Философия науки - ТОП 50 лучших книг
Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных специальностей вузов. В работе представлена широкая панорама концепций, освещающих различные процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные научные методы познания мира. Основное внимание уделено рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное мировоззренческое и методологическое значение.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов и вузов, а также всех интересующихся философскими вопросами естествознания.
В учебном пособии рассматриваются основные проблемы современной философии науки. В их числе: определение науки, научный метод, основные научные категории, нормы и идеалы науки, роль ценностей в социальных науках, научная критика, типы научных проблем и др. Также рассматриваются философия экономики и философия права. Включена глава о философии наук об искусстве, рассчитанная на занимающихся такими науками.
Книга соответствует стандартным требованиям к учебным пособиям такого рода.
Этот текст – сокращенная версия книги Кевина Келли «Неизбежное. Осмысление 12 технологических трендов, которые будут определять наше будущее». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.
О книге
Подход Кевина Келли к будущему опирается на систему 12 технологических трендов, которые спровоцируют импульс дальнейших инноваций. Автор каталогизирует разработки последних двух десятилетий, от появления интернета до цифровых сервисов, таких как Facebook и Uber. Каждая глава посвящена одному из трендов и заканчивается предсказанием того, как будет выглядеть наша повседневная жизнь, если тренд сохранится. Например, Келли предрекает тотальную персонализацию всех сфер жизни, включая здравоохранение и рекламу, управление приборами при помощи взглядов и жестов, объединение в единой матрице машин и людей, пересмотр отношения к собственности, отказ от анонимности в обществе. Его рассуждения идеализированы и полны оптимизма, книга в целом излучает веру в силу технологий для улучшения мира.
Зачем читать
Увидеть векто…
В пособии в сжатой и доступной форме освещены самые важные современные концепции физики, химии, философии, биологии и других наук о неживой и живой природе. Наиболее сложные вопросы и проблемы естествознания изложены в простой и ясной форме. Книга позволит быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарного профиля, а также для учителей средних школ, лицеев и колледжей, для широкого круга читателей, интересующихся различными аспектами естествознания.
Аудиокнига известного ученого-эволюциониста и одаренного писателя Ричарда Докинза о… поэзии в науке.
Джон Китс вменял Ньютону в вину, что тот, объяснив происхождение радуги, уничтожил ее красоту. Докинз в своей яркой и провокационной манере доказывает, что Китс не мог бы заблуждаться сильнее, и демонстрирует, как понимание науки помогает человеческому воображению и увеличивает наше изумление перед Вселенной.
© Richard Dawkins, 1998© А. Гопко, перевод на русский язык, 2020© А. Бондаренко, оформление, 2020Издательство CORPUS ®© & ℗ ООО «Издательство АСТ», «Аудиокнига», 2020 Продюсер аудиозаписи: Татьяна Плюта
В книге «Нейробиология и духовность» нейробиолог и доктор философии Мона Собхани рассказывает читателю о своем пути от скептицизма и научного материализма к осознанию того, что Вселенная – это нечто гораздо большее.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Что такое наука? Когда и где она появилась? Какую роль она играет в жизни человека и общества? Почему под наукой в первую очередь подразумевается естествознание? Как происходит научное познание? Есть ли у науки границы? Что такое научные революции и научные картины мира? Как представлял себе человек устройство мироздания в различные эпохи – в античности, в Средние века и в Новое время? Каковы основные научные представления современного человека о происхождении и устройстве Вселенной? Что такое макромир, микромир и мегамир? Как объясняется пространство, время и гравитация в теории относительности? Что такое квантовая механика и фундаментальные взаимодействия? Возможно ли создание «теории всего», и что это такое? Каковы основные глобальные проблемы современного мира? Является ли наука «волшебницей», и сможет ли она оправдать все ожидания человечества? Являются ли наука и техника «родными сестрами», или они всего лишь «соседи по коммунальной квартире»? Действительно ли знание – это сила? На какие вопросы, ск…
Учебное пособие для аспирантов написано в полном соответствии с программой экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки, разработанной Министерством образования и науки РФ. Основное внимание в книге уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Излагаются общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте ее исторического развития. Большое внимание в книге уделяется также философским мировоззренческо-методологическим основаниям научного познания. Анализируются философские детерминанты развития математики, физики (классической и неклассической), космологии, технического знания, социально-гуманитарного познания.
