Отзывы о книге Страх
Tarakosha
Отзыв с LiveLib от 22 ноября 2019 г., 21:51
Когда я впервые читала этот том, то он был поделен на две отдельные книги, первая из которых продвигалась очень тяжело, так как в ней основное внимание было уделено складывающейся в тридцатых годах прошлого века внутриполитической ситуации в СССР и нарастанию террора, приобретающего все больший размах, затрагивающий всех и каждого, от простого рабочего до члена Политбюро, от крестьянина до работника НКВД, вчера еще вершившего суд над чужими жизнями.Тем интереснее было сравнить впечатления и подтвердить своё мысленное предположение о том, что спустя время, уже зная сюжетную линию основных героев, другую, не менее важную и значительную часть будет читать интереснее. На деле так и оказалось. И даже имея уже больше в своем читательском багаже на тему репрессий и тоталитаризма по сравнению с прошлым, чтение от этого не становится легче. Страшно читать о том времени, страшно представлять всю ту атмосферу невероятного страха, пронизывающего все сферы жизни отдельного человека и все слои населения сверху донизу. От обвинений в шпионаже, подстрекательстве, вредительстве не был застрахован никто. Любая оплошность, простая оговорка, опущенная рука на общем собрании, родственные и личные связи, честность и открытость, да мало ли еще поводов для ареста (нет невиновных, есть наша недоработка), могли потянуть за тобой такие ниточки и веревочки, из которых образовывался всё ширящийся круг подозреваемых и виновных.Именно отличной передачей гнетущей атмосферы тех лет и попыткой проникнуть в сокровенные мысли вождя и постараться максимально полно отобразить их, примечателен роман-трилогия А. Рыбакова. Понятно, что любое мнение субъективно, но за всем написанным чувствуется личный горький опыт, огромная проделанная работа и боль за свое поколение, свою страну. Судьбы героев, которые складываются по разному, но общим знаменателем коих является ежедневный страх за свое настоящее и будущее, отлично иллюстрируют атмосферу тех лет, усиливая невыносимо тягостное ощущение от погружения в эпоху, в очередной раз повергая в ужас от человеческой жестокости и низости, напоминая, что человек человеку - волк...Даже уже имея некоторое представление о том времени, зная основные сюжетные линии, чтение романа от этого не становится легче и проще. Каждый раз словно заново проживаешь с героями каждый миг их судьбы, и хотя история не имеет сослагательного наклонения, но вопреки всякой логике надеешься, что все еще обойдется. НЕ ОБОШЛОСЬ....
Dreamm
Отзыв с LiveLib от 9 сентября 2021 г., 14:18
С этой серией не хочется останавливаться, читаешь книгу за книгой в погоне за счастливой судьбой героев, но все совсем не так.
Все больше растет культ Сталина, в стране устанавливаются новые порядки. И как правильно названа книга - Страх. Повсюду страх, боятся всего и всех, каждого шороха, люди перестали общаться друг с другом.В этой книге нам автор проолжает рассказывать историю Саши и Вари. Отбыв срок в лагере, Саша возвращается, но понимает, что в Москву он не может вернуться (да, да, такие были правила) и он ищет свое место, там где он будет нужен, там где он сможет работать.На фоне мирной жизни Саши Панкратова, автор нам повествует о жизни Сталина, о судьбе его соратников, работе ЦК, Наркоматов и очень подробно описыавет всю политическую мощь вождя, ведь в этой книге у Сталина уже достоточно механизмов воздействия на аппарат, его слова не обсуждаются, приказы исполняются беспрекословно. И тут понимаешь, что человеческая жизнь ничего не стоила, главное расстрелять лидеров, чтобы остальные боялись и не вздумали мыслить иначе.
Что же ждет Сашу? Встретятся ли они с Варей? Будет ли у них счастливая семейная жизнь? Пока они об этом даже не думают, главное выжить всеми силами и способами.
И вот вторая часть книги прочитана, и впереди ждет третья часть, ну что же, начнем ее.
elena_020407
Отзыв с LiveLib от 15 января 2012 г., 20:02
Дети Арбата 02Эта книга очень сильно отличается от "Дети Арбата" . Если основные действия первой книги разворачиваются до убийства Кирова, когда система еще не до конца закрутила все свои гаечки и винтики, когда за неудачные карикатуры в стенгазете давали ВСЕГО 3 года на поселении, то основный события "Страха" разворачиваются в период, известный как Ежовщина. Главные герои первой книги, молодые комсомольцы, постепенно уходят на второй план - Вика Марасевич уезжает во Францию, ее брат продолжает понемногу "постукивать" в органы, Нина Иванова фактически спасается бегством от партии, в которую когда-то так верила, а Варя расстается с шулером-Костей и ждет возвращения Саши из ссылки.На долю вымышленных героев в этой части редко приходится больше, чем по две главы. Даже Саша отходит на второй план. Самое главное, самое важное в этой книге - это атмосфера, в которой жила целая страна атмосфера страха. Рыбаков подробно пишет о Московских процессах и кровавом разгроме верхушки РККА. И время от времени, чтобы читатель не забывал о том, что все написанное - отнюдь не авторский вымысел, приводит официальные данные: в таком-то году было расстреляно столько-то людей, в лагеря отправилось столько-то; спустя столько-то лет/месяц после процесса, человек, готовивший его, сам оказался на скамье подсудимых. Эта книга великолепно описывает эпоху страха, предательства, тотального переписывания истории. Сталин здесь не добродушный усатый грузин, каким его рисовали пионеры, а злобный параноик, готовый сломать, а то и отобрать человеческую жизнь без всяких разбирательств по малейшему подозрению. А люди... Люди боятся. Боятся того, что одно слово, за один взгляд могут расстаться не только с местом работы, свободой или собственной жизнью, но и с жизнью своих ни в чем не виновных родных и близких.Читая такие книги радуешься тому, что на долю нашего поколения всего-то и выпало: путч, дефолт, кризис. Могло быть значительно хуже.
