спорно категоричная, но хорошая. Фромм вообще "красавчик", достаточно искренний и достаточно стойкий проповедник (общечеловеческой) любви.
Далее, как обычно -несколько цитат и, соответствующих им, моих комментариев.
-"Мы должны различать у человека два совершенно разных вида агрессии. Первый вид, общий и для человека, и для всех животных,– это филогенетически заложенный импульс к атаке (или к бегству) в ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная «доброкачественная» агрессия служит делу выживания индивида и рода; она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид представляет «злокачественная» агрессия – это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и практически отсутствуют у других млекопитающих; она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет никакой цели." -это почему же? -помечаю я: -цель-то она (эта «злокачественная» агрессия) как раз и может иметь и даже много разных целей: напугать других, врага, сородичей.. показать силу, власть.. в каких-то случаях с её помощью, жертвуя меньшим, достигали большего и т.д.
-"Человек нуждается в драматизме жизни и переживаниях; и если на высшем уровне своих достижений он не находит удовлетворения, то сам создает себе драму разрушения." -смешно, по этой логике не видать ему, этому человеку нашему рая -ни здесь, ни там, ни вообще нигде.. Вообще, Фромм часто загоняет себя в тупик своими размышлениями, но, то ли он сам не видит, то ли не хочет замечать.. главное -сделать красивое умозаключение, не важно, что если логически его развивать, то буквально через несколько шагов оно же само приведет к противоположному первоначально заложенному посылу..
-"Радикальный критический разум лишь тогда бывает плодотворным, когда он выступает в единстве с бесценным человеческим даром, имя которому – любовь к жизни."
У меня (пока) всё.
Степень парлептипности 0,19. Степень густоты (крови) 0,11.
augustin_blade
Отзыв с LiveLib от 4 июня 2013 г., 10:07
Человек нуждается в драматизме жизни и переживаниях; и если на высшем уровне своих достижений он не находит удовлетворения, то сам создает себе драму разрушения.
Периодически меня тянет порассуждать на философские или около того темы нет бы делом заняться. Одна из них - почему в человеке есть зло, откуда оно берется и как же так получается, что кто-то умеет подавить в себе агрессию, кого-то хлебом не корми - дай покалечить соседа, а третьи вообще лишены этого чувства, когда хочется укусить за неверно брошенное слово. Что называется, откуда что берется и как избежать последствий.Эрих Фромм, я уверена, потрясающе в свое время читал лекции студентам. "Анатомия человеческой деструктивности" - пласт лекций на целый УМК, которые я имела честь посетить сквозь призму времен. Сперва ерзаешь на стуле, нетерпеливо стучишь карандашом по столу, мол, хоть бы этот дяденька не лечил высокими образами и не ходил вокруг да около. Конечно, это Эрих Фромм, но мы до этого вообще не пересекались, мало ли. Мои опасения на тему лекции поверхностной и несерьезной были действительно напрасны. Это самая настоящая анатомия, потому что как еще назвать такое доскональное изучение вопроса по всем фронтам. Сразу представляешь себе, например, труп убийцы на медицинском столе, вокруг ходит товарищ Фромм и, периодически хмурясь, пытается понять, почему в голове этого парня все сложилось именно так. Но я утрирую, автор не зацикливается исключительно на своей точке зрения. Нас ждет путешествие сквозь века в части вопроса жестокости, агрессивности и деструктивности, нашими гостями в лекционном зале станут нейрология, физиология, история, антропология, психология, политология и многие другие. Эриха Фромма очень удобно и легко конспектировать. Сперва точка зрения, потом отличия или сходства ее с ранее рассмотренными мнениями, авторские "за" или "против" и потом собственная точка зрения. Но не просто, мол, дядя Фрейд, ты был неправ, тут тебе и обоснование, и примеры, и полемика. Если что-то непонятно, или ты просто потерялся (несмотря на удобство для конспектирования, потеряться можно легко), то просто можно вернуться на пару страниц назад и повторить тему прошлой главы, благо, лектор терпелив и никуда не спешит.Как итог - отличная возможность копнуть как можно глубже на тему того, откуда есть пошли душегубы на земле нашей. Что такое агрессия, что такое деструктивность, почему человек такой человек и остальное по списку - читать лучше с перерывами, потому что моей голове, например, требовалось время, чтобы разложить все по полочкам и топать дальше. Ну и про Гитлера Фромм не забыл, куда же без Гитлера.