Пособие поможет аспиранту, не имеющему фундаментальной философской подготовки, освоить материал и успешно сдать экзамен. Особенный упор в книге сделан на развитие технических наук.
Все знают Гете – великого поэта, драматурга и писателя. Но эта книга открывает его для читателя с совершенно неожиданной стороны – как оригинального ученого, вступившего в научную полемику с самим сэром Исааком Ньютоном!
Что представляет собой цвет? Ньютон изучал его с точки зрения его физической природы. Гете же интересует не физическая, а, скорее, физиологическая сторона: как человек воспринимает разнообразные цвета и что на это восприятие влияет? Наблюдения и выводы его, точные и остроумные, и в наши дни представляют огромный интерес.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Рассматриваются основные учения и школы современного естествознания; анализируется творчество выдающихся ученых-естественников, чьи идеи сыграли и продолжают играть исключительную роль в становлении и развитии духовной культуры, создании новой научной картины мира.
Предлагается философское осмысление неживой и живой природы; учения о глубинном уровне структурной организации материи – элементарных частицах и полях; современные космологические концепции; теории, раскрывающие особенности пространственно-временного континуума; исследования взаимосвязи космоса и живой природы, систем «природа-биосфера-человек» и «биосфера-техносфера-ноосфера».
Предлагаемые тесты способствуют более глубокому и эффективному усвоению дисциплины.
Для студентов гуманитарных вузов, будущих юристов, экономистов, журналистов, социологов, философов, аспирантов, преподавателей вузов, а также для широкого круга читателей.
Язык науки, как язык музыки или архитектуры, – особая знаковая система, наделенная философским смыслом. Не каждый способен понять музыкальную гармонию, не всякий разглядит античное изящество и символичность простой формулы. Между тем Платон считал, что у того, кто способен оценить вечную и совершенную красоту математических наук, «возникает желание ее воспроизвести – не биологически, а интеллектуально, “разрешиться от бремени” прекрасными идеями и теориями». И вдохновленные ею ученые стали героями этой книги. Чего стоят только «фракталы Мандельброта с их изысканными узорами», абстрактная алгебра Эмми Нётер или Гёделева вселенная без времени.
Александр Миронович Воин – кандидат философских наук, писатель, руководитель Международного Института Философии и проблем общества.
В своей книге «Наука и лженаука» А. М. Воин говорит о состоянии современной науки и степени ее поражения лженаукой. Книга состоит из статей, написанных автором в разное время, каждая из которых – конкретный пример лженауки.
Как отличить науку от лженауки? Ответ на этот вопрос дает писатель в своей книге.
