margo000
Отзыв с LiveLib от 11 июля 2013 г., 00:12
Прошлое лето (2012-ого года) прошло у меня под девизом "Перечитай "Войну и мир" - в этом году почти весь июнь прошел погруженным в мир другого четырехтомника... Впрочем, если бы это название не было уже занято Толстым, роман Шолохова вполне мог бы именоваться так же - "Война и мир". Ведь правда?!
Две эпопеи. Два великих полотна: глубокие, широкие, многогранные.... Заставляющие мучаться и сомневаться, искать и терять, радоваться и горевать - вместе с героями, вместе с автором...Первый раз я читала "Тихий Дон" еще в доперестроечный период - и как же легко мне было! Нет, я, конечно, тогда тоже переживала, видела метания героев, противоречивость идеологий "красных" и "белых", но!!! Как же всё было более-менее просто: эти - "наши", эти - "враги". Ну, или не "враги", а просто - "НЕ наши".
И всё.
И баста.
При этом, безусловно, видела прекрасно (как и в других книгах, в других фильмах), что и "красные", и "белые" встречались всякие: и "хорошие", и "плохие", это понятно. Люди есть люди. Но при этом В ЦЕЛОМ всё было ясно. Ясно, кто прав и кто виноват.А сейчас?... Сейчас вся душа исполосовалась, голова распухала от бесконечных мыслей и раздумий... И о судьбах родины тоже, чего уж тут скрывать.
Сильная книга.
Параллель с романом Толстого я бы провела не только на основании размаха и громадности обоих произведений, но и на основании того, что очень уж пересекаются позиции авторов по многим вопросам.
К примеру, толстовское неприятие философии войны читается также и буквально в каждой главе "Тихого Дона". Вот, например:
А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожение себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались; вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались, нравственно искалеченные.
Это называли подвигом.
Или вот:
Травой зарастают могилы, — давностью зарастает боль. Ветер зализал следы ушедших, — время залижет и кровяную боль, и память тех, кто не дождался родимых и не дождётся, потому что коротка человеческая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы…
За эти и подобные им цитаты могу просто голову преклонить перед автором.
Страшная книга. И очень человечная. Кто умеет читать такое - ох какой урок получит....Григорий и Аксинья остались для меня по-прежнему любимейшими персонажами. Я боялась перечитывать - вдруг сейчас и на их отношения, на их судьбы посмотрю под новым углом: в прежнее свое прочтение я была все-таки еще юной девочкой, теперь же - замужняя дама, вдруг не понравится вымученная, страдальческая, но такая сильная страсть двух героев.
Но нет, тут всё в порядке.
Душа при чтении этих страниц так же исполосовалась, но теперь уже просто от бабского сочувствия и понимания... И от зависти, наверное, тоже.
Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, друнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь.
— Гриша... Гришенька...
— Не надо! Без слез. Хватит же! Потом покричим с тобой, время будет... Собирайся, у меня кони ждут в яру. Ну? Едешь?
— А как бы ты думал? .....Как бы ты думал? ...... Поеду, Гришенька, родненький мой! Пеши пойду, поползу следом за тобой...
Эх...Хорошая книга.
Много струн душевных затрагивает.
Даже если и не во всем согласен с автором.А вот на тему, кто же именно и в какой степени является автором этого романа, я умышленно говорить не хочу. Хоть и читала на эту тему много...
Вероятно, это тот случай, когда для меня ценным становится само произведение. Вне зависимости от его авторства.
Tarakosha
Отзыв с LiveLib от 16 ноября 2017 г., 16:23
Никого не пощадила эта осень,
Даже солнце не в ту сторону упало....
Никого не пощадила осень 1917 года, когда революция, государственный переворот или эксперимент ( как не назови, суть не изменится) огромную многонациональную страну с тысячелетней историей вывела совершенно на другую дорогу и обернулась потом, кровью, голодом, разрухой, да еще и войной брат на брата, когда не щадили никого и ничего, лютовали по страшному и уставший и озверевший народ уже хотел только покоя. Хучь красные, хучь белые..Поэтому с интересом, но одновременно и с затаенным ужасом подходила я к чтению такого монументального романа. Хотелось прочитать написанное автором, жившим в тех местах, по которым больше всего проехалась тяжелым катком чудовищная гражданская война, но и боялась односторонности раскрытия темы, невольного занятия автором позиции той или другой воюющей стороны.
К тому же в свое время прочитанная Поднятая целина автора очень понравилась (даже писала сочинение по ней то ли в школе, то при поступлении в универ), но осталось ощущение, что автор там четко уже был за социализм. Но в итоге все чтение превратилось в интересное, нужное , но, конечно, тягостное, изматывающее книжное путешествие, особенно в третьем и четвертом томе, когда вовсю по родной земле идет гражданская война. И поймала я себя на мысли, что, читая про войну ( а читаю я их постоянно) проще принять происходящее, когда ты знаешь, что там враг и надо его уничтожить. А тут больнее и страшнее звучит все, когда родственники друг против друга идут (например, Кошевой и Григорий).Конечно, начало романа выглядит такой пасторальной картинкой, где все пока хорошо. Живут, пашут землю, растят хлеб, любят, рожают детей. Но тем серьезнее и трагичнее воспринимается все происходящее дальше, когда мирная жизнь рушится день за днем, земля обильно удобряется кровью..В целом, сюжет такой глыбищи ( тут и Первая мировая, революция и Гражданская война, красные и белые) и написание романа и является как раз попыткой осознать и проанализировать произошедшую трагедию. Страны и народа...И на примере семей Мелеховых, Коршуновых, Леницких, Астаховых показать все брожение в массах, боль, отчаяние, но и жизнь, которую каждый из них жил как умел. Этот роман просто невозможно читать с холодной головой и отчужденным сердцем. Чья -то судьба, да и в целом народная обязательно заденет, шибанет покрепче. Герои у Михаила Шолохова все получились настоящие и живые, где каждый и ошибается, и верит, и надеется. Нет идеальных, есть просто люди. Тут жалко всех (если смотреть в какое время им пришлось жить), а если брать по отдельности, особенно женские персонажи (главные), то, пожалуй только Ильинишну и детей. В отношении остальных с их любовями хочется сказать словами той-же Ильинишны: И это вся печаль.... ?Несомненным плюсом для меня стало то, что автор не занимает определенную позицию, показывая все происходящее как оно было, не давая оценок, никого не обеляя и не пытаясь представить в лучшем свете.
Одновременно с этим он показывает и как зарождалось революционное движение на Дону (Штокман), как каждый лагерь пытался переманить на свою сторону простое население, суля лучшую долю и обманом повергая людей в новые бесчинства, как становились революционерами вчерашние босяки (Кошевой). И подумалось мне , как бы обернулась его судьба в 1937 году ? Таких идейных тогда тоже не щадили...Стоит ли говорить о том, что язык у романа чудесный, прекрасно передающий и красоты шикарной донской природы, да и любой, куда забрасывает главного героя (Григорий Мелехов ) нелегкая судьба, чувства и переживания огромного числа персонажей. А уж настоящая казацкая речь с их хучь, зараз, апосля, погутарить... прямо услада. Люблю, когда в тексте отображаются национальные черты во всем.И тяжело, и трудно давались порой некоторые страницы, но подойдя к финалу, где не ждать пощады до последнего, и оглянувшись на пройденное и прожитое героями, поняла, что читать такие книги надо , обязательно надо...