Dasha-VS90
Отзыв с LiveLib от 17 ноября 2017 г., 20:06
Как объяснить человеческую жажду жестокости? В мире, в котором насилие, похоже, растет, Эрих Фромм рассматривал этот навязчивый вопрос с глубиной и масштабом в самой оригинальной и далеко идущей работе.Вначале Фромм опровергает теорию врожденного агрессивного инстинкта, предложенную Лоренцом, основанной на измененной версии фрейдистской дихотомии между Эросом и Танатосом. Животные действуют инстинктами, но люди имеют «характерные увлечения», «внутреннюю карту», которая посредничает и в значительной степени формируется физиологией и социальной средой, которая может быть либо «биофильной» или «некрофильной»; рассматриваемые как набор, они составляют характер человека. Далее Фромм определяет, что агрессивные действия также могут быть либо жизнеобеспечивающими, а, следовательно, «доброкачественными» или смертоносными, следовательно, «злокачественными». В то время как доброкачественная агрессия является реактивной, самоотверженной и предпринятой в защиту того, что считается «жизненно важным», злокачественная агрессия направлена на контроль над другими, уничтожение и жестокость ради них самих, ради удовольствия, которое получает агрессор. (Злокачественные характерные типы, такие как Сталин - особый вид садиста; Гитлер - особый вид некрофила.)И тут сам собой рождается вопрос: «Существует ли набор стандартов, по которым мы могли бы решить, что такое «жизненно важные интересы и цели» и как их «защищать?» И если одни и те же цели могут быть достигнуты с помощью менее агрессивных средств, то как это можно реализовать в жизни? Фромм пишет: «Все, чем может помочь один человек другому — это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существование альтернативы»
Анализируя общество и отдельно взятую личность Фромм делает интересный вывод: «Человек нуждается в драматизме жизни и переживаниях; и если на высшем уровне своих достижений, он не находит удовлетворения, то сам создает себе драму разрушения» Что это, если не попытка убежать от собственной скуки? И к чему это может привести?Позиция, представленная в этой книге, - это разумная вера в способность человека вырваться из того, что кажется фатальной паутиной обстоятельств, которые он создал. Это не позиция, оптимистов или пессимистов, ведь оптимизм - это отчужденная форма веры, пессимизм - это отчужденная форма сомнения. Это позиция радикалов, которые имеют разумную веру в способность человека избегать предельной катастрофы. Этот гуманистический радикализм стремится освободить человека от цепей иллюзий, он постулирует, что фундаментальные изменения необходимы не только в наших экономической и политической структуры, но и в наших ценностях, в нашей концепции целей человека и в нашем личном поведении.Но критическая и радикальная мысль принесут свои плоды только тогда, когда они будут сочетаться с самой большой ценностью, которой обладает человек. И это не жизнь как таковая, это ЛЮБОВЬ к жизни.
Meevir
Отзыв с LiveLib от 5 сентября 2015 г., 16:09
Я очень мучительно читала эту книгу - и это при том, что "Бегство от свободы" мне у Фромма очень понравилось! В "анатомии деструктивности" слишком много воды, тривиальных сведений (примерно вся первая половина книги, до того, как автор переходит от экскурса в историю и антропологию, к, собственно, своим идеям про некрофилию) и попыток натянуть сову на глобус.
Например, в одном месте он пишет следующее, чтобы проиллюстрировать свою идею о том, что первобытные общества не жестоки:"Среди многочисленных догадок о том, для какой цели из черепов синантропов был вынут мозг, заслуживает внимание гипотеза, согласно которой в данном случае мы имеем дело с ритуальным действом; мозг был изъят из черепов не ради еды, как таковой, а ради приготовления священного кушанья. "... Это, конечно же, огромная разница, вскрыли кому-то череп из жестоких побуждений или с глубоким религиозным подтекстом. Ага, "и водку бессмысленно больше не жрать, а жрать её только с особенным смыслом" (ТМ).
При этом Фромм не гнушается двойными стандартами - синантропам можно вскрывать своим братцам мозг ради священного кушанья и это не жестоко, а вот фашистам в угаре религиозного арманизма уничтожать врагов нации - нельзя, это жестоко. Фромм охотно выдаёт индульгенцию на жестокость первобытным обществам, мол, они же первобытные, значит, не жестокие. Откровенная прогрессофобия торчит из всей его теории о некрофилии. Фромм записал в некрофилы всех, кому не спится по вечерам (не, ребята, какой там мелатонин, какие циркадные ритмы, вы просто все гнусные некрофилы, вот в чем дело), всех, кто любит фотографировать цветочки (ага, фотографируешь цветочек, значит, хочешь им, умерщвлённым фотоаппаратом, обладать!) и всех, кто любит прогресс и технику. Видимо, если ты плохо спишь, фотографируешь цветочки и любишь прогресс одновременно, то гаже и испорченнее тебя существа на земле просто нет.
В рецензиях я видела, что многих эта книга вдохновила, но меня, честно говоря - нет.Во-первых, я не поняла, что плохого Фромму сделали фотографии цветочков, да так, что он всех фотографов цветочков называет некрофилами, как фашистов. То есть сфотографировал цветочек - всё, ты некрофил и фашист. Во-вторых, Фромм даже не трудится аргументировать, почему всё, вообще всё, связанное со смертью, должно вызывать у человека отвращение ну или хотя бы тщательно им игнорироваться. То есть понятно, что таково его мнение, но почему? Вот Кларисса Пинкола Эстес, например, смотрит на смерть совершенно по-другому, как на часть процесса жизни, важную часть перерождения, вводит её как архетипический образ Матери Жизни-Смерти-Жизни. Господа психоаналитики, что ж вы в рамках одной этой вашей психоаналитической доктрины разговариваете взаимоисключающими параграфами? В-третьих, зашоренный узким психоаналитическим подходом, Фромм пытается свести всю трагедию формирования, функционирования и разрушения немецкой фашистской машины к отношениям Гитлера с матерью, про которые нет, к тому же, достоверных сведений. Но нет, мы теперь знаем, во многом благодаря великим экспериментам Милгрема и Зимбардо, что это тупиковая ветвь исследования жестокого поведения масс людей. Книга оставила очень тяжелое впечатления того, что автор эксплуатирует умолчания в документах, двойные стандарты и ничем не аргументированные высказывания, чтобы доказать торжество своих фрейдо-марксистских взглядов.