Книга включает фрагменты монографий И. И. Гарина «Что такое наука», «Ньютон», «Дарвин», «Эйнштейн» и «Фрейд». Читатель может познакомиться с современными представлениями об эволюции знания, об историчности и парадигмальности научных истин, а также проследить творение отцами науки различных систем мировидения. Большое внимание уделено личностям творцов науки и проблеме продуктивности их мышления. Знание экзистенциально: оно окрашено в цвета личности человека науки. Открытость бытию здесь не менее важна, чем человеческие качества Ньютона, Дарвина, Эйнштейна или Фрейда. Эйнштейн видел в науке стремление уйти от будничной жизни с ее мучительной жестокостью и безутешной пустотой. Это – идеализация возможностей науки, которая больше «приобщает» к реальной жизни, чем «отвращает» от нее. Автор показал, что человеческое знание представляет собой не кумулятивное накопление «вечных истин», но драматический процесс борьбы идей, смены парадигм или «исследовательских программ». Знание исторично, а сама наука – «история…
Фридрих Ницше – немецкий философ, филолог-классик, поэт, автор таких известных трудов, как «Рождение трагедии из духа музыки», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Сумерки кумиров». В настоящем издании вниманию читателей предлагается глубокая и стилистически совершенная книга, написанная Ницше зимой 1881/82 года. Почти в каждой фразе «Веселой науки» («La gaya scienza») «глубина мысли сочетается с шаловливой легкостью – мудрость и резвость идут рука об руку как нежные друзья», философия здесь – озорство духа.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Издание представляет собой публикацию трудов Международной конференции «Следование правилу: рассуждение, разум, рациональность» (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 21-23 октября 2014 года). Конференция посвящена выявлению потенциала проблемы следования правилу в разрешении фундаментальных затруднений современной эпистемологии и разработке нормативных моделей рациональности. Сборник предназначен для широкого круга читателей, интересующихся логикой, историей философии и методологией науки.
Учебное пособие написано в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В отличие от аналогичных изданий является системно построенным по всем разделам. В пособии анализируются структура и динамика научного знания, обсуждаются общие проблемы философии науки. Дается история развития естественных, технических, общественных и гуманитарных знаний. Разбираются философские проблемы социально-гуманитарных наук.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.
4-е издание, стереотипное
В монографии изложен авторский взгляд на современные тенденции в фундаментальной теоретической физике с позиций философии физики. Автор обосновывает концепцию супервзаимодействия как философский подход, основанный на постулате о том, что до начала Большого взрыва было нечто неизвестное современному состоянию физики и что породило трансформации фазовых переходов к нынешним представлениям о четырех типах фундаментальных взаимодействий. Реальный исторический процесс развития физики за последние полтора века свидетельствует об объединительной тенденции различных физических представлений, интегративно выражающих ныне идеи теории Великого объединения, суперсимметрии, суперструн, супергравитации и глобально эволюционного подхода. В рамках физической картины мира осуществляется интеграция мировоззренческих смыслов современной теоретической физики как науки о материальных взаимодействиях.
Книга адресована студентам физических специальностей, аспирантам, преподавателям и всем интересующимся проблемами философии физ…
УМК представляет собой совокупность учебно-методических материалов, необходимых для информационно-методического обеспечения учебного процесса и эффективного освоения студентами учебного материала.
Книга включает фрагменты монографий И. И. Гарина «Что такое наука», «Ньютон», «Дарвин», «Эйнштейн» и «Фрейд». Читатель может познакомиться с современными представлениями об эволюции знания, об историчности и парадигмальности научных истин, а также проследить творение отцами науки различных систем мировидения. Большое внимание уделено личностям творцов науки и проблеме продуктивности их мышления. Знание экзистенциально: оно окрашено в цвета личности человека науки. Открытость бытию здесь не менее важна, чем человеческие качества Ньютона, Дарвина, Эйнштейна или Фрейда. Эйнштейн видел в науке стремление уйти от будничной жизни с ее мучительной жестокостью и безутешной пустотой. Это – идеализация возможностей науки, которая больше «приобщает» к реальной жизни, чем «отвращает» от нее. Автор показал, что человеческое знание представляет собой не кумулятивное накопление «вечных истин», но драматический процесс борьбы идей, смены парадигм или «исследовательских программ». Знание исторично, а сама наука – «история…
Размышления о философии и живописи легендарного мастера эпохи Возрождения!
Еще при жизни Леонардо да Винчи ходили легенды. Он был загадкой для современников и до сих пор остается одной из самых таинственных фигур в истории человечества.
«Как хорошо проведенный день приносит счастливый сон, так плодотворно прожитая жизнь доставляет удовлетворение» – этому принципу великий итальянец оставался верен до конца своих дней. Он считал, что и наука, и искусство являются путем познания и преображения мира, а потому старался вникнуть в суть всех окружающих его вещей и явлений – будь то строение человеческого тела, полет птицы, происхождение радуги или теория живописи.