marfic
Отзыв с LiveLib от 16 августа 2013 г., 16:27
Тяжеленная книга. Как приступ стенокардии - страх смерти сжимает сердце и не отпускает. Даже если знаешь, что пройдет, даже если надеешься, что не в этот раз, не с тобой, не навсегда - все равно читать жутко.
Этот том саги "Дети Арбата" - кстати - я только сейчас заметила, что он так и называется - "Страх" - Рыбаков посвятила жуткому периоду истребления советского народа 1935-1937 годов. Террор своей страны от верхов до низов. Чистки каждой ветки власти, каждого дома, каждой улицы.
Пожалуй, читать эту книгу и понимать, что это - не художественный вымысел - было не менее страшно, чем читать о Великой Отечественной Войне. Даже страшнее. Чудовищное творилось в стране. Господи, убереги всех от такого.
ksu12
Отзыв с LiveLib от 5 апреля 2016 г., 15:43
"На крови нельзя построить счастливое и справедливое общество." Книга страшнее первой части, что объяснимо временем, которое в ней описывается. С 1935 по 1937 годы. СССР. Сталинизм. Террор, порожденный страхом. Страх, порожденный террором. Террор, который сам страх и есть.
"Зачищали" всех и на всех уровнях, от сотрудников политбюро и НКВД до военачальников и простых парикмахеров, директоров школ, простых людей, живущих в соседнем дворе или в твоем же дворе, в соседней комнате. Вроде и знаю я это. Снега на голову не было. А все равно жутко. Пробирает до костей. Параноидальный террор, тотальный, проникающий во все щели. Без зазрения совести убивали детей, расстреливали, тех, кто достиг 12 лет, куда-то бесследно могли пропасть 6 миллионов человек - это в мирное время, "зачистили" более 40 тысяч военных, высший и старший командный состав, самых образованных, талантливых. Всех под каток, в расход. Так готовились к войне. А война уже шла вовсю, война против собственного народа, против своей страны, война против тех ценностей, в которые страна в лице всего народа верила, защищала, оспаривала, ради чего жила, трудилась. Все слова, высшая власть никогда сама не верила ни в какие ценности, свято верила в собственную Власть... Но Страх, который породил террор, окутал всю страну. Людям было страшно, как мышам. Большая мясорубка по принципу рулетки, на кого сегодня пальцем укажут, кто сегодня оговорится, кто сегодня споткнется, а не споткнется - подтолкнем товарища, чтоб самому выжить. Агенты, стукачи.... их жизни тоже крайне временны, они нужны на небольшой промежуток, потом их старались тоже убрать...
Средневековье в двадцатом веке! Такая вот трагедия всего народа! Пытки, какие ужасные пытки, изощренные, угрозы, шантаж. Люди просто хотели, чтобы все это закончилось хоть чем-то и подписывали признания о бесконечных сговорах, о работе на японскую, английскую, немецкую разведку... О Бог знает чем... Настоящая охота на ведьм... В эту мясорубку по чистой случайности хоть иногда настоящие шпионы попадали? Или все вымышленные, нарисованные, надуманные... , сфабрикованные, шитые белыми нитками. Доказательств не надо... нужны только лишь признания... А признания без доказательств из человека выбиваются... Больше об этом не могу, потому как больно, потому как оно все родное, и это история моей страны. И это мой народ, потому душа и болит. Все могло бы быть иначе. Сколько еще людей покончили жизнь самоубийством, понимали, видели, а ни сказать, ни возмутиться, ни защитить, и так, и так - смерть. Книга вмещает в себя и документальные данные, прям справки, кто когда был расстрелян, и мысли и деятельность вождя уничтожаемого народа Сталина, и жизни героев книги - Вари, Саши, Софьи Александровны, Михаила Юрьевича, Вики, ее брата Вадима, Юрия и других. Кровавые страницы кровавой истории... Я считаю, что читать обязательно... И не вздумайте сказать, что книга антисоветская... Даже слушать не желаю... Это книга - боль о своей стране, о своем народе, о разрушенных мечтах, надеждах и жизнях. Антисталинская, да! Но не против своей страны и своего народа. А Сталин - личность в истории, но он не народ. Михаил Юрьевич- народ, Варя, Сашка, его мама - это народ, это люди, и миллионы других. 1937 год и некоторые другие годы - был преступлением против своего народа, это было преступление против человечества, такое же как Война. И то, что мы после всего мракобесия выжили, выиграли войну, отстроили из руин страну, это заслуга народа.
"А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам,
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора..."
Сергей Есенин.