В книге публикуются избранные естественнонаучные произведения Леонардо да Винчи и его «Трактат о живописи». Перевод на русский язык сделан крупнейшими учеными ХХ века А.А. Губером и В.П. Зубовым.
© Перевод. А.А. Губер, наследники, 2019© Перевод. В.П. Зубов, наследники, 2019© & ООО «Издательство АСТ», «Аудиокнига», 2021
В книге обсуждается природа информации и её проявления в наблюдаемой реальности. Информационная парадигма, признающая за информацией существование, независимое от материальных носителей, позволяет по-новому взглянуть на фундаментальные проблемы физики, биологии, психологии и философии. При этом ключевой оказывается проблема сознания, которое в информационном подходе можно не только структурировать, но и понять необходимость существования его феноменальной составляющей как единого языка бытия. Информационный взгляд на реальность позволяет говорить о единстве естественнонаучного, гуманитарного и религиозного знания, а также сформулировать предположения о возможной структуре мироздания. Книгу можно рекомендовать тем, кто интересуется фундаментальными основами науки.
Рассматриваются предмет философии науки и содержание четырех научных революций. Анализируются проблемы научной методологии, история становления науки как социального института, структура научного познания, рациональность и ее виды, динамика научного исследования, становление развитой научной теории. Особое внимание уделяется проблеме иррационального в научном познании и проблеме интуиции, роли языка в развитии науки, проблеме концептуального аппарата. Рассмотрена также специфика закона и истины в гуманитарном знании. Для аспирантов и студентов вузов.
Рассмотрена история науки Нового времени и ее философское осмысление в социально-культурном контексте. Показана ключевая роль философских идей в становлении методологии научного познания и естествознания.
Рассказано, как ученый, углубляясь в свою научную дисциплину, обнаруживает, что основные ее положения ниоткуда не следуют, ни на каком материале не основаны, а просто приняты па веру еще тогда, когда основные ее факты не были собраны и упорядочены. Часто факты, притом жизненно важные, решительно противоречат науке, но, как говорят скептики, «тем хуже для фактов». Почему так? Герой повестей и очерков, пытаясь понять, в чем дело, обнаруживает, что это обстоятельство носит по сути религиозный характер.
Давно ли так? Из истории пауки видно; подмена обоснования верой идет из Средних веков, когда авторитет стал выше наблюдения. Наш герой, сам того не зная, открывает азы науковедения, что позволяет ему переосмыслить свои научные результаты и общие мнения. В трехтомнике собраны некоторые работы автора последних сорока лет, включающие автобиографический материал, хотя бы и косвенно.
В первом томе помещены научные (включая популярные) работы, призванные показать развитие наук о природе и обществе и их восприятие об…
Методология формирования человека XXI в. обусловливает особый интерес к проблемам образования, к нахождению новых форм и методов воспитания молодежи. Гуманизация образования современного человека в монографии представлена как фундаментальная проблема философии, педагогики и психологии.
Книга представляет серию очерков, относящихся к области образования и философии образования. В ней рассматриваются такие вопросы, как сущностные характеристики философии образования, понимание гуманизма и процессов гуманизации и гуманитаризации образования, роль личности ученого, педагога в формировании ценностей и идеалов на ниве просвещения.
Предназначена педагогам, работника сферы образования, студентам и всем тем, для кого значимыми и интересными являются проблемы образования.
Сифоров Владимир Иванович (18 (31) мая 1904 г., Москва – 3 октября 1993 г., Москва) – выдающийся отечественный ученый в области радиотехники и электроники, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН (с 1953 по 1991 г. – АН СССР).
Учебное пособие по дисциплине «История и философия науки»предназначено для аспирантов и соискателей специальностей 13.00.04 –«теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,оздоровительной и адаптивной физической культуры», 03.03.01 – «физиология». Посвящено философскому анализу науки. Рассматривается понятие науки в трех аспектах ее бытия, основные концепции современной философии науки, социальные функции науки, возникновение науки и этапы ее исторического развития, структура научного знания, проблемы динамики науки и научныхреволюций, особенности современной постнеклассической науки и ее роль в развитии современной цивилизации. Может быть использовано аспирантами и соискателями всех специальностей для подготовки к кандидатскому экзамену.
Много веков назад принцип бритвы Оккама изменил наш взгляд на мир, показав, что простота является основополагающим принципом Вселенной. Ученый-биолог Джонджо Макфадден прослеживает историю научных открытий на протяжении нескольких столетий, от геоцентрического космоса до квантовой механики и ДНК. По мнению Макфаддена, жизнь могла появиться только благодаря максимальной простоте, и фундаментальный закон Вселенной есть не что иное, как космологическая форма естественного отбора, который всегда благоприятствует выживанию простейших элементов. Трактуя по-новому историю науки и происхождение Вселенной, эта книга в корне меняет наше представление о нас самих и об окружающем мире.
«До Уильяма Оккама поиск ответов на вопросы, как правило, сопровождался появлением дополнительных сущностей. Уильям Оккам был первым, кто стал говорить о необходимости добираться до простых решений, отражающих суть проблемы. Благодаря ему этот принцип стал основополагающим в науке и отличительным признаком ее современности. Бритва Окка…
В исследовании показано, что механизмы развития науки и технологий не могут быть созданы вне философской мысли. Одним из проективных направлений здесь является русский космизм, новое понимание которого возникает в связи с конвергенцией мегатехнологий. Может быть полезно студентам, обучающимся по программам подготовки бакалавров, магистров, а также аспирантам и соискателям, которые готовятся к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки, молодым ученым и преподавателям университетов.
В курсе лекций раскрыты все главные темы современной философии науки: взаимосвязь философии и науки, предмет и структура философии науки, история философии науки, онтология науки, структура науки и закономерности ее развития, наука и инновационная деятельность, философские основания и философские проблемы науки. Для студентов и аспирантов, обучающихся в техническом вузе.
Эллинистический скептицизм, представленный не только пирронизмом, характеризуясь прежде всего «внутренней эмиграцией», своеобразным «экзистенциальным» поворотом философской мысли, индивидуалистической и эвдемонистической направленностью, во многом предвосхитил современные эпистемологические, этические и социально-философские идеи, а его представители, рассмотренные в широком историческом контексте обернутся не «маргинальными» мыслителями своей эпохи, а настоящими пророками в мировой философской мысли.
Hellenistic skepticism, which can be represented not only as pyrrhonism, being characterized first of all by «internal emigration», out-of-the-way «existential» turn of philosophical thought, individualistic and eudemonistic direction, in many ways anticipated modern epistemological, ethical and socio-philosophical ideas. Meanwhile its representatives, viewed in broad historical context, will turn out not «marginal» thinkers of their epoch, but true prophets in world’s philosophical thought.
В формате a4.pd…
Альберт Эйнштейн – самый известный ученый XX века, физик-теоретик, создатель «теории относительности», лауреат Нобелевской премии по физике – был еще и крупнейшим общественным деятелем, писателем, автором около 150 книг и статей в области истории, философии, политики.
В книгу, представленную вашему вниманию, вошли наиболее значительные произведения А. Эйнштейна, в которых дает свое видение мира, человека, будущего мировой цивилизации и науки. Цель книги обозначена самим Эйнштейном: «Я думаю, что показать своим ищущим собратьям, какими представляются собственные искания и стремления – дело хорошее. А мысленный охват, в рамках доступных нам возможностей, внеличного мира представлялся мне как высшая цель».
Представлены цели, задачи, планы занятий, ключевые слова, методические рекомендации, вопросы для обсуждения, темы рефератов, домашних заданий для самостоятельной работы, списки рекомендуемой литературы при подготовке к экзамену кандидатского минимума. Для аспирантов и соискателей технических специальностей, готовящихся к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки».
Многое из того, что произойдет в ближайшие 30 лет, неизбежно и предопределено сегодняшними технологическими трендами. Кевин Келли, один из ведущих мыслителей современности, показывает, как сегодняшние изменения, не всегда заметные, в итоге перевернут мир.
В книге описано 12 трендов, которые дополняют друг друга, усиливаются и неумолимо меняют общество, политику, экономику, принципы взаимодействия и само человеческое мышление. Все это можно обратить себе на пользу, но только если понимать происходящее уже сейчас.
Книга Кевина Келли будет полезна всем, кто хочет найти верное направление – для бизнеса, учебы, жизни в целом – и понимать, куда инвестировать, чему учиться, как работать и вообще жить в быстро меняющемся мире.
На русском языке публикуется впервые.
В этот сборник, впервые опубликованный уже после смерти великого ученого, вошли статьи, в которых Томас Кун вновь обращается к темам, так или иначе затронутым в его opus magnum «Структура научных революций».
Что же такое, согласно его теории, наука – эмпирическое исследование или своеобразное «социальное предприятие»? И существует ли аналогия между развитием науки и эволюцией в природе?
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
В книге изложено новое понимание эволюционной доктрины Ламарка. До середины XIX века в языке науки не было понятия наследственности, но было заменяющее понятие природы. Родовые и видовые признаки со времен схоластики рассматривались в качестве существенных и, следовательно, в качестве истинных признаков, описывающих природу организма. Природу в этом смысле противопоставляют изменчивым внутривидовым признакам, которые могут быть классифицированы в отношении того, способны ли они передаваться от родителей детям или нет. Понятие наследственности в качестве описания наследуемой изменчивости было использовано Дарвином в его теории естественного отбора. Ламарковская и дарвиновская модели эволюции, следовательно, имеют разные предметные области. К концу XIX столетия понятие природы (организма) исчезло из языка науки. Как результат, «ключ» для удовлетворительного понимания произведений Ламарка был утерян. Ламарковский подход соответствует положениям физиологической концепции наследственности, имевшей хождение на …
Рассматриваются вопросы сущности, статуса и функций философии, ее генезиса и исторической эволюции, анализируются основные проблемы метафизики, онтологии, философии природы, философской антропологии, теории познания, философии науки, социальной философии.
Для студентов учреждений высшего образования, магистрантов, аспирантов.
В очень популярной, доступной форме известный норвежский философ Л. Свендсен дает свое оригинальное видение того, что же такое философия. Наука о мудрости – такое определение предлагает автор. Философствовать – значит подвергать сомнению свое понимание себя. Ведь философия – не просто поиск мудрости, внешней по отношению к нам, это неизбежность встречи с собственным невежеством, это необходимость задавать себе неудобные вопросы, сомневаться во всем, что ты знаешь и чем являешься. Этот глубоко личный аспект философии проходит путеводной нитью через всю книгу.
Опираясь на западную философскую традицию, автор рассказывает об основах философии, о взаимосвязях философии и литературы, науки, о доминирующих ныне школах аналитической и континентальной философии, о прошлом и будущем философии, которую он считает бессмертной…
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Можно ли уничтожить и нужно ли уничтожать ставшие, увы, традиционными (хотя, как видим, и не столь древние!) границы между гуманитарными, естественными и математическими науками?
Об этом я не берусь судить. Но вот разрушить барьеры между представителями этих наук, между лириками и физиками, между гуманитариями и математиками – это представляется и привлекательным, и осуществимым.
Книга философа с мировым именем посвящена детальной разработке реалистической концепции философии науки. Автор исследует проблемы объективности научного знания, референтов наблюдаемых и не-наблюдаемых объектов, структуры и динамики научных теорий, проблему истины в науке, вопросы этики науки, социальных измерений научной деятельности, взаимоотношения науки и технологий, науки и метафизики. В рамках своей позиции Э. Агацци анализирует практически все основные проблемы современной философии науки и даёт подробный критический разбор различных реалистических и анти-реалистических концепций. Автор формулирует ряд оригинальных идей и предлагает свою концепцию семантики эмпирических теорий. Книга предназначена для специалистов в области эпистемологии, логики, философии и истории науки.
Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:
Данное учебное пособие в жанре материалов к курсу лекций, определяемых соответствующей программой, призвано в краткой, сжатой форме дать читателю информацию о главных категориях (понятиях), раскрывающих историю развития и философские основы современной науки. Адресуется аспирантам-социологам, готовящимся к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки.
В этот сборник, впервые опубликованный уже после смерти великого ученого, вошли статьи, в которых Томас Кун вновь обращается к темам, так или иначе затронутым в его opus magnum «Структура научных революций».
Что же такое, согласно его теории, наука – эмпирическое исследование или своеобразное «социальное предприятие»? И существует ли аналогия между развитием науки и эволюцией в природе?
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Учебник, адресованный прежде всего аспирантам и соискателям высших учебных заведений физической культуры, имеет целью расширить и углубить их знания по истории и философии науки, а также помочь в подготовке к экзамену по кандидатскому минимуму «История и философия науки».
Анализируются важные и дискуссионные проблемы истории и философии науки: понятие и история науки; предмет философии, ее взаимоотношение с наукой; предмет, основные концепции и значение философии науки; логико-методологические и социокультурные проблемы философии науки. Вместе с тем общие теоретические положения истории и философии науки применяются для анализа конкретных проблем истории и философии спортивной науки.
Авторы учебника опираются прежде всего на результаты собственных исследований обсуждаемых проблем. Но чтобы избежать односторонности в их решении, дать читателям возможность самим выбрать ту или иную точку зрения, излагаются взгляды и аргументы других авторов по обсуждаемым проблемам.
Учебник рекомендуется также студентам, ма…
Развитие системы высшего образования, достижения гуманитарных наук в контексте увеличения количества знаний и информации ставят задачу переосмысления процесса учёбы в современном университете.
Данная книга анализирует основные учебные процессы и предлагает актуализированное видение и методы учебной деятельности в высшем учебном заведении – получения специальных и общечеловеческих знаний и становления взрослого, абстрактно-логического вида мышления.
Издание предназначено для студентов всех специальностей, а также преподавателей и всех, интересующихся философскими аспектами информационной проблематики.
Сборник статей посвящен актуальному и неоднозначному по содержанию и методологическим стратегиям направлению исследований науки и познания в XX веке, называемому исторической эпистемологией. В сборнике представлены статьи, раскрывающие различные аспекты этого направления, а также некоторые темы, истолкованные в данном ключе.
Пособие предназначено для первоначального ознакомления студентов с проблематикой философии науки и философии техники – это обстоятельство определяет элементарный уровень изложения и соответствующий отбор учебного материала.
Первое полное издание на русском языке книги одного из столпов американского прагматизма, идеи которого легли в основу символического интеракционизма. В книге поднимаются важнейшие вопросы социального и исторического познания, философии науки, вопросы единства естественно-научного и социального знания (на примере теорий относительности, электромагнитного излучения, строения атома и теории социального поведения и социальности). В перспективе новейших для того времени представлений о пространстве и времени автор дает свое понимание прошлого, настоящего и будущего, вписанное в его прагматистскую концепцию опыта и теорию действия.
Книга представляет интерес для специалистов по философии науки, познания, социологической теории и социальной психологии.
В учебном пособии рассматриваются основные проблемы современной философии науки. В их числе: определение науки, научный метод, основные научные категории, нормы и идеалы науки, роль ценностей в социальных науках, научная критика, типы научных проблем и др. Также рассматриваются философия экономики и философия права. Включена глава о философии наук об искусстве, рассчитанная на занимающихся такими науками.
Книга соответствует стандартным требованиям к учебным пособиям такого рода.